Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»
методическая разработка на тему
Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»
Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Гипотеза: Если в урочной и внеурочной деятельности использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, что позволит оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Цель: исследовать эффективность применения Технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности учащихся.
Конечный продукт:
1. Методические рекомендации по осуществлению приемов и методов формирования критического мышления учащихся на уроках
2. Разработка брошюры «Задания для формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры »
Объект: учебно-воспитательный процесс преподавания физической культуры в классах среднего и старшего звена.
Предмет: стало использование методов и приёмов ТРКМ при изучении предмета физической культуры, как средство развития мыслительной деятельности учащихся.
Актуальность:
Почему я выбрала эту тему?
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которыми связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Работая с детьми школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание папки.
- Паспорт проекта - 3 стр.
- Введение – 4-5 стр.
- Основная часть – 6-10 стр.
- Выводы – 11стр.
- Конечный продукт – 11стр.
- Приложения – 12 стр.
- Библиография – 12 стр.
Паспорт проекта
- Название проекта: «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры».
- Автор проекта: Мунцова О.С.
- Тип проекта: Исследование.
4 Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
5 Гипотеза: Если в урочной и внеурочной деятельности использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, что позволит оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
6 Цель: исследовать эффективность применения Технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности учащихся.
- Конечный продукт:
1. Методические рекомендации по осуществлению приемов и методов формирования критического мышления учащихся на уроках
2. Разработка брошюры «Задания для формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры »
.
8 Объект: учебно-воспитательный процесс преподавания физической культуры в классах среднего и старшего звена.
9 Предмет: стало использование методов и приёмов ТРКМ при изучении предмета физической культуры, как средство развития мыслительной деятельности учащихся.
10 Оборудование: Комплект оборудования для представления
презентации. (компьютер, проектор, экран.)
Защита проекта по теме самообразования
Введение
Работа на тему: «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»
Выполнила: учитель физической культуры ГБОУ Школы № 2033 Мунцова Оксана Сергеевна.
Вашему вниманию предлагается работа по теме «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»
Актуальность:
Почему я выбрала эту тему?
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которыми связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Работая с детьми школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Проблема:. : Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Объект исследования: является учебно-воспитательный процесс преподавания физической культуры в классах среднего и старшего звена.
Предмет исследования: стало использование методов и приёмов ТРКМ при изучении предмета физической культуры, как средство развития мыслительной деятельности учащихся.
Цель работы:
- исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности учащихся.
Задача учителя – предметника : научить понимать «язык» своего предмета, смотреть на мир глазами «здорового человека», а для этого необходимо дать определенные знания и умения. Хорошего качества знаний можно добиться только при высокой эффективности урока. Поэтому цель моей работы: исследовать эффективность применения Технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности учащихся
Гипотеза:. Если в урочной и внеурочной деятельности использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, что позволит оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Предполагаемый результат: Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности.
Конечный продукт : Методические рекомендации по осуществлению приемов и методов формирования критического мышления учащихся на уроках.
2. Разработка брошюры « Задания для формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры ».
Мной была выдвинута гипотеза, что если в урочной и внеурочной деятельности использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, что позволит оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
-умение ставить вопросы;
-умение выделить главное;
- умение делать сравнение;
- умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
- умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Задачи :
-Исследовать вопросы теории критического мышления.
-Разработать критерии ожидаемых результатов.
-Применять приемы и методы технологии развития критического мышления в учебном процессе.
-Вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов.
- Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности учащихся.
Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Данную технологию я использую в своей работе четвёртый год. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
План работы над проектом.
1 - 2 триместр | Составление плана работы над проектом. |
3 – 4 триместр |
|
5 триместр |
|
6 триместр |
|
Приемы и методы критического мышления
Уроки физической культуры в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».
Первая стадия – вызов.
Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление.
Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ни что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Я дам некоторые рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.
Приёмы ТРКМ
1. Игра «Верите ли вы?»
2. Прием «Дерево предсказаний»
3.Прием «Корзина идей»
4. Прием «Кластеры»
5. Прием «Инсерт»
6. Прием :Таблица «ЗХУ»
7. Прием «Толстые и тонкие вопросы»
8. Прием «Зигзаг»
9. Прием«Синквейн»
10 Прием «Чтение и формирование понятий.»
11. Прием «Перепутанные логические цепочки.»
Прием- Перепутанные логические цепочки.
А перепутанные логические цепочки дает учащимся возможность целенаправленно думать и выражать свои мысли собственными словами.
Этапы работы:
1. Каждому ученику выдается листок с напечатанным текстом.
2. Нужно установить причинно – следственные связи на основе имеющихся данных
3. Обсуждение в парах по составлению логической цепочки
4. Учитель записывает на доске все полученные логические цепочки, независимо от того, правильно они составлены или нет.
5. Затем идет обсуждение между группами, выявляя правильное установление причинно – следственных связей и расхождение во мнениях установления связи
6. Работа с текстом, его осмысление и нахождение правильного ответа
7. Построение новой логической цепочки
8. Межгрупповое обсуждение по заданной цепочке и выяснение правильного установления причинно – следственной связи
Прием-Чтение и формирование понятий.
«Понятийно-терминологическая карта».
Алгоритм работы.
1. Разделиться на группы по 5 - человек. В течение 10 минут работать с понятийно-терминологической картой, которая представляет из себя список из 8 – 10 понятий и их определений (возможен вариант, когда понятия и определения между собой перепутаны)
2. В течение 10 минут необходимо усвоить эти понятия, выделив в них отличительны признаки и сходства.
3. Попытаться сформулировать определения этих понятий своими словами, записав получившийся результат.
4. Разбившись на пары, опросить друг друга по составленным собственным определениям изученных понятий.
5. Составить в течение 10 - 15 минут, используя изученные понятия связный текст, который оценивается по следующим категориям:
- количество использованных понятий;
- точность в употреблении понятия;
- занимательность текста;
- исполнительское мастерство в его демонстрации
Этот прием помогает учащимся развить способность оперировать понятиям и терминами, которые может быть пригодятся в повседневной или профессиональной жизни. (Приложение 1)
.Прием- «Инсерт»
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
- знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
- знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- знаком «минус» отмечается то, что идет в разрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
- знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Информация подтвердилась (уже знаю) | Информация противоречит моим представлениям (не согласен) | Это новая информация для меня (весьма интересна) | Информацию следует уточнить |
«V» | « - » | « + » | « ? » |
Этапы работы:
1. Каждому ученику выдается текст и таблица
2. Уточнить пометки в таблице
3. Прочитывание и осмысление текста с последующими пометками на полях текста
4. Систематизация текста
5. Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза, понятие и т.д)
6. Обсуждение в группах по заданной теме.
7. Затем идет межгрупповое обсуждение каждого столбца
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотнести новую информацию с имеющимися представлениями.
Приём – Игра «Верите ли вы?»
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)
Пример№1: Окружающий мир. Тема: «Пустыня».
( учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет».)
1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет
2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет
3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет
4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д.
- Приём «Дерево предсказаний».
На своих уроках я использую приём «Дерево предсказаний». Был задан прямой вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ребята должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме.
Приём «Корзина идей »
Это приемы организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
Пример: Окружающий мир. Тема: «Пустыня».
Прием – кластер
мало воды много песка верблюды
Пустыня
нет растений жарко нет зимы
У: - Белым мелом запишем то, что знаете
- По ходу урока, все, что узнали припишем другим мелом
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
Я использую кластеры на стадии осмысления. Класс был разделён на 5 групп, каждая группа составляла кластер.
1 – я группа: кластер «Личная гигиена»
Мыть руки перед едой правильно ухаживать за зубами мыться горячей
водой не реже 1 р.в нед.
Личная гигиена
Ухаживать за ногтями и волосами содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живёте
- Какой из предметов должен быт личным для каждого члена семь?
2 - я группа: кластер «Режим дня»(составление плаката)
3 – я группа: кластер «Физкультура»
Зарядка Подвижные игры Ходьба
Движение
Катание на коньках и лыжах Закаливание Не пропускать уроки физ -ры
4 – я группа: кластер «Правильное питание»
Белки жиры углеводы меньше сладкого, жирного, солёного
Правильное питание –
разнообразное питание
питательные вещ –ва витамины овощи фрукты
5 – я группа: кластер «Врачи»
Терапевт педиатр окулист хирург
Врачи
Стоматолог отоларинголог кардиолог
Приём « Тонкие и толстые вопросы»
Толстые? Тонкие?
Объясните, почему...? Кто?
Почему Вы думаете..? Что?
Почему Вы считаете ..? Когда?
В чем различие ...? Может..?
Предположите, что будет если...? Согласны ли вы..?
Что, если...? Верно ли..?
Прием составления маркировочной таблицы «ЗХУ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали (ЗХУ).
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения
Пример : Окружающий мир. Тема: «Пустыня».
З Что мы знаем | Х Что мы хотим узнать | У Что мы узнали |
(заполняется в течение урока) |
пески животные (жарко
мало воды климат
нет растений люди
верблюды растения
Прием – «Зигзаг»
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала, для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
1 .Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой. так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например, кластер). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
З. Стадия размышления: работа в группе экспертов.
Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том. кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу. эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом. в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов. складывается общее представление по изучаемой теме.
Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет второе слушание’ темы.
Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих темусинквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.
Организм
Живой, действующий.
Командует, работает, обеспечивает.
Работает, как часы
Механизм.
Тема: «Нервная система»
Мозг
Головной, спинной.
Командует, посылает, отвечает.
Действуйте так!
Нервная система.
Тема: «Зрение»
Тема: Глаз Тема: Веки
Голубой, зеленый. Верхние, нижние.
Видит, воспринимает, моргает. Защищают, снабжают, смыкаются.
Берегите зрение! Замечательные защитники!
Око. Защитники.
Тема: Радужная оболочка
Голубая, зеленая.
Достается по наследству, пропускает.
До чего же ты красива!
Цвет.
Критическое мышление на уроках физической культуры.
Тема: Пифагор – олимпийский чемпион?
Теоретический урок с использованием технологии критического мышления
В нашей школе я решила провести урок физкультуры на тему: Пифагор- олимпийский чемпион? Я была уверена, что Пифагор был олимпийским чемпионом. Однако в ходе подготовки к уроку я нашла самую противоречивую информацию по этому поводу. Вот тогда и появилась идея провести занятие в классе и обсудить с ребятами олимпийские достижения Пифагора.
Технология критического мышления, которая использовалась на уроке, включает три стадии (части) урока: вызов, осмысление и рефлексию. Именно по этому принципу и было построено наше занятие, схему которого можно с успехом использовать при проведении других теоретических уроков.
Стадия вызова
1. Класс делится на рабочие группы, которые рассаживаются за три круглых стола.
2. Учащимся предлагается назвать по очереди одно слово или словосочетание, вызывающее у них ассоциацию с понятием «древние Олимпийские игры». Время на обдумывание – 30 сек. Важно не повторять слово, названное предыдущим учеником. Учитель выписывает предложенные слова на доску, при необходимости дает информацию о том, чем отличаются древние Олимпийские игры от современных.
3. Используя названные слова, дети в группах создают определения Олимпийских игр. Время на подготовку – 1 мин. Важно задействовать как можно больше названных слов – минимум три. Итоговое определение от рабочей группы может дать один человек, а могут все – в зависимости от времени.
4. Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Какая связь между Олимпийскими играми и Пифагором?» Время на обдумывание – 1 мин. Каждая группа формулирует свою версию, отвечает один человек. Версии фиксируются на доске.
5. Сообщается тема урока: «Пифагор – олимпийский чемпион?»
Стадия осмысления
Участники формируют три разные экспертные группы, в каждую из которых входят представители от разных рабочих групп. Экспертным группам предлагается три совершенно разных текста о Пифагоре, взятых из Интернета: участники каждой экспертной группы получают по экземпляру. Прочитав материал, ребята должны дать ответы на вопросы в конце текста. Они делают пометки карандашом на полях, после этого обсуждают прочитанное и формулируют общий ответ группы. Время на индивидуальное прочтение и осмысление – 5–7 мин., на обсуждение в группе – 2–3 мин.
Вопросы для обсуждения в экспертных группах
1. Чем прославился Пифагор как тренер?
2. Был ли Пифагор олимпийским чемпионом на самом деле?
3. Как можно доказать, что Пифагор был олимпийским чемпионом?
Затем представители экспертных групп возвращаются в свои рабочие группы, где рассказывают друг другу о своих текстах, и предлагают варианты ответов на вопросы. Рабочие группы после обсуждения выбирают одно из трех утверждений, предложенных учителем, и доказывают его, подтверждая высказываниями из текстов:
– Пифагор был олимпийским чемпионом.
– Пифагор не был олимпийским чемпионом.
– Пифагор не был олимпийским чемпионом, но чемпионами были его ученики.
Время на обмен мнениями – 3 мин., на выбор утверждения и его доказательство – 5 мин. Один представитель от каждой группы делает сообщение, объясняя, к какому выводу пришла группа и почему. Время на выступление – 2 мин. Учитель обобщает высказывания.
Стадия рефлексии
Учитель обращает внимание детей на доску, где написаны все версии, и начинает обсуждение: кто был прав, а кто нет.
Проводится игра «Брейн-ринг». Учитель задает вопросы, ответы на которые можно было найти в тексте, и принимает ответ первого игрока, поднявшего руку. За каждый правильный ответ группе начисляется 1 балл. В случае неправильного ответа шанс заработать балл получают соперники. Побеждает команда (группа), набравшая больше очков.
При этом ученикам разрешается пользоваться текстами. В этом процессе участвует вся группа. При неравном количестве участников команд один или два ученика могут выступать в качестве судей.
Учитель выступает с заключительным словом, подводит итоги урока и высказывает свое мнение по изучаемой проблеме. Дать свою оценку могут и дети, рассказав о своих представлениях до урока и после него и объяснив, что заставило их поменять свою точку зрения.
Приложения
Наследники Геракла
текст для экспертной группы № 1
(по материалам сайта www.sovsport.ru)
Кто не слышал этой присказки, выражающей суть одной из самых знаменитых математических теорем? Но многие ли знают, что Пифагор – чемпион Олимпийских игр?
Правда, в сообщениях об олимпийском триумфе Пифагора столько путаницы! Одни источники указывают, что он побеждал в панкратионе, другие настаивают, что в борьбе. Историк Плутарх, который, кстати, совершенно точно был олимпийским чемпионом по панкратиону (вид единоборства в Древней Греции, соединявший приемы борьбы и кулачного боя), в «Жизнеописании Нумы» утверждает, будто Пифагор и вовсе был бегуном. Но можно ли верить Плутарху, который родился через 700 лет после Пифагора?
В датах – также неразбериха. В одном из дошедших до нас списков олимпийских чемпионов указывается, что Пифагор Самосский одержал победу в 588 г. до н.э. А самый ранний год рождения, указанный в его биографиях, – 586 г. до н.э. Не мог же он стать олимпиоником за два года до своего рождения!
Но вот что установлено точно. Некто Милон Кротонский был учеником пифагорейской школы и называл Пифагора «учителем во всем». Так вот, этот Милон прославился трактатом «Физика» и шестью победами на Олимпийских играх в силовых состязаниях. Это раз.
