Метод мини - проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.
статья по музыке
Метод мини - проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Метод мини - проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.
Учебный проект, как элемент творчества учащихся рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Вводя в педагогические технологии элементы исследовательской деятельности, учитель направляет познавательную деятельность учащихся.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.
Проектный метод позволяет:
* научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;
* приобщаться к практической деятельности
* связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.
При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления. В проектной деятельности меняется роль учителя на занятиях: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска. На уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант.
Процесс проектирования вырабатывает у учащихся свой собственный аналитический взгляд на информацию.
Выбор тематики проектов может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, а также интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые при этом ориентируются на свои собственные интересы, причем не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как музыка для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие тем, изучаемых на уроках музыки, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных умений и навыков.
Развитие интереса учащихся к уроку музыки как к школьному предмету и как к средству общения можно, используя метод проектов, направленный на активацию познавательной деятельности школьников, вовлекая ребят в процесс активного интеллектуального поиска информации, предоставляя им возможность использовать некоторые функции учителя.
Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка. Следует отметить, что развитие познавательного интереса в ходе уроков с элементами метода проектирования позволяет решить проблему с максимальным использованием образовательных и воспитательных возможностей предмета музыки, на основе использования различных форм работы на уроке и вне урока: познавательные викторины, творческие работы, беседы, различные формы опросов, самостоятельной работой учащихся дома, поисковых и исследовательских методов.
Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же схеме в течение длительного времени будут эмоционально утомительны. На уроке в новой образовательной ситуации, используя проектные методы, возможна подготовка ученика как творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании.
Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.
При организации исследовательской деятельности в рамках обычного урока происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися. Самостоятельное выполнение работы формируют у ребенка понимание причин, лежащих в основе тех или иных явлений, обогащает эмоциональную сферу ученика, учит выражать свои мысли и чувства, адекватно используя свои знания, умения и навыки.
Мои собственные наблюдения позволяют судить об эффективности использования мини-проектов, особенно на обобщающих уроках. Применение исследовательского и проектного метода позволяют развить:
* Познавательные умения учащихся: наблюдения, систематизация (классификация, дифференциация), выдвижение гипотез, решение проблем, поиск путей проверки, соотнесение результатов с гипотезами и др.
* Практические умения: добыча информации.
* Коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.
Как правило, уроки, на которых использовался метод проектов, и озвучивались в той или иной мере исследования учеников вызывали самый неподдельный интерес школьников. Они проходили очень живо, занимательно, а знания, полученные во время этого урока, лучше закреплялись в памяти.
Во время уроков музыки наметился значительный рост познавательной активности, знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить интерес к предмету, приучать к самооценке результатов своего труда. Учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Такая форма активного взаимодействия способствовала более быстрому и непринужденному вхождению учащихся в учебную деятельность, созданию благоприятного психологического климата.
Именно метод проектов дал результат – высокую мотивацию к обучению.
Таким образом, методика проведения мини-проектов, в основе которых лежит кропотливая подготовительная работы учащихся во время ознакомления, отработки и закрепления определённой темы дают возможность сделать выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта: "Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся".
Давно возник вопрос: как преподавание базового курса информатики сделать интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся надолго. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мо...
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
Метод учебных проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Статья рассказывает о том, как можно развивать интерес учащихся к русскому языку и литературе, используя метод проектов, направленный на активизацию познавательной деятельности школьников....
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...
«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»
Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...
«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...