Обобщение опыта "Развитие логического мышления на уроках математики"
методическая разработка на тему
Обобщение опыта учителя математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_uchashchihsya_na_urokah_matematiki.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рамазанова Алина Махмудовна, учитель математики
МБОУ «СОШ №1» г.Усинска, Республики Коми
Обобщение опыта на тему: «Развитие логического мышления учащихся на уроках математики»
Человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, т.е. эмоцией.
Образцов С.В.
Инновации в образовании в настоящее время рассматриваются как новшества, которые открываются и внедряются в педагогическом поиске. Традиционные технологии, сколько бы их не усовершенствовали, не могут в настоящее время стать программой развития ребенка.
Современный учитель не должен быть информатором, а призван помогать ученику овладеть способами познания.
Мне, например, будет обидно, если мой выпускник, выйдя из гимназии, скажет словами Николая Гладкова:
«А школа мало мне дала,
Там обучали только фразам,
А надо изучать дела,
Затем, чтоб развивался разум».
Теперь предмет математики для учителя - не цель научения, а средство овладения познавательной деятельностью, в которой задействованы творческий потенциал личностей и учителя, и ученика.
Говоря об опыте работы в преподавании математики, необходимо говорить и о потенциале мыслительной деятельности учащихся.
Три основных раздела мыслительной деятельности:
- Мыслительные навыки.
- Определение (знание, прилежание).
- Что делает ученик.
Если нам будет известна разносторонняя информация о способностях и деятельности каждого ученика, то можно повысить способность учащихся четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.
Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к ясному мышлению и четкой, логически совершенной речи.
Целенаправленная работа по развитию логического мышления учащихся ведется мною на уроках и в кружковой работе.
При изучении математики учащиеся обучаются умению оперировать понятиями, правильно строить и анализировать суждения (предложения, утверждения, высказывания), проводить умозаключения и доказательства. Учащиеся, совместно с учителем, составляют конспекты, планы изучаемого материала. Эти конспекты помогают учащимся свободно пользоваться теоретическим материалом, сознательно применять математические понятия, подходить творчески к решению математических задач. В своей работе руководствуюсь словами Аристотеля: «Мышление начинается с удивления».
Приведу ряд упражнений, при решении которых учащиеся применяют математические понятия, развивают культуру мышления.
№1. Приведите примеры геометрических понятий, которые выражаются:
а) одним словом, б) двумя словами, в) тремя словами.
Ответ: а) квадрат; б) тупоугольный треугольник; в) средняя линия трапеции.
№2. Перечислите известные вам свойства прямой. Укажите не менее четырех свойств.
Ответ: Прямая не замкнута, бесконечна, делит плоскость, в которой она лежит, на две части, определяется любыми двумя своими точками.
№3. Найдите геометрические свойства, общие для прямой и окружности.
Ответ. Прямая и окружность делят плоскость, в которой они лежат, на две части. Прямая и окружность являются линиями постоянной кривизны.
№4. Укажите свойства:
а) присущие всем треугольникам (основные, или необходимые свойства);
б) только некоторым треугольникам;
в) свойства, не принадлежащие ни одному треугольнику (противоречивые свойства).
Ответ:
а) во всяком треугольнике сумма углов равна 180˚;
б) только некоторые треугольники имеют равные стороны;
в) треугольник не может иметь двух прямых углов.
Так как в школьный курс математики введен раздел «Комбинаторика», необходимо на уроках в 5-8 классах в план урока включать задачи такого типа:
В чем различие следующих предложений:
- на спектакле присутствовали все учащиеся нашего класса;
- на спектакле присутствовали учащиеся нашего класса;
- на спектакле присутствовали только учащиеся нашего класса;
- на спектакле присутствовали только некоторые учащиеся нашего класса;
- каждый учащийся нашего класса присутствовал на спектакле?
Ответ:
- на спектакле могли присутствовать также и учащиеся других классов;
- на спектакле могли присутствовать не все учащиеся данного класса;
- учащиеся других классов не присутствовали на спектакле;
- некоторые учащиеся данного класса не присутствовали на спектакле;
- пятое и первое предложения равносильны.
