Выбор УМК по истории и обществознанию (из опыта работы)
статья на тему

Козырева Зоя Константиновна

Выбор УМК по истории и обществознанию (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫБОР УМК ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, четкого определения целей образования, учитывающих как государственные, социальные, так и личностные потребности и интересы.

Обновление содержания исторического и обществоведческого образования происходит с учетом необходимости обеспечения  развивающего потенциала обучения, системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания, ориентации на комплекс умений, лежащих в основе компетенций. Данный этап развития российского образования характеризуется постепенным переходом на ФГОС ООО.

В период перехода на стандарты второго поколения особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС ООО, в том числе принципам системно-деятельностного подхода.

В преподавании истории и обществознания, также как и других предметов, образовательное учреждение и учитель имеют право выбора УМК, при этом ориентируясь на нормативно-правовую базу системы образования, в том числе и на ФПУ, утверждаемый Министерством образования РФ.

Выбор УМК в 2015-2016  учебном году на мой взгляд имеет существенные особенности:

1.В  этом учебном году изучение предметов «История» и «Обществознание» в основном и старшем звене общеобразовательных учреждений нашего района в основном продолжится в соответствии с требованиями ФБУП 2004 г, разработанного на основе федерального компонента ФГОС.

2.5 классы образовательных учреждений переходят на ФГОС ООО. Вследствие этого в БУП ОУ для 5 класса добавляются новые предметы, в том числе – новый курс «Обществознание».

В ФПУ данный курс предложен линиями учебников  издательств:

- «Просвещение» ,под ред. Боголюбова. УМК 5-9;

- «Академкнига/Учебник» ,Королькова.5-9;

- «Дрофа», Никитин.5-9;

- «Вентана-Граф», под ред. Бордовского Г.А.,5-9.

           3. Курс Всеобщей истории для 5 кл.представлен линиями учебников издательств:

- «Просвещение», Вигасин, Годер «История Древнего мира»; Уколова «История. Древний мир»;

- «Дрофа», Колпаков, Селунская «История Древнего мира»;

- «Вентана-Граф», Майков «История»; Андреевская «История Древнего мира»;

- «Русское слово», Михайловский «История Древнего мира».

4.Особые изменения  в ФПУ произошли с учебниками по Отечественной истории.

Приказом от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» был утвержден новый Порядок формирования ФПУ. А именно, «Порядок определяет:

                 - структуру федерального перечня учебников;

                 - основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

                 - критерии и порядок проведения обязательной экспертизы учебников;

                 - форму экспертного заключения;

                - основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

                 8. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. Для каждой из экспертиз определены жесткие требования, среди которых:

а) принадлежаность к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;

б) Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной и педагогической экспертиз.

18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:

учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);

учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

Порядок определяет сроки  подачи учебников для экспертизы, необходимые документы, сроки прохождения экспертизы. В соответствии с результатами экспертной оценки учебники учебник может быть включен в ФПУ, а может быть и исключен из Перечня.

19. Для включения в федеральный перечень учебников в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников, в Минобрнауки России направляются необходимые материалы, в том числе::

методическое пособие для учителя;

положительные экспертные заключения по результатам педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;

положительные экспертные заключения по результатам научной экспертизы2.

22. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

материалы поступили в Минобрнауки России после 15 февраля года формирования федерального перечня учебников;

не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников;

установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;

представлен неполный комплект материалов.

23. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.

24. Федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников не реже чем один раз в три года.

25. Учебник  может быть исключен из федерального перечня учебников по следующим основаниям: нарушение процедуры прохождения экспертизы, сроков подачи материала, при соответствующей экспертной оценке, при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и др.

29. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.

Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.

30. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России об утверждении федерального перечня учебников, о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет».

18 февраля 2015 года состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации. Главной темой состоявшегося обсуждения были изменения, внесенные в порядок формирования федерального перечня учебников.

В дискуссии приняли участие Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин, президент Российской академии образования  Людмила Вербицкая, управляющий вице-президент Российского книжного союза Леонид Палько.

Согласно внесенным в порядок формирования Федерального перечня учебников изменениям с 1 января 2015 года все учебники федерального перечня должны иметь электронную форму, а  учебники истории России – пройти научную историко-культурную экспертизу, которая определит соответствие их содержания концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Изучив условия и реализацию проведения историко-культурной экспертизы действующих учебников и новых учебников истории России, члены совета единогласно приняли решение поручить эту работу Российскому историческому обществу, как организации, принимавшей непосредственное участие в разработке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Совет также определил сроки, в течение которых издательства должны представить все необходимые документы о прохождении экспертизы как вновь разработанными учебниками истории, так и уже входящим в федеральный перечень.

Также на повестку заседания был вынесен вопрос организации экспертизы электронных форм учебников.

«Работа по изменению федерального перечня учебников ведется с привлечением представителей научной и педагогической общественности, а также общественных организаций, - отметила Наталья Третьяк, - В настоящее время сформированы четкие критерии экспертизы электронных учебников, они направлены на то, чтобы электронные варианты пособий не уступали по содержанию своим печатным аналогам, были доступны и функциональны».

Согласно установленным нормам, электронные варианты учебников должны в полном объеме содержать иллюстрации, имеющиеся в печатном оригинале, мультимедийные и интерактивные элементы (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты). Кроме того, формат такого учебника должен быть общедоступен, без лицензионных ограничений и адаптирован для трех или более операционных систем, в том числе – двух мобильных. Предполагается также, что пособия могут использоваться как с подключением к интернету, так и автономно, а так же, работать в связке с интерактивными досками и планшетами.

По итогам обсуждений члены совета приняли решение о проведении педагогической и общественной экспертизы электронной формы учебников, входящих в федеральный перечень учебников..

С 20 по 25 марта 2015 г. Российское историческое общество провело прием заявок на проведение экспертизы, по результатам которого на экспертизу представлено 8 завершенных предметных линий учебников истории России от следующих издательств:

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»;
Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Издательство «Дрофа» («Вертикаль»);
Издательство «Просвещение»;
Издательство «Русское слово — учебник».

26 марта состоялось заседание Комиссии РИО по научной историко-культурной экспертизе учебников истории России под председательством сопредседателя РИО академика РАН А.О. Чубарьяна. Члены Комиссии утвердили план и сроки проведения экспертизы в период с 30 марта по 12 апреля 2015 г.

15 мая 2015 г. состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации. По результатам заседания были определены:

перечень учебников истории России, на которые не представлены положительные экспертные заключения по результатам научной историко-культурной экспертизы учебников (Приложение 1);

перечень учебников истории России рекомендованных для включения в федеральный перечень учебников (Приложение 2);

перечень учебников для направления на повторную экспертизу электронных форм учебников (Приложение 3);

перечень учебников, для которых не представлены электронные формы учебников и положительные экспертные заключения (Приложение 4);

список учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ (Приложение 5).

список учебников, упоминаемых в обращениях граждан и организаций по вопросам о качестве учебников, включенных в федеральный перечень (Приложение 6);

Результаты экспертизы были отражены в Протоколе заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки РФ №НТ-16/08пр.

5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 25 

« В соответствии с пунктами 24 и 25 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный номер № 30213), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. № 1559 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г., регистрационный номер № 35502), и на основании протокола заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2015 г. № НТ-16/08пр приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (далее - федеральный перечень учебников)».

6. Однако необходимо отметить, что,  согласно этому же приказу Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”:

«П. 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

«ВЫБОР УМК ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО»

Подготовила: Козырева З.К.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №1» г. Алексина

высшая квалификационная категория

г. Алексин, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории   Акатьевой В.И....

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания. Из опыта работы

Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения...

"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)

Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптим...

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания....

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)

Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя"....