«Принципы коррекционно-развивающей работы»
материал на тему

Камышникова Наталья Владимировна

Выступление  на методическом объединении воспитателей "Принципы коррекционно-развивающей работы" Материал может быть использован воспитателями в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_krr.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Выступление на методическом объединении воспитателей

«Принципы коррекционно-развивающей работы»

Подготовила и провела:

Камышникова Наталья Владимировна,

воспитатель

2018-2019 уч.год

Принципы коррекционно-развивающей работы.

Определение понятия коррекционно-развивающей работы

Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитателных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных возможностей.

Планируя воспитательный процесс, во главу ставится личность ребёнка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, медлительность, беспринципное отношение к своим поступкам и пр.) включаются в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

Цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих их развитию. Достижению этой цели возможно в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.

Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, являясь практической областью, должна опираться на глубокое понимание предмета, а также иметь под собой методологические основания.

В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы (от латинского - начало, основа).

Принципы – это закономерности. Определяющие и организующие воспитание; это положения, которые определяют отбор содержания. Выбор приоритетов, методов и приемов работы воспитателя, исходя из целей  и задач, которые перед ним поставлены.

Принципами планирования и методами реализации коррекционно-развивающей направленности являются следующие:

- принцип мотивации – предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. Иначе говоря, задача занятия должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели ее решить.

- принцип продуктивной обработки информации – это создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только сопровождаются продуманной системой коррекционно-развивающих мероприятий.

2Принцип развивающего характера СО. Коррекционная работа должна носить опережающий, предвосхищающий характер, быть ориентированной на зону ближайшего развития (завтрашний день) ребёнка. Вовремя принятые меры позволяют избежать различного рода ограничений в развитии, а тем самым и необходимости развертывания в дальнейшем системы специальных коррекционно-развивающих мероприятий.

3Принцип нормализации – учёт общих тенденций развития здорового ребёнка и ребёнка с ОПФР. Особый ребёнок должен последовательно пройти все стадии онтогенеза, что и нормально развивающийся. Однако темпы развития детей с ОПФР иные. Формирование определённых возможностей достигается у этих детей обходными путями, причём конечный результат может не что показанную воспитателем.

- принцип развития и коррекции высших психических функций – это следующая закономерность, которую необходимо учитывать, планируя работу воспитателя. Речь идет об обязательном включении в занятие специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции. В основу этого принципа положены основные идеи  Л.С.Выготского, высказанные им в учении о компенсации. «Наиболее воспитуемыми оказываются высшие психические функции по сравнению с элементарными…»

1) Еще хотелось бы остановится на  принципе единства диагностики и развития. Во-первых, эффективная КРР может быть построена лишь на основе тщательного обследования. В то же время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не

совпадать с достижениями обычных детей.

 4) Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей согласует требования соответствия психического и личностного развития индивида (а в особенности это касается ребенка) возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости конкретной личности.

Нормативность развития – это последовательность сменяющих друг друга возрастов и стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного индивида (ребенка).

5)Принцип индивидуального и дифференцированного подходов. КРР предполагает как индивидуализацию содержания, темпа и сроков обучения, воспитания и развития, так и выявление типических особенностей, присущих группе детей. Индивидуализация и дифференциация осуществляются на основании критериев:

-структура нарушения; -степень тяжести его проявления; -время возникновения;

-типологические и индивидуально-психологические особенности ребёнка;

-предшествующая социальная ситуация развития.

6Принцип целостности. КРР рассматривается как психолого-педагогическое взаимодействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого нарушения, а подразумевает развитие личности в целом, нормализацию деятельности ребёнка в различных социальных сферах. КРР предполагает как непосредственное взаимодействие с самим ребёнком с целью формирования обобщённых специальных умений компенсаторного характера, обеспечивающих его развитие, обучение и воспитание, так и преобразование среды, в которой находится ребёнок: создание специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними.

7) Деятельностный принцип КРР. Данный принцип определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности, в ходе которой создается основа для позитивных сдвигов в развитии личности. В основу принципа положено теоретическое положение о приоритетной роли деятельности в развитии психики ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Согласно рассматриваемому принципу коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка.

 Этот принцип реализуется путём активного включения детей с ОПФР в различные виды деятельности, каждый из которых обладает определённым компенсаторным потенциалом. То, чему обычного ребёнка можно научить на словах, для ребёнка с ОПФР становится доступным только в собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.

8Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Успех КРР обеспечивается единством требований к ребёнка с ОПФР со стороны как специалистов, так и родителей.

9) Принцип единства диагностики и коррекции.

Данный принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Он реализуется в двух аспектах:

Первый аспект касается того, коррекционной работе должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, назначения которого:

а) определение характера и интенсивности затруднений;

б) формирование заключения о причинах отклонений от нормы;

в) постановка задач и целей коррекционно-развивающей работы.

Эффективность создания коррекционно-развивающей программы возможна только при условии предварительного обследования. Диагностическое обследование обретает смысл только, если впоследствии сопровождается психолого-педагогическими коррекционными мероприятиями.

Второй аспект связан с тем, что реализация коррекционно-развивающей программы требует постоянного контроля за динамикой личностных изменений, переменами в поведении, деятельности, эмоциональных состояниях, чувствах, переживаниях.

Потребность в текущем и итоговом контроле указывает на необходимость диагностики на протяжении всей коррекционной работы.

Модели коррекционно-развивающей работы и их характеристика А. А. Осипова,

Общая модель КРР предполагает создание для детей с ОПФР специальных педагогических условий. Она включает в себя: щадящий охранительно-стимулирующий режим; дозировки нагрузки (интеллектуальной, физической, зрительной, тактильной, слуховой и др.); введение смысловых опор, обеспечивающих успешность взаимодействий (планов, памяток, алгоритмов); наличие разумной и понятной ребенку системы требований (например, правило постоянства предметов, оречевления действий), регулирующей его отношения с окружающим; насыщение среды разнообразными объектами; организация полисенсорного восприятия объектов, обеспечение разнообразия деятельности, событийности.

Существуют общие закономерности отклоняющегося развития:

- нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации (страдают восприятие, мышление, память);

- нарушение речевого опосредования;

- более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

Типовая модель КРР основана на организации специальных воздействий на проблемные зоны детей в рамках одного типа нарушений, с использованием соответствующих приёмов и форм работы. При интеллектуальной недостаточности – учёт сниженнойактивности (замедленность, вялость) познавательных процессов и слабости ориентировочной деятельности. При трудностях в обучении – недоразвития школьнозначимых функций (зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, пространственной ориентации, координации в системе «глаз-рука») и саморегуляции деятельности. При РДА – трудностей в установлении эмоциональных и социальных связей и пр. Типовая модель КРР – основа для реализации дифференцированного подхода, объединения детей в группы на основе сходных ограничений в развитии.

Индивидуальная  модель КРР ориентирована на профилактику и преодоление ограничений жизнедеятельности ребёнка с учётом его индивидуально-психологических особенностей. Индивидуальная модель КРР – основа для реализации индивидуального подхода. Это достигается в процессе создания и осуществления индивидуальных коррекционно-развивающих программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Принципы организации коррекционно-развивающей работы

Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах ...

Доклад на педагогическом совете «Система принципов коррекционно-развивающего сопровождения»

В докладе выделены следующие принципы коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса....

Принципы коррекционно-развивающего обучения

Напомним основные принципы коррекционно-развивающего обучения, учет которых обеспечит эффективное решение различного рода задач, продиктованных учебным процессом....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...