Выступление на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"
учебно-методический материал по истории ( класс) на тему

Сурин Александр Анатольевич

Документ содержит текст выступления на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

СУРИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

I КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Московская область, г.о. Коломна, 2016 г.

Актуальность темы (2 слайд)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения,  поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
  • Поэтому обеспечение развития универсальных учебных действий,  в соответствии с требованиями Стандарта, становится актуальной и новой задачей.
  • Какие УУД можно формировать по средством предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
  • В ходе подготовки к данному выступлению, я попытался систематизировать    приемы и методы формирования  УУД, используемые мной  в ходе уроков истории и обществознания.

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

 (3 слайд)

УУД

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

  • – метод проектов
  • –  приемы целеполагания
  • - приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий
  • постановка вопросов по теме и выход на задачи

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

  • проблемная ситуация, дидактические игры
  • Приемы технологии РКМ (развития критического мышления)
  • Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»
  • Кластеры, логические цепочки
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Таблицы, Работа в группах, Зигзаг
  • Приемы проведения рефлексии
  • Стратегия «Fishbone»

КОММУНИКАТИВНЫЕ

  • Диалоговое взаимодействие
  • Дискуссии
  • Дебаты
  • Конференция
  • Круглый стол
  • Ролевые игры, Деловая игра
  • Технология сотрудничества
  • Приемы технологии РКМ (развития критического мышления): Синквейн, мозговой штурм, «ПОПС – формула, «Смытое слово» и др.)

Способы получения знаний (слайд 4)

Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные способы получения знаний – это самостоятельная работа с информацией и решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.

КОЗ (слайд 5)

Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно - ориентированные задания. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

Приемы  по формированию регулятивных учебных действий (слайд 7):

 Приемы целеполагания:

1. Прием «Домысливание».

Предлагаю тему урока и слова "помощники».

С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:

  • Выясним…
  • Узнаем…
  • Научимся…
  • Проверим…

Прием целеполагания «Тема-вопрос» (слайд 8)
Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»
План действий:
1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
3.Выяснить  условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.

Хорошо

Плохо

Прием целеполагания «Работа над понятием» (слайд 9)

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе

« Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Прием целеполагания «Группировка»

 (слайд 10)

Понятия на доске:

Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись

Задания:

  1. В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
  2. Запишите понятия в тетрадь по памяти;
  3. Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
  4. Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
  5. Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.

Прием целеполагания (слайд 11)

     Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме

 «Природа и люди Древней Индии».

Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.

Модельный ответ:

  1. Какие животные водились в Древней Индии?
  2. Какие растения росли в Древней Индии?
  3. Чем занимались люди Древней Индии?
  4. Во что верили индийцы?
  5. Как добывали пищу?
  6. Где жили?

Слайд 12 – схема следом, показывать сразу!!!

Познавательные универсальные учебные действия (слайд 13)

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

Составление логической схемы, цепочки

Составление определения к термину

- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?»

Приемы «Денотатный граф»,  «Понятийное колесо»

Прием «Рокировка» и др.

Работа с картой (слайд 14)

Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:

  • Тепло.
  • Дожди.
  • Солнце.
  • Река.
  • Лес.
  • Пустыня.
  • Оазисы.
  • Плодородная почва

Что рассказала карта? (слайд 15)

Вставь пропущенные слова:

Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.

На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).

Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.

На севере  китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от

Приемы по формированию логических УД

 (слайд 16)

Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

«Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий (слайд 17) схема сразу!!!

Коммуникативные УДД

ПОПС – формула. (слайд 18)
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД.  Учащимся предлагается написать четыре предложения,  отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

 О – объяснение (или обоснование)

 П – пример

 С – следствие (или суждение)

«Я считаю, что…».

 «Потому что …».

 «Я могу это доказать это на примере …».

  «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Рефлексия (слайд 19)

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую  прием рефлексии  «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).

Рефлексивный экран (слайд 20)

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Упражнение «Плюс-минус-интересно»

 (слайд 21)

  1. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
  2. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  3. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  4. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Формирование УУД на уроках обществознания (слайд 22)

Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач .

 Приемы и методы:

  • Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ
  • Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему).
  • Составление рассказов, например, «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток
  • Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде)
  • Подготовка и защита проектов
  • Деловая и ролевая игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации из опыта работы учителя по  организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....

Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания

В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...

Презентация по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"

Презентация содержит слайды для выступления по теме "Формирование приемов м методов УУД на уроках истории и обществознания"...

Приемы учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

В статье показаны активные приемы работы на уроках истории и обществознания с детьми среднего звена....

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Цель данного материала показать приемы работы с текстом на уроках истории, обществознания, экономики, права: показ иллюстрации, зачитывание отрывка из художественной книги, показ отрывка из фильма, ра...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания

Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты...