Доклад на педагогическом совете «Система принципов коррекционно-развивающего сопровождения»
методическая разработка на тему
В докладе выделены следующие принципы коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете
«Система принципов коррекционно-развивающего сопровождения»
Дети с выраженной степенью умственной отсталости, проживающие в условиях ДДИ, имеют ряд специфических особенностей, обусловленных и структурой дефекта, и условиями проживания, которые в какой-то степени, но изолируют ребёнка от постоянного контакта с окружающим миром.
Недоразвитие познавательной деятельности у воспитанников оказывается как бы предопределённым уже в раннем детстве вследствие нарушения темпа психического развития и его своеобразия у каждого воспитанника.
Начальным звеном в этом недоразвитии является несформированность сенсомоторной деятельности, которая задерживает развитие у ребёнка более сложных системных процессов (память, мышление, речь), а также затрудняет процесс овладения основными видами деятельности.
Дети обнаруживают значительную беспомощность в мире окружающих предметов. Часто их действия с предметами имеют характер неспецифических манипуляций (бросают тетради, грызут карандаш, рвут листки тетради и т.п.) Все эти особенности существенно затрудняют организацию целенаправленной деятельности в течение продолжительного периода времени (7 минут рисовать; или складывать картинки и т.п.) Воспитанникам ДДИ необходима смена видов деятельности, предусматривающая смену доминантного анализатора.
Другими словами, организация урока и занятия, досуговой деятельности, экскурсий должна осуществляться таким образом, чтобы в процессе общения взрослого и детей происходила коррекция имеющихся особенностей недоразвития, развитие ресурсных потенциальных возможностей каждого ребёнка и освоение им социально значимых форм и способов поведения. Обращаем ваше внимание на тот факт, что речь в первую очередь, идёт о коррекции и развитии личности ребёнка, и лишь потом о формировании навыков поведения.
Как же должно строиться занятие, урок, если у ребёнка не сформированы основные «житейские навыки»: умение слушать и понимать; спрашивать и уточнять; выполнять инструкции до конца; следовать заданному алгоритму выполнения задания и т.п. Кроме того большинство исследователей и учёных ( Г.Е. Сухарева, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова, И.М. Бажкова и др.) отмечают незрелость мотивационно - потребностной сферы у детей с F-72, обусловливающей безразличные, пассивные поведение учащихся; отсутствие стимулов к выполнению заданий и т.п.
Учитывая всё вышеизложенное, необходимо планировать занятия и уроки, опираясь на следующие коррекционно-развивающие принципы:
Принципы в данном контексте - это закономерности, определяющие и организующие воспитание; это положения, которые определяют отбор содержания, выбор приоритетов, методов и приемов работы воспитателя, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены.
Планируя воспитательный процесс, педагог во главу угла ставит личность ребенка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, немотивированное поведение и пр.) включаются в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.
Коррекционное воздействие - это специально разработанная система:
- воспитательных мероприятий;
- оформления окружающей среды;
- разработки коррекционно-развивающих упражнений;
- овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать свое “Я” и т.п.
Можно выделить следующие принципы коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса:
- принцип развития и коррекции высших психических функций;
- принцип мотивации к учению.
- принцип динамичности восприятия;
- принцип продуктивности обработки информации;
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Принцип развития и коррекции высших психических функций
предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого учитель включал в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления и пр. Учитель должен чётко знать, что словесные, наглядные и практические методы - это методы обучения! Это не методы коррекции недостатков психических функций. Для исправления недостатков памяти, внимания, мышления и пр. существуют специальные приёмы, которые и должны включаться в содержание каждого урока.
Л.С. Выготский писал, что “недоразвитие высших психических функций связано с культурным недоразвитием умственно отсталого ребёнка, с выпадением его из культурного окружения, из питания среды”. Он также отмечал, что “наиболее воспитуемыми оказываются высшие психические функции по сравнению с элементарными”.
Речь идет о том, что если обучение ориентировано на развитие высших психических функций ребёнка, то мы можем рассчитывать на максимальное использование всех резервов, возможностей организма ребёнка в компенсации его дефекта.
