ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ В РАМКАХ ФГОС
статья по теме
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В настоящее время в силу влияния большого числа факторов, внешняя и внутренняя учебная мотивация школьников оказалась резко ослабленной. Педагогическая теория и практика уделяет серьезное внимание отдельным сторонам проблемы учебной мотивации, однако, системный подход пока отсутствует/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Дородных Елена Валентиновна, учитель математики, ГБОУ СОШ №352 Красносельского района Санкт-Петербурга
Беляева Наталья Вячеславовна, учитель физики, ГБОУ СОШ №352 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
НА УРОКАХ В РАМКАХ ФГОС
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В настоящее время в силу влияния большого числа факторов, внешняя и внутренняя учебная мотивация школьников оказалась резко ослабленной. Педагогическая теория и практика уделяет серьезное внимание отдельным сторонам проблемы учебной мотивации, однако, системный подход пока отсутствует (И.Н. Осипова, К.Н. Поливанова и др.) [1].
Следует отметить также недостаточную разработку проблемы учебной мотивации с точки зрения психолого-физиологических и философских аспектов теории познания. Здесь можно отметить наиболее простое определение мотива, данное психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном «Мотив — это опредмеченная потребность» [2-4].
Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Следует четко различать аспекты внутренней и внешней мотивации.
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
Мотивация есть сплав двух тенденций: стремление к достижению успеха и к недопущению неудачи. Мотивация на достижение успеха, включает в себя постановку позитивной цели и выбора средств ее достижения. Мотивация на недопущение неудачи обычно связана с низкой самооценкой и боязнью критики, неадекватностью восприятия информации о своих способностях и возможностях.
Итак, используемые учителем приемы и методы мотивации учеников должны иметь целью перевод его с уровня внешней мотивации к внутренней и от стремления недопущения неудачи к достижению успеха. Именно в таком ключе и надо рассматривать предлагаемую в данном сообщении попытку систематизации приемов и методов формирования и развития мотивации.
Наиболее продуктивным по организации учебной мотивационной деятельности является классификация методов Ю.К. Бабанского [5] по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности, методам ее стимулирования и мотивации, методам контроля и самоконтроля. (Таблица 1).
Таблица 1
Словесные методы | Наглядные методы | Практические методы
|
Рассказ | Метод иллюстрации | Метод упражнений |
Беседа | Метод демонстрации | Метод игры |
Объяснение | Видеометод | Метод лабораторных работ |
Инструктаж | Экскурсия | Игры-инсценировки |
Познавательные и вербальные игры | Интерактивные экскурсии | |
Работа с книгой | Презентации |
Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. Недооценка устного изложения на уроках ограничивает возможности развития абстрактного мышления, творческих способностей школьников. Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся.
Рассказ - это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале. Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. При высоком уровне подготовки рассказ обладает особой силой воздействия на слушателей.
Беседа. Диалогический метод изложения и усвоения учебного материала. Довольно распространенный, разносторонний метод обучения. Его можно применять на разных этапах урока
Объяснение. Истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Оно может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным, требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов.
Инструктаж Разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью.
Работа с книгой. Работа с книгой и другими печатными источниками информации — среди других методов занимает важное место. Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление, активное включение лингвального канала обработки информации.
Познавательные и вербальные игры. Представляют собой загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету.
Наглядные методы. Исследования отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия.
Метод иллюстрации. Показ иллюстративных материалов и пособий активирует визуальное и ассоциативное мышление и усвоение информации.
Метод демонстрации. Показ в действии реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов помогает перейти от абстрактного, отстраненного восприятия к конкретному.
Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного, опредмечивании поличенной информации.
Интерактивные экскурсии - это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в процесс проведения экскурсии.
Видеометод. Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия.
Практические методы.
Метод упражнений является самым распространенным, наиболее эффективным и приоритетным среди практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.
Лабораторный метод применяется для проведения учащимися наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов и с применением технических средств. Метод лабораторных работ используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы “добывания” знаний, ранее полученных наукой.
Практический метод. Углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией.
Метод игры как и метод игры-инсценировки, следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений.
Театрализация различных жанров по учебному материалу во внеурочное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами способствует вживанию в ситуацию (литературную, историческую и т.п.), осмыслению на уровне всех каналов восприятия информации.
Классификация и примеры приемов, применяемых в обучении.
Методические приемы (Таблица 2)– это элементы конкретного метода, они применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение. Это отдельные операции, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом. Одни и те же приемы входят в состав различных методов обучения
Приемы обучения подразделяются на:
-приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
-приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников;
-приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
-приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
-приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
Таблица 2
Взаимосвязь методов и приемов обучения:
Группы | Словесные | Наглядные | |||
Виды методов | Беседа, учебная дискуссия | Рассказ | Работа с книгой | Демонстрация опытов, аудиовизуальных пособий | Демонстрация натуральных, искусственных и изобразительных наглядных пособий |
Методические приемы | Организационные | Логические | Технические | Организационные | Логические |
Составление плана, ответы по плану, поставка вопросов отвечающему; организация класса на проблемную дискуссию | Постановка проблемных вопросов; выделение существенных признаков; установление причинно-следственных связей; сравнение, выявление общих и отличительных признаков, обобщение и выводы, приведение примеров | Записи на доске, составление плана статьи; нахождение ответов в книге; запись терминов в словарь и т.д. | Помещение объектов на предметный столик; создание фона; пользование по плану; подготовка заданий для наблюдений и др. | Постановка учебной задачи; анализ результатов опыта; моделирование природных процессов; сравнение природных объектов; обобщение и выводы |
Список литературы
- Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004г.
- Алексей Леонтьев, Александр Запорожец, ПетрГальперин, Даниил Эльконин. Деятельность. Сознание.Личность. – Изд.: Смысл, Academia, 2005г.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 2015г.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд.МГУ, 1981г.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС.
Главное практическое затруднение педагогов при проектировании урока определяется недостатком умений учителей в области постановки целей при проектировании урока. Немаловажен пе...
Выступление на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"
Документ содержит текст выступления на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"...
Презентация по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"
Презентация содержит слайды для выступления по теме "Формирование приемов м методов УУД на уроках истории и обществознания"...
Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»
Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь ...
Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: приемы и методы проведения, формы урока
Выступление на ГМО художественно-эстетического цикла по теме урок-обобщение....
Приемы и методы формирования мотивации на уроках в рамках ФГОС
Приемы и методы формирования мотивации на уроках в рамках ФГОС...
Приемы и методы формирования мотивации на уроках в рамках ФГОС
Приемы и методы формирования мотивации на уроках в рамках ФГОС...