С воспитанниками этой школы боялись связываться даже вооруженные враги, считая, что те обладают неведомой системой рукопашного боя, разработанной основателем учения. Разгромить школу смогли, только устроив ночью в ее здании пожар, в котором погибло большинство пифагорейцев. Это два.
Наконец, вся эллинистическая система воспитания и обучения строилась на гармонии интеллектуального и физического развития. Великий ученый не мог не быть великим спортсменом, что подтверждают примеры Платона, Архимеда и все того же Плутарха. Это три. И недаром одной из самых оскорбительных характеристик в Древней Греции была такая: «Он не умеет ни читать, ни плавать».
***
Прославленный эллинский атлет Милон из города Кротона жил в VI в. до н.э. Он был непобедим в силовых упражнениях и борьбе на протяжении 20 лет, шесть раз завоевывал венок абсолютного победителя на Олимпийских играх. Феноменальную силу, вошедшую в поговорки, Милон развивал почти по современным принципам тренировки: длительность, непрерывность, постепенное увеличение нагрузки. Впервые именно он поднял быка на плечи, когда тот был теленком, и впоследствии ежедневно обносил его вокруг арены стадиона. Рос бык – росла и сила Милона. Конец аттракциона – на потребу античной публике: опустив быка на землю, атлет убивал его ударом кулака между глаз.
…Милон вставал на диск, смазанный салом или маслом, и никто из зрителей не мог столкнуть его с этого скользкого пьедестала. Камень весом 136 кг бросал на 6 м. Сажал в колесницу шесть человек, поднимал ее на голову и носил по арене. Но самый удивительный из своих трюков оставлял напоследок: Милон сжимал спелый гранат в ладони и предлагал желающим вынуть его. Это никому не удавалось. Атлет разжимал кисть – гранат был совершенно цел и даже не помят: в такой степени он, напрягая мышцы пальцев, умел одновременно расслаблять мышцы ладони.
В период войны родного Кротона с городом Сибарисом Милона избрали полководцем. Подобно Гераклу, знаменитый герой, одетый в львиную шкуру, сражался с огромной палицей в руках, заменяя целый отряд…
…Смерть силача была трагической. Отправившись в лес за дровами для старенькой матери, он забил клинья в щель толстого ствола и попытался руками разорвать его надвое. Но освобожденные клинья упали на землю, и дерево зажало пальцы. Милон не учел, что с возрастом сила оставляет даже чемпионов. Освободить руки он не смог и оказался прикованным к стволу. Беспомощный, голодный и обессиленный, знаменитый атлет был растерзан дикими зверями. Так погиб Милон Кротонский, которому был поставлен мраморный памятник и имя которого шесть раз было занесено в списки победителей Древней Олимпии.
Вопрос для обсуждения в группе
-Чем прославился Пифагор как тренер?
Биография Пифагора
Текст для экспертной группы № 2
(по материалам сайта www.wikipedia.org)
Пифагор родился на острове Самос в Малой Азии. Точная дата рождения неизвестна. Учился наукам в Египте, Вавилоне, Индии. Основал в Кротоне (Южная Италия) собственную школу. Установил связь между длиной струны и высотой звука, заложив современную теорию музыки. Доказал ряд основополагающих математических теорем. Основал теорию чисел. Изобрел термин «философ». Разработал астрономическую концепцию музыки сфер. Признавал шарообразность Земли и то, что она движется вокруг Солнца. Ученики считали его сыном Аполлона. До сих пор входит в пантеон индуистских богов под именем Яваначарья – «Ионийский учитель». Погиб в рукопашном уличном бою в городе Метапонт.
Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с Самоса. По сведениям Диогена Лаэртского, Мнесарх был камнерезом; по словам же Порфирия, он был богатым купцом из Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Первая версия предпочтительнее, так как Павсаний приводит генеалогию Пифагора по мужской линии от Гиппаса из пелопоннесского Флиунта, бежавшего на Самос и ставшего прадедом Пифагора.
Партенида происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе. Она сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор, по сведениям Ямвлиха, родился в Сидоне Финикийском примерно в 570 г. до н.э. Рождение ребенка будто бы предсказала пифия в Дельфах. В частности, она сообщила Мнесарху, что его сын принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. Поэтому на радостях Мнесарх дал жене новое имя – Пифаида, а сыну – Пифагор, т.е. «тот, о ком объявила Пифия».
По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи – греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя все накопленное человечеством знание. В популярной литературе Пифагору иногда приписывают олимпийскую победу в боксе, путая Пифагора-философа с его тезкой – Пифагором, сыном Кратета с Самоса, который одержал победу на Сорок восьмых Играх за 18 лет до рождения знаменитого философа.
Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, побывав в разных краях, оказался в Египте, где пробыл 22 года, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему Пифагор был допущен к обучению и посвящен в таинства, запретные для прочих чужеземцев, пока его не увел в Вавилон в числе прочих пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 г. до н.э. В Вавилоне Пифагор пробыл еще 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.
По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основаны на словах Аристоксена, т.е. относятся к IV в. до н.э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришел к власти в 535 г. до н.э., поэтому датой рождения Пифагора можно считать 570 г. до н.э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 г. до н.э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, т.е. в 532–529 гг. до н.э. Эти сведения хорошо согласуются с данными Порфирия, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха (вернее, одного из его источников) о вавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где почерпнул, по легендам, восточной мудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение свое, по крайней мере то, что касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, т.е. на родине.
Разногласия с тираном Поликратом вряд ли могли послужить причиной отъезда Пифагора – скорее, ему требовалась возможность проповедовать свои идеи и, более того, претворять их в жизнь, что было весьма проблематично в Ионии и материковой Элладе, где жили многие искушенные в вопросах философии и политики люди.
Ямвлих сообщает: Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашел много последователей. Их привлекали не только оккультная философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, которым народ повинуется в чем-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном – сознательно, подчиняясь нравственному авторитету.
Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвященных, состоявших из единомышленников, буквально обожествлявших своего учителя. Этот орден фактически пришел к власти в Кротоне. Однако из-за антипифагорейских настроений в конце VI в. до н.э. Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию – Метапонт, где он и умер. Почти 450 лет спустя, в I в. до н.э., во времена Цицерона, как одну из достопримечательностей там показывали склеп Пифагора.
По Ямвлиху, Пифагор возглавлял свое тайное общество 39 лет. Тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 г. до н.э., к началу эпохи Греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н.э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет или, по другим источникам, – в 90 лет. Из этого следует дата смерти – 490 г. до н.э. (или 480 г. до н.э., что маловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил 497 г. до н.э. как год смерти Пифагора.
Вопрос для обсуждения в группе
Был ли Пифагор олимпийским чемпионом на самом деле?
Программа античных Олимпийских игр
Текст для экспертной группы № 3
(по материалам сайта: www.olimpiada.dljatebja.ru)
Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на 1 стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:
– на четырнадцатых Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а четыре года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;
– на восемнадцатых Олимпийских играх (708 г. до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;
– на двадцать третьих Олимпийских играх (688 г. до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой;
– на двадцать пятых Олимпийских играх (680 г. до н.э.) добавлены гонки на колесницах, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми; со временем этот вид программы расширился, и в V–IV вв. до н.э. стали проводить гонки на колесницах, запряженных парой взрослых лошадей, молодых лошадей или мулов;
– на тридцать третьих Олимпийских играх (648 г. до н.э.) в программе появились верховые скачки на лошадях (в середине III в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя, с минимальным количеством запрещенных приемов, во многом напоминающее современные бои без правил.
Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийских игр в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на 1 стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца в храме Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.
Некоторые дисциплины античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места, к тому же с камнями (позже – с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска – а со временем вместо каменного атлеты стали метать железный диск – производилось с небольшого возвышения, причем копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении, т.е. в шлеме, со щитом и оружием, бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.
С тридцать седьмых Игр (632 г. до н.э.) в состязаниях стали участвовать юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.
Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с Восемьдесят четвертых Игр (444 г. до н.э.) ставший официальной частью программы.
Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем с расширением программы – пять дней (именно столько времени продолжались Игры в период их расцвета в VI–IV вв. до н.э.) и в конце концов растянулись на целый месяц.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком – эта традиция началась в 52 г.до н.э. – и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе, для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью, его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику на родине воздавали и посмертные почести. А согласно введенной в VI в. до н.э. практике трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.
Первым из известных нам олимпиоников стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 г. до н.э.
Самым знаменитым и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на шести Олимпиадах, был «сильнейший среди сильных» – борец Милон. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на Шестидесятых Олимпийских играх (540 г. до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 г. до н.э. по 516 г. до н.э. он завоевал еще пять олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 г. до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и других авторов.
Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э. – 152 г. до н.э.) побеждал в трех беговых дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед: шесть – в беге на 1 стадий и на 2 стадия на Играх с 488 г. до н.э. по 480 г. до н.э. Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
В истории древних Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Исключительная стойкость и честность этого спортсмена в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, он также стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей в боксе и панкратионе. По преданию, когда благодарные сыновья водрузили отцу на голову свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 г. до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 г. до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам.
Побед добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр, во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары; в конце концов, измотанный физически и эмоционально, соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 г. до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Но гораздо важнее были почести герою. Победителя привозили в родной город на четверке белых лошадей через брешь, пробитую в крепостной стене города, освобождали от уплаты налогов, кормили всю жизнь за счет города, устанавливали ему памятники, чеканили монеты с его изображением; иногда после смерти некоторых спортсменов даже обожествляли и сооружали в их честь храмы. Память олимпиоников окружали легендами, чтобы сделать победу более привлекательной для потомков.
На Олимпийские празднества собиралось до 45–50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые философы, историки, поэты. История сохранила для нас имена выдающихся представителей Древнего мира, наиболее точно соответствовавших современному термину «гармоничный человек». Пифагор, теорему которого изучают в школе по сей день, был могучим кулачным бойцом, стал олимпийским чемпионом на Сорок восьмых Олимпийских играх в 588 г. до н.э. Отец медицины – древнегреческий врач Гиппократ достиг значительных успехов в борьбе и гонках на колесницах. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были также известные философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.
Игры неоднократно посещали философ Аристотель и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.