Однако здесь важно учитывать ещё один тезис Л. С. Выготского о том, что аффект (стимул), побуждающий ребёнка на преодоление трудностей не должен размагничивать его, заставлять бежать от заданий, а, напротив, - активизировать, побуждать его к деятельности. В таком случае мы будем иметь обходный путь развития проблемного ребёнка, индивидуальный и своеобразный для каждого ученика. Отсюда вытекает следующий принцип.
Принцип мотивации к учению - заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать; чтобы у него был интерес; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка.
Однотипные инструкции постоянно употребляемые учителем, не побуждают учащихся к заинтересованной работе. Они конечно включаются в учебный процесс, но это включение носит механический характер и не затрагивает глубинных процессов психического развития ребёнка. А нам необходимо, чтобы в ходе выполнения заданий активно работали психические функции ученика и тем самым развивались межфункциональные отношения, на которых и базируется обходной путь развития ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.
Повысить мотивацию к учению можно с помощью разработки новых, интересных заданий; новых инновационных технологий обучения; продуманности и отточенности инструкций учителя; повышения дидактической значимости оценки (она у нас потеряла свою дидактическую роль); создания условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и он убеждается в своих способностях и т.п.
Мотивация к учению складывается у ребёнка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая его оценка, социальная значимость его учебного поведения и т.п. Если учитель действительно хочет, чтобы ученикам было интересно с ним, то он этого добивается!
Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, а в нашем случае - развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребёнку. Задача педагога заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно упражняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.
Существует динамика заданий, предполагающая активную работу различных комбинаций анализаторов. Разнообразие заданий будет побуждать ребёнка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические функции, так и связи между ними. Ребёнок развивает своё восприятие, думает о том, как проанализировать объект, ищет в голове уже имеющуюся информацию и т.п., и таким образом - постоянно упражняет свои психические функции, побуждая их к активной самостоятельной работе.
Принцип продуктивной обработки информации вытекает из предыдущего. Он заключается в следующем: учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования.
А если ученик не в состоянии из-за сложности дефекта освоить этот перенос? Тогда в дело вступает дозированная (по частям) помощь педагога.
Практика показывает эффективность такой организации обучения: ученики более внимательно слушают объяснение учителя; более сосредоточенно работают над заданием; повышается интерес к учёбе и т.п., а главное - развиваются и корректируются различные аспекты личности ребёнка.
В приведенной ниже таблице обобщение всего сказанного выше.
Принципы коррекционно-развивающего обучения
№ | Принципы | Методы реализации в уроке |
Динамичность восприятия | - задания по степени нарастающей трудности; - включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор; - разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся. | |
Продуктивной обработки информации | - задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; - дозированная поэтапная помощь педагога; - перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание. | |
Развития и коррекции высших психических функций | - включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; - задания с опорой на несколько анализаторов. | |
Мотивации к учению | - правильный и исчерпывающий инструктаж; - включение в урок материалов сегодняшней жизни; - создание условий для зарабатывания, а не получения оценки; - проблемные задания, познавательные вопросы; - призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности сопровождения детей с нарушениями развития в группе продлённого дня".
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях школы для детей с ОВЗ должно быть направлено на создание оптимальных психолого-педа...
Сенсорное оборудование в коррекционно-развивающей работе (сопровождение к докладу)
Сопровождение к докладу....
Доклад к педагогическому совету по теме:"Социальная реклама, как система профессиональной помощи родителям в воспитании детей"
Одной из систем помощи родителям в воспитании детей, в частности оперативного предотвращения социальных проблем различного рода, является система социальных реклам....
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...
Презентация для педагогов коррекционной области" Принципы коррекционно - развивающей работы"
Презентация "Принципы коррекционно - развивающей работы"...
Доклад на Педагогическом совете «Федеральная государственная информационная система «Моя школа» - единый образовательный портал»
Текст выступления на Педагогическом совете «Реализация общеобразовательных программ с использованием материально-технической базы цифровой образовательной среды (ЦОС) и электронных средств ...