Выступления на педагогических советах
методическая разработка на тему

Лыткина Татьяна Алексеевна

Представление опыта  преподавания русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupl.na_ped.sov_28.05.15.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  информационно – коммуникативных технологий (ИКТ)  на  уроках гуманитарного цикла в рамках системно-деятельностного подхода, 28.05.2015

- Сегодня  мы говорим о том, как важно вооружить ученика  такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться как личности, определить ценностные ориентиры и найти своё место  как в  обществе, так и в жизни в целом. Именно на это нацелен системно - деятельностный подход в обучении.

   Использование  данного подхода ориентировано прежде всего на воспитание социально-компетентной личности, и в связи с этим особую значимость приобретают  информационная и учебно-познавательная компетентности.  Успешному их формированию способствует использование метода самостоятельной работы с применением  информационно -коммуникативных технологий (ИКТ).

   Самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ, Интернет-технологий   – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию учителя и под его руководством решают не только учебную задачу, но и получают необходимые навыки работы с компьютером, с  различной 

 информацией.

Поэтому и я, и мои коллеги по МО стараемся активно использовать ИКТ  как в  урочной, так и во внеурочной деятельности.

В чём же  ценность самостоятельной работы с использованием ИКТ?

1- ученик выполняет действия без помощи учителя , он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует и проверяет  их в соответствии с поставленной целью и учится находить, классифицировать, систематизировать и использовать информацию различного вида (текст, схема, таблица, иллюстрация, видео и другие.)

2- самоконтроль.Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, образовательному электронному ресурсу: порталу, сайту           и т.д.).  Таким образом, ученик сочетает исполнительные и контролирующие действия.

3 – с  самоконтролем тесно связана оценка учеником своей  деятельности,   формировать которую  необходимо на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценочной деятельности всех учащихся в классе.

4- результат, и, поскольку к нему ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость данного результата осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности ученика и учителя.

На уроках гуманитарного цикла  очень активно и успешно используется  такое  практическое  применение ИКТ, как создание презентаций. Надо сказать, что дети с удовольствием и творчески подходят к такому  виду заданий. Примерами могут служить выдержки  из презентаций к урокам  русского языка и литературы:

  1. Мой открытый урок на тему «Участие в деепричастии», где дети представляли устный журнал «Деепричастие в художественных текстах»
  2. Урок по литературе Сысоевой Е.Ю. Презентацию по произведению Деймса Крюса     «Проданный смех» подготовили     Мартиросян Марианна и Кривченко Александра 6 г
  3. А вот презентация  к уроку по творчеству И.А. Бунина, которую создал Иванов Артём  6 Г  учитель Сысоева Е.Ю.
  4. Урок по теме «Правописание наречий» .Ученики 7 «Г» класса  представляют дидактичекий материал, который они подготовили самостоятельно.
  5. Ученики создают презентации не только для уроков, но и для внеурочных мероприятий, например для общешкольных праздников

         

            А также в качестве сопровождения  к проектным работам:

     

  6.  Презентация  к проекту «Животные в космосе»  ученицы  

       Миклиной Натальи Юрьевны

  7.  Презентация к мини-проекту  на тему «Запорожские казаки в живописи и скульптуре», которую подготовил Вершинин Женя, ученик 7 «Г» класса.

  Я считаю , что работа над созданием презентации

  1. позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями,
  2. способствует развитию аналитического  мышления,
  3. формирует информационные и  коммуникативные компетенции,

      4) защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует      выработке коммуникативных качеств.

 

Второй момент, на котором я хотела бы остановиться, - это использование  учащимися

ИКТ  для  работы с тестами.

 

Тестовые технологии   способствуют самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения и  используются  для  проведения  промежуточной  и итоговой аттестации. С помощью тестирования  ученик  может самостоятельно  проверить  уровень  знаний по предмету,  качество усвоения нового материала, восполнить пробелы в знаниях, подготовиться к итоговой аттестации, используя различные электронные пособия и Интернет-ресурсы. А учитель в данном случае выполняет роль консультанта.

Надо сказать, что компьютерное тестирование более привлекательно для учеников , чем бланковое: результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню и, кроме того, как утверждают  психологи, приводит к сохранению психики ребёнка, так как они видят свободу выбора и не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться. 

Я считаю   применение информационных технологий  на уроках  важным и необходимым, потому что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к предметам гуманитарного цикла, активизируют познавательную деятельность учащихся, делают урок более современным.

«Я слышу-я забываю,

Я вижу- я запоминаю,

Я делаю-я  усваиваю»

                                                                              Китайская мудрость

Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.                

Г.С.Батищев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...