В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки; гости общались с представителями других стран, знакомились с развитием ремесел и земледелия, разнообразными обычаями и религиозными обрядами, слушали философов, историков, поэтов, музыкантов и служителей религиозного культа. В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расцвета олимпийские праздники играли очень большую роль, способствуя объединению полисов – городов-государств. За месяц до Игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие – экехерия: прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках. Наряду с философией, театром, музыкой, изобразительным искусством Олимпийские игры играли также важную роль в образовании и воспитании населения.
Олимпиады не прекращались и после того, как в 146 г. до н.э. греческие земли были подчинены Риму. Правда, завоеватели нарушили священную традицию, по которой в Олимпийских играх могли участвовать только жители Греции.
Римляне включили в Олимпийские игры цирковые представления – бои гладиаторов. Жестокий интерес у пресыщенной публики вызывали бои гладиаторов со львами, тиграми, быками. Но все это, конечно, уже не имело никакого отношения к спорту и к тем олимпийским идеалам, которые утверждались греками раньше.
Атлетические соревнования в Олимпии проводились регулярно на протяжении 1168 лет. В 394 г. н.э. император Востока и Запада Феодосий I, насильственно насаждавший христианство, посчитал Олимпийские игры языческим обрядом, объявил нечестивыми и специальным указом запретил их дальнейшее проведение.
Впоследствии Олимпия была разрушена в результате разлива рек после двух сильнейших землетрясений и оказалась под слоем песка и тины.
После прекращения античных Олимпийских игр заложенная в них идея всестороннего развития человека была предана забвению на полтора тысячелетия. Во многих странах и сами занятия спортом находились под запретом.
Вопрос для обсуждения в группе
Чем можно доказать, что Пифагор был олимпийским чемпионом?
Вопросы для игры «Брейн-ринг»
1. В каком году Пифагор стал олимпийским чемпионом?
2. В каком городе умер Пифагор?
3. Закончите известную фразу: «Он не умеет ни читать, __________».
4. В каком виде спорта Пифагор стал олимпийским чемпионом?
5. Назовите самого известного спортсмена-олимпионика – ученика Пифагора.
6. На каких Олимпийских играх Пифагор стал победителем?
7. В каком году в программу Олимпийских игр был включен кулачный бой?
8. Как называли олимпийского чемпиона в Древней Греции?
9. В каком году состоялись первые античные Олимпийские игры?
10. Кем и когда были упразднены древние Олимпийские игры?
Тема: "Глаз", 4 класс.
Приём: "зигзаг", "верите ли вы", "кластер".
Цель урока:
1. Познакомить с новыми понятиями: зрачок, хрусталик, роговица, сетчатка, радужная оболочка.
2. Познакомить со строением глаза.
3. Дать представление о гигиене глаз.
4. Продемонстрировать знание изученной темы.
Литература:
Поглазова О.Т. "Окружающий мир" (учебник), М., ЗАО "ИНПРО-РЕС", 1998г.; Сухарев Ю.Ф. "Природоведение" (методическое пособие к урокам природоведения).
Автор: Н.И. Чибисова, гимназия 177, С-Пб
Ход урока:
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и не верные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.
высказывание до ч-я после ч-я
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.
2. Форма глаза напоминает яблоко.
3. Глаза в сильные морозы мерзнут.
4. Зрачок - это отверстие в глазу.
5. В глазу имеется прозрачная линза.
6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.
7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.
Смысловая стадия. На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием "Зигзаг ". Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по группам в соответствии с цветом квадратика на своём листочке с текстом.
Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный конспект.
1-я группа: кластер "Что можно увидеть глазами".
2-я группа: внешнее строение глаза (схема) и значение каждой части.
3-я группа: внутреннее строение глаза (схема).
4-я группа: как видит человек (схема).
5-я группа: сигналы ( как ухаживать и беречь глаза).
На стадии размышления:
1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
Аутотренинг.
2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".
Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.
Тексты для чтения в группах:
1. Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размере предмета, о его цвете, движется предмет или покоится, где предмет находится относительно нас: далеко или близко, слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. И, конечно, незаменимым является зрение для чтения книг, для просмотра кинофильмов и TV передач, из которых мы тоже очень много узнаем об окружающем мире. Если заснять на кинопленку все, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20км. Пленки. Глаза позволяют видеть мир красочным и объемным. Именно наличие двух симметричных глаз создает возможность видеть мир объемно, а не плоско, как на фотопленке.
Лучше всего человек видит до 12-ти лет, если у него нет дефектов зрения.
2. Посмотрите как надежно расположен глаз в черепе человека, в специальной выемке - глазнице, защищенной выступами костей. При ударе по глазу эти кости принимают удар на себя.
Кроме того, глаз хорошо защищен веками (верхними и нижними) от попадания в него пыли, насекомых, мелких предметов.
Веки на своем краю снабжены волосками - ресницами. Ресницы очень нужны глазу - при попадании в глаз каких-либо частиц, они прежде всего касаются ресниц, и глаз мгновенно закрывается.
Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек.
Посмотрите внимательно и достаточно долго друг на друга. Вы заметите, что веки время от времени смыкаются и быстро расходятся - мы моргаем.
Почему человек моргает?
Под веками у человека находятся специальные железы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смазывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение. При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль.
Есть еще защита глаз - это слезы. Они вымывают соринки и убивают микробы. В сутки у человека выделяется обычно около одного кубического сантиметра слез.