Учителю необходимо обращать внимание на то, как отвечает ученик при решении таких задач. Речь ученика должна быть убедительной, краткой, ясной и одновременно изящной, возбуждающей мысль и эмоции.
Рассмотрим предложения, относительно которых имеет смысл говорить, что они являются истинными или ложными.
Проверьте, справедливы ли утверждения:
- для того чтобы число делилось на 5, необходимо, чтобы оно оканчивалось 0;
- все равносторонние треугольники являются равнобедренными;
- некоторые прямоугольные треугольники являются равнобедренными;
- произведение двух чисел равно нулю, когда, по крайней мере, один из множителей равен нулю.
Ответ.
предложение станет верным, если слово «необходимо» заменить словом «достаточно»;
предложение верно;
предложение верно;
предложение верно.
Выполняя такие задания, учитель без труда определит, понял ли учащийся теоретический материал или предложенную задачу. Ученику необходимо показать в своем ответе не столько запоминание, сколько умение разбираться в структуре рассуждений. Учащийся должен знать, что опираясь на основные понятия, строятся рассуждения, из рассуждений строятся умозаключения, то есть доказательства.
Рассмотрим следующие примеры:
1) Как опровергнуть утверждение: «Если число делится на 5, то оно оканчивается цифрой 5»?
Ответ: Указанием контрпримера. Например, 20, 100 и т. д.
2) Какое значение при доказательстве теорем имеет чертеж?
Ответ: Чертеж имеет лишь вспомогательное значение как «наглядное пособие», иллюстрирующее наши рассуждения.
3) Докажите следующее утверждение от противного: Ни при каком целом n частные: n-6n - 5 15 и 24 одновременно не являются целыми числами.
Решение.
Предположим, что одновременно при некотором nЄ Z
n –6 = Аn–5 = В
15 и 24
где А и В – целые числа, получаем: n = 15А + 6 и n = 24В + 5, то есть
15А+6=24В+5, что неверно ни при целых А и В.
4) В каждом из следующих примеров найдите условие и заключение:
а) аb ≠ 0; аb › 0. Решение аb › 0 → аb ≠ 0.
б) аbс=0; а=b=с=0. Решение а=b=с=0→ аbс=0.
в) аd=bс;а=с а=с
bd(a≠0, b≠0, c≠0, d≠0).
Решение: аd=bсbd
Подобные задания развивают у учащихся логическое мышление.
Для того чтобы развивать творческие способности у учащихся, нужно, прежде всего, научить учиться. Учителю необходимо постоянно приучать учеников мыслить самостоятельно, прививать им твердую привычку надеяться в разрешении возникающих затруднений на собственные силы и разум.
И последнее.
В своей работе придерживаюсь трех заповедей Пойа Д.:
- Стараюсь научить своих учеников догадываться.
- Стараюсь научить своих учеников доказывать.
- Пользуюсь наводящими указаниями, но не стараюсь навязывать своего мнения насильно.
Именно на уроках математики ученик должен привыкать к краткой,предельно четкой и логически отточенной речи.
Литература.
- Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М. ,Просвещение,1991.
- Каплунович И.Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике. М. , Просвещение 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики
Есть такая наука - логика, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определённым, связным, последовательным, доказательным и не противоречивым. Особенно много приходиться рассуждат...
Особенности развития логического мышления на уроках математики у учащихся 5-6 классов.
В статье рассматривается одна из актуальных проблем педагогики - развитие логического мышления у учащихся 5-6 классов на уроках математики. В статье подробно рассматривается классификация видов мышлен...
Формирование логического мышления на уроках математики.
О формировании логического мышления учащихся 5-ых классов на уроках математики. (Учебник: Математика-5, Автор- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и Якир М.С....
Статья: "Личность учителя по развитию логического мышления на уроках математики".
Формирование логического мышления- важная составная часть педагогического процесса. Одна из основных задач основной и средней школы – помочь учащимся в полной мере проявить способности, развить инициа...
Презентация: "Личность учителя по развитию логического мышления на уроках математики".
Презентация к статье "Личность учителя по развитию логического мышления на уроках математики"....
Задания для диагностики и развития логического мышления на уроках математики.
Тестовые задания, позволяющие определить уровень логического мышления, задания для развития математического мышления....
Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»
Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»...