"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)
статья на тему
Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащение арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающим для учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
«Использование авторских
электронных ресурсов
на уроках истории и обществознания»
Грауберг Олеся Владимировна –
учитель истории и обществознания
п.Первомайский
2014 г.
Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащение арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающим для учащихся.
Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В отличие от традиционных методов, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает активным помощником, и его главная задача – организация и стимулирование учебного процесса.
ЦОРы – динамичный и универсальный продукт, который создает следующий спектр широких возможностей для учителя и учащихся
Использование ЦОР позволяет :
1. улучшить эффективность и качество образования;
2. ориентироваться на современные цели обучения;
3. повысить мотивацию учащихся к обучению;
4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5. учитывать страноведческий аспект;
6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7. реализовать индивидуальный подход;
8. усилить самостоятельность школьников;
9. изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
10. объективно оценивать знания учащихся;
11. повысить качество наглядности;
12. облегчить труд учителя.
Использование ЦОР в педагогической деятельности даёт возможность учителю:
излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
находить основные и дополнительные материалы для уроков;
экономить время для речевой практики;
организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование;
заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надёжность усвоения знаний.
Электронные учебные пособия помогают ученикам:
развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
основательно подготовиться к ЕГЭ.
На своих уроках я использую следующие Цифровые образовательные авторские
( приобретенные )ресурсы:
Цифровые образовательные ресурсы | Краткое содержание ресурса | Использование в практической деятельности |
Обществознание: Практикум: электронное учебное издание (ООО «Марис»; ЗАО «Новый диск») | Электронное учебное издание (ЭУИ) «Обществознание» – это мультимедийная образовательная программа по одноименному школьному курсу 8–11 классов общеобразовательной средней школы. Оно разработано на основе учебно-методического комплекса (учебники «Введение в обществознание», «Человек и общество», Дидактические материалы по курсу «Обществознание», методические пособия для учителей и др.), созданного сотрудниками Академии образования РФ во главе с академиком РАО Л.Н. Боголюбовым и прошедшего апробацию в школах РФ в течение ряда лет. Этот же авторский коллектив является разработчиком блока вопросов по обществознанию для единого государственного экзамена (ЕГЭ). | Изучение новых тем и закрепления на уроках обществознания в 8-10 классе. Ресурс позволяет сократить время на изучение нового материала. |
Основы правовых знаний. 8-9 класс: Электронное учебное издание («Кирилл и Мефодий») | Диск содержит 12 учебных тем, 55 уроков. Более 150 иллюстраций, 40 видеофрагментов, 10 интерактивных тренажеров, 40 медиалекций, около 400 озвученных терминов и их определений, более 1400 практических заданий и тестов. Экзамен по курсу. Олимпиада по праву. Справочник с выдержками текста из законов РФ, СССР и РСФСР. Каталог Интернет-ресурсов правовой тематики. | Использую для изучения раздела «Право» в курсе обществознания , подготовке к олимпиадам, работе с одаренными учениками, подготовке к сдаче ГИА, ЕГЭ. |
Экономика и право 9 - 11 классы Мультимедийное учебное издание (ЗАО «1С»; ООО «Физикон»; ООО «Дрофа»; ООО Издательство «Вита-Пресс») | Элективный мультимедиа-курс, построенный на видеосюжетах и анимированных слайд-шоу с комментариями от лица юриста и экономиста. Издание включает также теоретический материал по школьному курсу экономики, комплект обучающих и контролирующих заданий, наглядный иллюстративно-справочный материал, интерактивные модели и игры, а также учебную версию базы данных по законодательству «Консалтинг. Стандарт». | Использую для изучения раздела «Экономическая сфера » в курсе обществознания, подготовке к олимпиадам, работе с одаренными учениками, подготовке к сдаче ГИА, ЕГЭ. |
Государственная символика России: История и современность: Мультимедийное наглядное пособие (Copyright) | Мультимедийное наглядное пособие включеат 4 темы: История российской государственной символики; История российских наград; Современная российская символика; Современные российские награды. Пособие ориентировано на лекционно-семинарскую форму проведения занятий и включает в себя некоторые справочные материалы по обсуждаемой теме (федеральные конституционные законы "О Государственном гербе Российской Федерации", "О Государственном флаге Российской Федерации", "О Государственном гимне Российской Федерации", статуты и положения о государственных наградах). | Изучение символики России, внеклассных мероприятиях по предмету. |
Россия на рубеже третьего тысячелетия. - Серия "Образовательная коллекция" (ЗАО "1С") | Диск представляет сегодняшний день России и ее историю, достижения и великих людей, памятники искусства и культуры, флору и фауну, религиозные конфессии на территории России и много другой интересной информации. С помощью средств мультимедиа можно увидеть кинохронику важнейших и интереснейших событий, таких как полет Ю.А. Гагарина, выход в открытый космос, прослушать все гимны России, начиная с Петровских времен, фрагменты музыкальных произведений русских композиторов, посмотреть раритетные документы и фотографии и многое другое. Диск содержит следующие разделы: Россия 2000: государство; территория; население; Россия верующая; флора и фауна; экономика. История России: Россия от Рюриков до В.В. Путина (862 — 2000 гг.) Наука, культура, искусство: научно-технические достижения; слава и гордость России; застывшая музыка истории; любопытные факты. | При изучении следующих тем : -«Государство»; -«Наука»; -«Культура». |
Человек и общество. Обществознание. 10-11 класс: Часть1--2. 11 класс: Комплект цифровых образовательных ресурсов (3 и 4 четверти) к учебнику "Человек и общество. Обществознание. 11 класс" Л.Н. Боголюбова (ОАО «Издательство «Просвещение») | Представленный на дисках набор цифровых образовательных ресурсов содержит ресурсы к следующим темам: «Духовный мир человека и деятельность», «Материально-производственная деятельность человека», «Социально-политическая деятельность и развитие общества», «Социальное развитие», «Политическая жизнь современного общества», «Духовные ценности современного общества» | Для изучения и закрепления следующих тем: -«Духовный мир человека и деятельность», -«Материально-производственная деятельность человека», -«Социально-политическая деятельность и развитие общества», -«Социальное развитие», -«Политическая жизнь современного общества», - «Духовные ценности современного общества» |
Особо актуален вопрос использования ЦОР на уроках обществознания, т.к. обществоведческие науки, включая описание прошлого и настоящего, оперируют точными понятиями, датами, цифрами. Использование электронных работ позволяет мне существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. При этом использование компьютера позволяет при подготовке к уроку создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности отдельных учащихся, охватывать наибольший объем используемого на уроке дидактического наглядного материала.
Опыт работы по применению цифровых образовательных ресурсов обобщаю через семенары – практикумы для учителей школы, участие в фестивалях открытых уроков, проведение мастер-классов, методических семинаров.
Систематически обобщаю и распространяю опыт собственной работы.
Систематическое применение цифровых образовательных ресурсов, помогло мне о добиться 100% успеваемости по предмету, а также положительной динамики « качества знаний» итоговых учебных достижений.
Ресурсная база, моего кабинета сформированная по следующим показателям: учебный кабинет оборудован компьютером, мультимедийным проектором и аудио техникой.
Анализируя опыт работы с ЦОРами могут сказать следующее:
1.ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности.
2.Введение ЦОР в учебный процесс помогает мне решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
-совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
-ЦОР могут помочь там, где не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
-повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
-средство индивидуализации работы ( создание банка данных авторских презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям)
-ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение цифровых образовательных ресурсах на уроках истории
Статья на тему "Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории"...
Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....
«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания»
Выступление на заседании педагогическом объединении «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания»...
Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)
В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания....
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)
Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя"....
Мастер-класс «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории с помощью интерактивной доски SMART Notebook»
Мастер-класс «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории с помощью интерактивной доски SMART Notebook»...