Брови над глазами оберегают их от капелек пота, которые порой текут со лба. Глаза никогда не мерзнут. У них нет нервных окончаний, чувствительных к холоду.
3. Сам глаз представляет собой круглое тело - ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. Оно очень подвижно и может быстро поворачиваться.
В передней части глазного яблока есть РАДУЖНАЯ ОБЛОЧКА, которая достается нам по наследству от наших родителей. От этого зависит цвет глаз (голубые, черные, серые, карие).
Определи цвет глаз соседа.
Но вот что интересно - не бывает красных, оранжевых, желтых глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке - ЗРАЧОК. При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом свете расширяется.
За зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая увеличительное стекло. Линза - это ХРУСТАЛИК. Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока - СЕТЧАТКУ. На сетчатке располагаются чувствительные нервные волокна. Поворачивают глаз вверх, вниз, влево и вправо ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ. Снаружи глаз покрыт прозрачной роговой оболочкой - РОГОВИЦЕЙ.
4. Окружающие нас тела либо отражают свет (как, например: цветок, здание, человек), либо излучают его сами (как солнце, свеча, электрическая лампочка). И если лучи света попадают в наши глаза, то мы их видим.
Разные предметы расположены от нас поразному - близко и далеко. Поэтому лучи в глаз проходят поразному. Чтобы направить эти лучи точно на дно глаза - сетчатку, хрусталик постоянно изменяет форму? То становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние.
Само глазное яблоко тоже очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны.
И так, роговица и хрусталик, изменяя ход лучей, формируют изображение на сетчатке глаза. Здесь нервные волокна воспринимают световую информацию. По зрительному нерву это информация проходит в мозг, который дает нам зрительное ощущение размера, формы, цвета, расположения и движения предмета.
Удивительно, что изображение рассматриваемого предмета на сетчатке получается перевернутым. Но мы видим все нормально! И благодаря мозгу. Новорожденные дети первые дни своей жизни видят все "вверх ногами", и одну- две недели мозг учится все "ставить на ноги".
5. Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нельзя читать лежа и при плохом освещении.
Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения - 25 - 30 см. это легко проконтролировать: если поставить руку на локоть, тогда глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Лучше, если книга будет наклонена. Через каждые 20-30 минут чтения надо делать небольшой перерыв, чтобы дать глазам отдых.
Не смотрите на солнце или яркие электрические лампы без защитных очков. Это вредно!
Никогда не трите глаза руками: при этом можно занести грязь м микробы. Глаза можно вытирать только чистым полотенцем или платком.
Не держите острые предметы около глаз.
При заболевании глаз всегда обращайтесь к врачу.
Не смотрите долго телевизионные передачи.
Все это отрицательно влияет на зрение.
Выводы:
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
- способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
- способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
- учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
- способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
- заставляет учеников задумываться.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана.
Результаты работы.
Таким образом, я подтвердила свою гипотезу о том, что если в урочной и внеурочной деятельности использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, что позволит оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Практическая ценность моего проекта: – материалы проекта можно использовать в школьной практике.
Конечный продукт
1 Методические рекомендации по осуществлению приемов и методов формирования критического мышления учащихся на уроках
2 Разработка брошюры «Задания для формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры »
Приложение:
- Теоретический урок с использованием технологии критического мышления на тему: Пифагор – олимпийский чемпион?
- Презентация проекта на тему : Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры.
Библиография:
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 1999г.
2. Заир-Бек С.И. Технология РКМЧП: базовые принципы. (Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования 21 века). – Новгород,2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Актуальность: В последнее время в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начало учебного процесса начинает творить, что-то придумывать, то это является фундаментом для формирования творческой личности ребенка. Поэтому, каждый учитель вправе выбрать и работать в той или иной технологии, которую он считает наиболее реализуемой в рамках образовательного процесса. Объект исследования : Учебно-воспитательный процесс преподавания физической культуры в классах среднего и старшего звена.. Предмет исследования : Использование методов и приёмов ТРКМ при изучении предмета физической культуры, как средство развития мыслительной деятельности учащихся.
Цель работы: исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности учащихся. : Цель работы: исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности учащихся.
Конечный продукт: 1 Методические рекомендации по осуществлению приемов и методов формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры. 2. Разработка брошюры « Задания для формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры ». Предполагаемый результат : Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Гипотеза : Если в урочной и внеурочной деятельности использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, что позволит оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Задачи работы над проектом -Исследовать вопросы теории критического мышления. . -Применять приемы и методы технологии развития критического мышления в учебном процессе. -Вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов. - Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности учащихся.
Что такое технология «критического мышления»? « Критическое мышление»- обозначение некоторого педагогического подхода. «Критическое мышление»- новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового. «Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Цели технологии «развития критического мышления» 1. Мотивация к учению 2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений 3. Развитие рефлексивного умения 4. Формирование обобщений Цели
Основные направления формирования мыслительной деятельности у учащихся в технологии «РКМ» Заинтересовать учащихся. Побудить его к деятельности. Создать условия для обобщения. Научить добывать информацию. Способствовать развитию критического мышления. Научить самоанализу. Рефлексия.
Признаки технологии «развития критического мышления». Продуктивность (формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком) Самостоятельность (ответственность) Аргументированность (приводить убедительные доводы) Многогранность (приводить убедительные выводы) Индивидуальность (личная работа с информацией) Социальность (работа осуществляется в парах, в группах)
Структура урока в концепции «развития критического мышления». Этапы Характеристика Вызов (ликвидация чистого листа) Ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю»? по данной теме. Возможна работа с вопросами по данной проблеме урока. Осмысление (реализация осмысления) На данной стадии ученик под руководством учителя с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии. Рефлексия (размышление) Размышление, обобщение того, «что узнал» ученик на уроке по данной проблеме.
. Приемы, используемые на разных стадиях урока. Стадии Приемы, используемые на каждой стадии Вызов Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, перепутанные логические цепочки, заполнение первой колонки в таблице ЗХУ Осмысление Чтение с остановками и пометками, работа в парах, группах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений, заполнение второй колонки ЗХУ Рефлексия Карта познания, эссе, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, синквейн, обсуждение, оценка работы на уроке, заполнение третьей колонкиЗХУ
. Различные задания по физической культуре с применением технологии «развития критического мышления». Тема: «Здоровый образ жизни». 6 класс. Слепое письмо. Цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти . Заполните пропуски элементами ЗОЖ . Способ жизнедеятельности сохранения укрепления здоровья людей называют……… Ведение ЗОЖ предполагает не только использование различных методик ,но и ……….ЗОЖ включает в себя следующие основные элементы:………………….Образ жизни должен меняться с …………… и иметь свой……и……….
. Различные задания по физической культуре с применением технологии «развития критического мышления». Тема: «Основы здорового образа жизни» 6 класс Приём – Игра «Верите ли вы?» Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил) Пример: ( учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет».) 1.Верите ли вы, в то что расческа должна быть личным предметом для каждого члена семьи ? - да – нет 2.Верите ли вы, что если не мыться и умываться , то будешь прекрасно выглядеть? - да – нет 3.Верите ли вы, в то, что если не чистить зубы , то они будут здоровыми? - да – нет 4.Верите ли вы, что спорт- залог здоровья? - да – нет и т. д.
. Различные задания по физической культуре с применением технологии «развития критического мышления». Тема: «Здоровый образ жизни» 5 класс Приём «Дерево предсказаний». На своих уроках я использую приём «Дерево предсказаний». Был задан прямой вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ребята должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме.
Различные задания по биологии с применением технологии «развития критического мышления». Тема: Здоровый образ жизни . 6 класс Разбивка на кластеры. Педагогическая стратегия «Разбивка на кластеры» используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Это служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно. В основном это та стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Алгоритм действий :Я использую кластеры на стадии осмысления. Класс был разделён на 4 группы, каждая группа составляла кластер. 1 – я группа: кластер «Личная гигиена» 2 - я группа: кластер «Режим дня»(составление плаката) 3 – я группа: кластер «Физкультура» 4 – я группа: кластер «Правильное питание» Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма. Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой. Записывайте все, что приходит вам на ум. Личная гигиена правильно ухаживать за зубами Ухаживать за ногтями и волосами содержать в чистоте одежду и обувь, помещение в котором живёте Мыть руки перед едой Мыться не реже 1 раза в неделю Правильно ухаживать за кожей
Различные задания по физической культуре с применением технологии «развития критического мышления». Тема: «Организм человека» . 8 класс Прием « Синквейн» Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Например: Подтема: Глаз Подтема: Веки Голубой, зеленый. Верхние, нижние. Видит, воспринимает, моргает. Защищают, снабжают, смыкаются. Берегите зрение! Замечательные защитники! Око. Защитники. Подтема: Веки Организм Живой, действующий. Командует, работает, обеспечивает. Работает, как часы Механизм Подтема: «Нервная система» Мозг Головной, спинной. Командует, посылает, отвечает. Действуйте так!
Значение «развития критического мышления» в образовательном процессе. Формирует самостоятельное мышление Вооружает методами и способами самостоятельной работы Реализует возможность управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик» Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса
МОТИВАЦИЯ Анализ мотивации: Опрошено 11 учащихся 6 класса: За 10, против-0, не знаю -1 Нравятся ли вам такие уроки?
Выводы Технология «РКМ» играет большую роль в образовательном процессе как для учителя, так и для ученика. Для учителя на уроке: Выделять цели учения; Повышает мотивацию к учению; Обеспечивает активизацию образовательного процесса; Стимулирует мышление; Создает атмосферу творчества, самостоятельности Для ученика на уроке: Работать в парах, группах; Создавать свой продукт; Аргументировать, создавать, анализировать; Формирование умений работать с различными источниками информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.
Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...
Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)
Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...
Сообщение на заседании методической комиссии математического и естественнонаучного цикла по теме: «Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках»
Сообщение на засезании ПЦК...
Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.
В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...
Статья .Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры.
Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры....
« Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры»
Коммуникативные умения представляют собой сложную группу качеств, в которую входят: дружеское расположение, желание и умение сообща играть, трудиться и просто общаться, ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Ключевые слова (на русском языке): Физическая культура, познавательная активность, уроки, школа, учитель, ученик, программа, методика, развитие среднего образования, учебный процесс, содержание матери...