ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ В РАМКАХ ФГОС
статья по теме

Дородных Елена Валентиновна

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В настоящее время в силу влияния большого числа факторов,  внешняя и внутренняя учебная мотивация школьников оказалась резко ослабленной. Педагогическая теория и практика уделяет серьезное внимание отдельным сторонам проблемы учебной мотивации, однако, системный подход пока отсутствует/ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Дородных Елена Валентиновна, учитель математики, ГБОУ СОШ №352 Красносельского района Санкт-Петербурга

Беляева Наталья Вячеславовна, учитель физики, ГБОУ СОШ №352 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

НА УРОКАХ В РАМКАХ ФГОС

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В настоящее время в силу влияния большого числа факторов,  внешняя и внутренняя учебная мотивация школьников оказалась резко ослабленной. Педагогическая теория и практика уделяет серьезное внимание отдельным сторонам проблемы учебной мотивации, однако, системный подход пока отсутствует (И.Н. Осипова, К.Н. Поливанова и др.) [1].

Следует отметить также недостаточную разработку проблемы учебной мотивации с точки зрения психолого-физиологических и философских аспектов теории познания. Здесь можно отметить наиболее простое определение мотива, данное  психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном «Мотив — это опредмеченная потребность» [2-4].

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Следует четко различать аспекты внутренней и внешней мотивации.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

Мотивация есть сплав двух тенденций: стремление к достижению успеха и к недопущению неудачи. Мотивация на достижение успеха, включает в себя постановку позитивной цели и выбора средств ее достижения. Мотивация на недопущение неудачи обычно связана с низкой самооценкой и боязнью критики, неадекватностью восприятия информации о своих способностях и возможностях.

Итак, используемые учителем приемы и методы мотивации учеников должны иметь целью перевод его с уровня внешней мотивации к внутренней и от стремления недопущения неудачи к достижению успеха. Именно в таком ключе и надо рассматривать предлагаемую в данном сообщении попытку систематизации приемов и методов формирования и развития мотивации.

Наиболее продуктивным  по организации учебной мотивационной деятельности является классификация методов Ю.К. Бабанского [5] по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности, методам ее стимулирования и мотивации, методам контроля и самоконтроля. (Таблица 1).

Таблица 1

Словесные методы

Наглядные методы

Практические методы

     

Рассказ

Метод иллюстрации

Метод упражнений

Беседа

Метод демонстрации

Метод игры

Объяснение

Видеометод

Метод лабораторных работ

Инструктаж

Экскурсия

Игры-инсценировки

Познавательные и вербальные игры

Интерактивные экскурсии

Работа с книгой

Презентации

Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. Недооценка устного изложения на уроках  ограничивает возможности развития абстрактного  мышления, творческих способностей школьников. Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся.

Рассказ - это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале. Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. При высоком уровне подготовки рассказ обладает особой силой воздействия на слушателей.

Беседа. Диалогический метод изложения и усвоения учебного материала. Довольно распространенный, разносторонний метод обучения. Его можно применять на разных этапах урока

Объяснение. Истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Оно может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным, требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов.

Инструктаж  Разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью.

Работа с книгой. Работа с книгой  и другими печатными источниками информации — среди других методов занимает важное место. Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление, активное включение лингвального канала обработки информации.

Познавательные и вербальные игры. Представляют собой загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету.

Наглядные методы. Исследования отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия.   

Метод иллюстрации. Показ иллюстративных материалов и пособий активирует визуальное и ассоциативное мышление и усвоение информации.

Метод демонстрации. Показ в действии реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов помогает перейти от абстрактного, отстраненного восприятия к конкретному.

Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного, опредмечивании поличенной информации.

Интерактивные экскурсии - это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в процесс проведения экскурсии.

Видеометод.   Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия.

 Практические методы.

Метод упражнений является самым распространенным, наиболее эффективным и приоритетным среди практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.

Лабораторный метод применяется для проведения учащимися наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов и с применением технических средств. Метод лабораторных работ используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы “добывания” знаний, ранее полученных наукой.

Практический метод. Углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией.

Метод игры как и метод игры-инсценировки, следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений.

Театрализация различных жанров по учебному материалу во внеурочное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами способствует вживанию в  ситуацию (литературную, историческую и т.п.), осмыслению на уровне всех каналов восприятия информации.

Классификация  и примеры приемов, применяемых в обучении.

Методические приемы (Таблица 2)– это элементы конкретного метода, они применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение.  Это отдельные операции, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом. Одни и те же приемы входят в состав различных методов обучения

Приемы обучения подразделяются на:        

-приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников;

-приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;

-приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;

-приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

 Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.

Таблица 2

Взаимосвязь методов и приемов обучения:

Группы

Словесные

Наглядные

Виды методов

Беседа, учебная дискуссия

Рассказ

Работа с книгой

Демонстрация опытов, аудиовизуальных пособий

Демонстрация натуральных, искусственных и изобразительных наглядных пособий

Методические приемы

Организационные

Логические

Технические

Организационные

Логические

Составление плана, ответы по плану, поставка вопросов отвечающему; организация класса на проблемную дискуссию

Постановка проблемных вопросов; выделение существенных признаков; установление причинно-следственных связей; сравнение, выявление общих и отличительных признаков, обобщение и выводы, приведение примеров

Записи на доске, составление плана статьи; нахождение ответов в книге; запись терминов в словарь и т.д.

Помещение объектов на предметный столик; создание фона; пользование по плану; подготовка заданий для наблюдений и др.

Постановка учебной задачи; анализ результатов опыта; моделирование природных процессов; сравнение природных объектов; обобщение и выводы

Список литературы

  1. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004г.
  2. Алексей Леонтьев, Александр Запорожец, ПетрГальперин, Даниил Эльконин. Деятельность. Сознание.Личность. – Изд.: Смысл, Academia, 2005г.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 2015г.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд.МГУ, 1981г.
  5. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС.

 Главное практическое затруднение педагогов при проектировании урока определяется недостатком умений учителей в области постановки целей при проектировании урока. Немаловажен  пе...

Выступление на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"

Документ содержит текст выступления на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"...

Презентация по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"

Презентация содержит слайды для выступления по теме "Формирование приемов м методов УУД на уроках истории и обществознания"...

Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»

Тема самообразования  «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь ...

Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: приемы и методы проведения, формы урока

Выступление на ГМО художественно-эстетического цикла по теме урок-обобщение....

Приемы и методы формирования мотивации на уроках в рамках ФГОС

Приемы и методы  формирования мотивации  на уроках в рамках ФГОС...

Приемы и методы формирования мотивации на уроках в рамках ФГОС

Приемы и методы  формирования мотивации  на уроках в рамках ФГОС...