"Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал на тему
Выступление на заседании МО учителей русского языка и литературы "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_uud.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование
коммуникативных УУД обучающихся
на уроках русского языка и литературы
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Мартыновой Е.А.
2017-2018 учебный год
Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка,
уверенно идущего по дороге жизни,
после того, как ее показали ему вы.
Конфуций
Кммуникативные УУД, которые обеспечивают успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям к другим людям.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным.
И особая роль в развитии коммуникативных УУД отводится урокам русского языка и литературы. Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи (ученик поднял руку, а сказать не может), от речи к мысли (начал говорить, а как продолжить речь, чем закончить, не знает).
Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
- Все виды пересказа
- Все формы учебного монолога и диалога
- Доклады и сообщения
- Ролевые и деловые игры
- Учебные исследования и учебные проекты
- Обсуждение, дискуссия, диспут
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
- Сочинения и изложения
- Сообщения
- Доклады
- Письма
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе, и используемые мною учебники открывают множество возможностей для развития коммуникативных УУД
Учебники Л. А Тростенцовой , Ладыженской. Особенностью учебника является направленность обучения на взаимосвязанное овладевание языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но и уроком развития речи учащихся, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.
К учебнику идет рабочая тетрадь из 2 частей и является составной частью УМК по русскому языку. Все упражнения и задания рабочей тетради структурированы в соответствии с разделами и параграфами учебника и предназначены для организациии закрепления и проверки знаний учащихся по русскому языку в 5-8 классах. Разноообразные упражнения, кроссорды, вариативные тесты, творческие задания по развитию речи использую для работы в классе, в качестве материала для домашних заданий.В рабочую тетрадь включено множество интересных и поучительных текстов, стихотворений, зарифмованных правил, пословиц.
В учебнике литературы после4каждой темы есть раздел «Развиваем дар слова», «Творческое задание», «Размышляем о прпочитанном».
Приведу примеры практических заданий, которые не только интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие коммуникативной компетенции.
На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:
-Как написать изложение (вместе с учащимися составляем план действий)
- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».
- «Найди и выпиши слова, которые….
-«Четвёртое лишнее» (часто это задание я использую в качестве лингвистической разминки или как способ создания проблемной ситуации)
-Определи, на основе чего распределены слова по группам, добавь свои слова.
-Распредели слова на группы, озаглавь каждую группу слов. Причём, может быть несколько вариантов распределения слов на группы. Важно, чтобы ученики объяснили свой принцип.
-Заполнение предложения с пропусками. Это задание особенно актуально для слабых учащихся. А в 9- 11 даю шаблон выпускного сочинения , в который нужно вставить свои мысли, отрвыки текста.
На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю учащихся вспомнить изученное ранее, понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. И здесь главная проблема – это привычка находить готовый ответ в учебнике, прочитать тему, прочитать правило вместо того, чтобы самим подумать, сформулировать определение, увидеть закономерность, решить учебную задачу самостоятельно. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?» Никогда не отвечаю сразу на вопросы учащихся. Вместо готового ответа предлагаю алгоритм решения проблемы, схему рассуждения. И зачастую ребёнок сам же и приходит к правильному ответу. А награда – похвала учителя, чувство самоудовлетворения, новый опыт.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.
Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
- Постановка проблемы
- Выдвижение гипотезы
- Сбор и структурирование материала
- Изготовление и оформление материала
- Выбор формы презентации
- Презентация
- Рефлексия
Проект или исследование не обязательно может быть долгосрочным. Проект может быть реализован в рамках одного или двух-трёх уроков: написание сочинения или изложения, творческая работа по материалу изучаемой темы, научное высказывание-обобщение по материалу нескольких параграфов, лингвистическое исследование и т.п. Такие виды работы вполне под силу пятиклассникам.
Проблемы есть, и немало. Главная проблема, которая остаётся, - это неумение детей слушать и воспринимать устную речь. Думаю, не только я сталкивалась с тем, что учащиеся выкрикивают хором ответы, не слушают реплики товарищей, повторяют только что прозвучавшие реплики вместо того, чтобы дополнить или исправить.
Другая немаловажная проблема – неумение выявить основную информацию в тексте. Отсюда – проблемы, возникающие и на других уроках, когда дети «прочитали и ничего не поняли», не могут ответить на казалось бы простые вопросы.
Ещё об одной важной проблеме хочется сказать: о неприученности учащихся к самостоятельной работе и неумении работать устно.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Способы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы.
- Создание проблемных ситуаций.
- Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».
- Задания «Верные–неверные утверждения»: используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
- Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.
- Прием составления плана.
- Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
- Прием тезирования (представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста).
- Прием составления сводной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию).
- Прием комментирования (является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста).
Прием логического запоминания учебной информации (включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф- схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.)
Составление кластера.
Дискуссия.
Групповая форма работы.
Проектная и исследовательская деятельность.
Письменный и устный анализ (эпизода, стихотворения, произведения, характеристика героя) по алгоритму.
Театрализация.
Сочинение и развёрнутый ответ на вопрос.
Приём «письмо по кругу» (каждый ученик из группы или класса, подводя итог обсуждаемой проблемы, дописывает по аргументу либо «за», либо «против»; по такому же принципу составляется портрет героя).
«Мозговой штурм».
Приём «интервью».
Активное чтение.
Пересказ (творческий, краткий, выборочный и т.д.).
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
составь рассказ от имени героя;
составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...»;
«опиши устно...»;
«объясни...» и т. д.
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? «Куст сирени» Куприна, «Недоросль» Фонвизина)
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
составление кластера;
дискуссия;
групповая форма работы;
проектная и исследовательская деятельности;
театрализация;
рефлексия;
портфолио;
создание учащимися литературных произведений.
нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания,
Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Проблемы есть, и немало. Главная проблема, которая остаётся, - это неумение детей слушать и воспринимать устную речь. Думаю, не только я сталкивалась с тем, что учащиеся выкрикивают хором ответы, не слушают реплики товарищей, повторяют только что прозвучавшие реплики вместо того, чтобы дополнить или исправить.
Другая немаловажная проблема – неумение выявить основную информацию в тексте. Отсюда – проблемы, возникающие и на других уроках, когда дети «прочитали и ничего не поняли», не могут ответить на казалось бы простые вопросы.
Ещё об одной важной проблеме хочется сказать: о неприученности учащихся к самостоятельной работе и неумении работать устно.
Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:
1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
7. Создавайте на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Насколько сформированы коммуникативные УУД показывают результаты ОГЭ И ЕГЭ, так как по каждому предмету есть задания с развернутым ответом, а 13 апреля собеседование покажет.
По моему мнению, именно формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Обобщение опыта Цыгановой О.Г. по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка "
Условия возникновения и становления опыта, перспективности его развития, теоретическоеобоснование своей деятельности. Использование педагогических технологий на основе...
Презентация к выступлению на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"
Данная презентация отражает систему работы учителя над формированием коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида....
Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫРомаданова Елена Владимировна (ГБОУ СОШ№1 «Образовательный центр» с. Сергиевск)1. Введение. Актуальн...