Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)
статья по истории
В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistematizatsiya_i_obobshchenie_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya_iz_opyta_raboty.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Систематизация и обобщение материала на уроках истории
В соответствии с ФГОС одними из планируемых результатов, которыми должен овладеть учащийся это умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, умения создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, проводить аналогии.
Анализ результатов ВПР, а так же ОГЭ и ЕГЭ по истории обозначил ряд затруднений для учащихся и в это проблемное поле попали как раз таки задания на систематизацию исторической информации (множественный выбор, исключение лишнего) Серьезные сложности возникают при выполнении задания 33-35, которые предусматривают разные виды деятельности: составление плана, сравнение событий и явлений.
Таким образом, наличие этой проблемы говорит о необходимости усилить работу по систематизации и обобщению знаний и умений учащихся.
Повторительно-обобщающие уроки существовали всегда, и всегда их значение было велико. Какие рекомендации в проведении подобных уроков предполагает ФГОС?
В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки систематизации и обобщения знаний учащихся, иногда, можно встретить другое название данного типа урока – это урок общеметодологической направленности.
Чем же традиционный повторительно-обобщающий урок отличается от урока систематизации и обобщения знаний?
Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с уроком по ФГОС обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам.
№ п.п. | Сравниваемые признаки | Традиционный урок повторения-обобщения | Современный урок обобщения и систематизации знаний |
1 | Учебные цели урока | 1) повторить и закрепить пройденный материал; 2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде. | 1) актуализировать знания учащихся; 2) углубить полученные знания; 3) обобщить знания; 4) систематизировать прикладные и фундаментальные знания. |
2 | Развивающие цели урока | Развить умения: 1) группировать объекты; 2) выделять сходства и различия между ними; 3) приводить знания в систему. | 1) устанавливать связи внутри понятий, законов, общей картины мира; 2) выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий; 3) устанавливать причинно-следственные связи между ними. |
4 | Форма обучения | Информационно-объяснительное обучение. | Деятельностное, развивающее обучение. |
5 | Время организации урока | В конце изучения темы, раздела курса или урока. | На любом этапе изучения темы, раздела, урока |
Таким образом, отличия одного урока от другого можно выразить следующей схемой:
От «Услышал-запомнил-пересказал» К «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». »
Какими педагогическими методами и приемами можно этого достигнуть? Прежде всего, проблемный и частично-поисковый методы.
Я хочу предложить вашему вниманию некоторые приемы из своего опыта.
1Систематизация знаний может проводиться после изучения какого-либо периода, раздела, темы, так и перед ним.
2 С одной стороны ФГОС рекомендует проводить отдельные уроки систематизации знаний, но с другой - системно-деятельностный подход, который сейчас является приоритетным в преподавании, предполагает этап систематизации и обобщения в конце каждого урока.
Из своего опыта я чаще провожу систематизацию и обобщения знаний после изучения какой-либо темы.
Если мы рассматриваем систематизацию и обобщение как один из этапов на каком-либо уроке, то можно использовать следующие приемы:
А) составление синквейна
Б) составление схемы кластера;
В) исправить ошибки в тексте
Г) проблемный вопрос
Д) тестирование
Е) составить или решить кроссворд
Эти приемы подходят как для старшего звена, так и для среднего, как для уроков истории, так и обществознания
Для учащихся 9-11 классов можно брать задания из ОГЭ и ЕГЭ.
Если мы говорим про историю, то это, прежде всего, задание № 24, в котором необходимо привести по два аргумента в подтверждение и по два в опровержение какой-либо точки зрения в исторической науке.
(«Политика контрреформ, проводившаяся правительством Александра III, отбросила Россию назад в ее развитии» )
Так же задания по карте или с иллюстративным материалом, историческое сочинение, все эти задания нацелены на умение видеть причинно-следственные связи между событиями и процессами.
В обществознании, на мой взгляд, задание № 28 в ЕГЭ «Составить развернутый план ответа», так же в части 1 работа со схемой, найти обобщающее слово, вставить пропущенные слова в текст и т д.
Таким образом, все эти известные и доступные приемы и задания позволяют решать задачи систематизации и обобщения знаний учащихся на каждом уроке.
Другое дело это отдельный урок «общеметодологической направленности», чтобы он соответствовал современным требованиям понадобиться тщательная подготовка.
Примерный план ( технология)проведения такого урока
- Класс должен быть поделен на группы
- Учащимся предлагается проблемная ситуация (противоположные точки зрения на одно и тоже правление, событие)
- Определяется уровень знаний основных понятий и событий по данной теме (тестирование, викторина, карточки с заданиями)
- Организация поиска ответа на проблемный вопрос (даже в условиях обобщения материала необходим элемент новых знаний!)
- Представление ответа (он должен быть аргументированным, развернутым)
- Рефлексия
Систематизация и обобщение знаний учащихся является важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала в процессе обучения
Подводя итог, хотелось бы отметить, что систематизация и обобщение знаний помогают не только в подготовке к ВПР, ЕГЭ, контрольным работам, а в большей степени они способствуют повышению мотивации к изучению предмета, потому что дают учащимся понимание, зачем им нужна история и обществознание, как они могут им быть полезны. Учащиеся попадают в ситуацию, когда им нужны их знания для ответа на более сложные вопросы, для выявления причинно-следственных связей, для оценки событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания. Из опыта работы
Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения...
"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)
Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптим...
Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)
Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя"....
Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)
В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...
Выступление «Функциональная грамотность школьников как актуальный результат обучения на уроках истории и обществознания. Из опыта работы»
функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников...