Выступление на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"
учебно-методический материал по истории ( класс) на тему
Документ содержит текст выступления на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_nedelya._metody_udd._surin_aleksandr_anatolevich.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
СУРИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ
I КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Московская область, г.о. Коломна, 2016 г.
Актуальность темы (2 слайд)
- Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
- Поэтому обеспечение развития универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями Стандарта, становится актуальной и новой задачей.
- Какие УУД можно формировать по средством предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
- В ходе подготовки к данному выступлению, я попытался систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.
Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)
(3 слайд)
УУД | ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ |
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
|
Способы получения знаний (слайд 4)
Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные способы получения знаний – это самостоятельная работа с информацией и решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.
КОЗ (слайд 5)
Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно - ориентированные задания. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Приемы по формированию регулятивных учебных действий (слайд 7):
Приемы целеполагания:
1. Прием «Домысливание».
Предлагаю тему урока и слова "помощники».
С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:
- Выясним…
- Узнаем…
- Научимся…
- Проверим…
Прием целеполагания «Тема-вопрос» (слайд 8)
Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»
План действий:
1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
Хорошо | Плохо |
Прием целеполагания «Работа над понятием» (слайд 9)
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе
« Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
Прием целеполагания «Группировка»
(слайд 10)
Понятия на доске:
Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись
Задания:
- В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
- Запишите понятия в тетрадь по памяти;
- Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
- Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
- Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
Прием целеполагания (слайд 11)
Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме
«Природа и люди Древней Индии».
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Модельный ответ:
- Какие животные водились в Древней Индии?
- Какие растения росли в Древней Индии?
- Чем занимались люди Древней Индии?
- Во что верили индийцы?
- Как добывали пищу?
- Где жили?
Слайд 12 – схема следом, показывать сразу!!!
Познавательные универсальные учебные действия (слайд 13)
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Составление кластера
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
Составление логической схемы, цепочки
Составление определения к термину
- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?»
Приемы «Денотатный граф», «Понятийное колесо»
Прием «Рокировка» и др.
Работа с картой (слайд 14)
Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:
- Тепло.
- Дожди.
- Солнце.
- Река.
- Лес.
- Пустыня.
- Оазисы.
- Плодородная почва
Что рассказала карта? (слайд 15)
Вставь пропущенные слова:
Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).
Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от
Приемы по формированию логических УД
(слайд 16)
Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.
«Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий (слайд 17) схема сразу!!!
Коммуникативные УДД
ПОПС – формула. (слайд 18)
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) | «Я считаю, что…». «Потому что …». «Я могу это доказать это на примере …». «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». |
Рефлексия (слайд 19)
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).
Рефлексивный экран (слайд 20)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я научился…
- у меня получилось …
- меня удивило…
- мне захотелось…
Упражнение «Плюс-минус-интересно»
(слайд 21)
- Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
- В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
- В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
- В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Формирование УУД на уроках обществознания (слайд 22)
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач .
Приемы и методы:
- Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ
- Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему).
- Составление рассказов, например, «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток
- Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде)
- Подготовка и защита проектов
- Деловая и ролевая игра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания
Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...
Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации из опыта работы учителя по организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....
Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания
В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...
Презентация по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"
Презентация содержит слайды для выступления по теме "Формирование приемов м методов УУД на уроках истории и обществознания"...
Приемы учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
В статье показаны активные приемы работы на уроках истории и обществознания с детьми среднего звена....
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Цель данного материала показать приемы работы с текстом на уроках истории, обществознания, экономики, права: показ иллюстрации, зачитывание отрывка из художественной книги, показ отрывка из фильма, ра...
Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания
Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты...