Программа стажировочной площадки
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №1
Согласовано:___________ Утверждаю:___________
Зам директора по научной работе : Цыренова И.А. Директор школы Бакро О.Г.
Программа стажировочной площадки по теме:
«Организация работы с одаренными учащимися на уроках математики и во внеурочное время»
Разработчик программы: Бадинова Ж.С.
Учитель математики
Улан-Удэ
Пояснительная записка
Программа курса стажировочной площадки для учителей математики «Система раоты с одаренными учащимися на уроках математики и во внеурочное время» рассчитана на 24 часа.
Данная стажировочная площадка предназначена для учителей математики, желающих изучить инновационный опыт МАОУ СОШ №1.
Успешное усвоение программы стажировки позволит присутствующим разработать самостоятельный проект, адаптированный к конкретным условиям своего образовательного учреждения.
В результате стажировки участники получат возможность:
- познакомиться с вариативной моделью работы в данной инновации;
- усвоить принципы и механизмы организации деятельности ОУ в выбранном направлении;
- освоить практические способы проектирования собственной программы при работе с детьми, имеющими высокий уровень развития.
Тема стажировки
«Организация работы с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время»
Место проведения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Улан-Удэ.
Сроки проведения:
Категория стажирующихся: учителя математики.
Итогом стажировки является представление дневника стажера, в котором дается структурированный анализ содержания работы, описание собственной модели деятельности на основе изученного опыта.
В стратегии развития российского образования до 2020 года и национальной инициативе «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей. Система поиска поддержки и сопровождения талантливых детей требует глубокого исследования и научно-методического сопровождения. Организация работы с одаренными детьми в области математики требует дополнительной работы по развитию профессиональных компетенций педагогов, направленных на выявление и развитие природных математических задатков детей на всех ступенях их обучения и воспитания, по обеспечению условий, способствующих максимальному раскрытию их потенциала и возможностей.
Целью обучения математике в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе.
Анализ учебников математики (особенно учебники для 5-6 кл) показывает, что ни один из учебников не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, то есть задач на развитие различных познавательных процессов , обеспечивающих достижение целей развития способностей детей.
Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике работы с одаренными детьми, существуют нерешенные вопросы, связанные с обучением таких детей в средней общеобразовательной школе.
Актуальность программы стажировочного курса заключается в том, что возникает необходимость повышения квалификации учителей математики в данном направле-
нии, так как существует проблема совершенствования методики обучения математики, направленной на развитие одаренных детей.
Назначение программы: программа является основой для создания на базе школы стажировочной площадки для учителей математики ОУ.
Цель программы: формирование у слушателей курса компетенций по реализации педагогического сопровождения развития одаренных детей в области математики.
Задачи курса стажировочной площадки:
- Обеспечить деятельность курса стажировочной площадки по данной теме;
- Систематизировать исходные знания слушателей по данной теме;
- Оказать содействие по освоению опыта работы МО учителей математики в работе с одаренными детьми стажерам по проектированию собственных вариативных моделей профессиональной деятельности;
- Сформировать умения учителей-стажистов, необходимые для практической работы с одаренными детьми в своем образовательном учреждении;
- Способствовать развитию гражданской компетенции слушателей.
Формы организации стажировки:
- презентация – анализ инновационной практики школы по теме стажировки;
- посещение и анализ учебных и внеурочных занятий;
- круглый стол, практикум, научно-практический семинар;
- проектирование основных компонентов модели работы с детьми, обладающих математическими способностями в данном ОУ;
- самостоятельная работа стажеров над проектами;
- презентация результатов проектирования;
- мастер - класс;
- творческая лаборатория;
- индивидуальные консультации;
- учебное занятие.
Ресурсы программы: наличие кабинета, оборудованного компьютером, проектором, доступ в Интернет, накопленные учителем методические материалы, образовательные СD – диски.
Планируемые результаты: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам организации работы с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время.
Итогом стажировки является представление дневника стажера, в котором дается структуированный анализ содержания работы, описание собственной модели деятельности на основе изученного опыта.
Ключевые идеи опыта, в который будет погружен стажер:
При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, а одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый, по сравнению с другими учащимися. Поэтому учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индиви-
дуализацию в обучении, современные педагогические технологии. Прежде всего, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.
В своей работе с одаренными детьми я выделила для себя три направления:
1.Дифференцированный и индивидуальный подход к детям.
Использование разноуровневых заданий (обучающих и контролирующих). Ученик должен уметь оценивать себя и своих одноклассников, знать, что необходимо уметь на оценку «3», «4», «5».
1 уровень – задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены вучебнике или раскрыты учителем. (оценка «3»)
2 уровень – задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. (оценка «4»)
3 уровень – задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (оценка «5»)
Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
В работе с одаренными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях. Факультативах, кружках. Или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач.
2.Обучение самостоятельной работе.
Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.
3.Обучение исследовательской работе.
Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные всему классу, но для одаренных учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оцениваются оценкой «5», но если допущена ошибка. То оценка не выставляется).
Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т.д. Большую возможность в этом направлении дает разработка проектов, компьютерных презентаций. Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей – сочетание желаний и возможностей. Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец. в каком виде представить результат. Но самое главное – это защита проекта. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учиться излагать добытую информацию. Сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения. На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные и лучшие работы иду на школьную конференцию (или на городскую).
Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.
Содержательный блок программы
Блок 1. Информационно – образовательная среда программы (6 ч)
Содержание темы раскрывает главные аспекты обучения одаренных детей в области математики, содержит конкретные мероприятия достижения поставленных целей. Показывает особенности инновационных преобразований новых технологий обучения и воспитания, развития системы работы с одаренными детьми. В данном блоке раскрывается проблема развития одаренности на уроках математики и во внеурочное время, необходимость ее решения. Анализируется современное состояние работы с одаренными детьми в данной школе, обсуждаются проблемы развития таких детей в процессе обучения математике, рассматриваютя принципы выявления математически одаренных детей (диагностика одаренности). Изучаются формы работы с учащимися, имеющих способности к математике,на уроке и во внеурочное время ( с посещением уроков учителя – тьютера). Рассматриваются современные технологии обучения.
Блок 2. Погружение стажера в опыт учителя-тьютера . (5 ч)
В данном блоке учитель-тьютер демонстрирует свой опыт, накопленный по данной темы. Проводит мастер класс, открытые уроки и внеурочные занятия (занятие кружка, факультатива, элективного курса) с применением современных пед. технологий, где показывает различные формы работы с одаренными учащимися. Работа с методической документацией.
Блок 3. Стажировочные пробы (11 ч)
Совместное и самостоятельное создание методических средств, недостающих стажеру. Разработка учителем-стажером уроков и внеурочных занятий, проведение им открытых уроков и внеурочных мероприятий с последующим анализом и обсуждением. Составление стажером фрагментов рабочих программ, систем задач, направленных на развитие одаренных учащихся.
Блок 4. Оценочный (2 ч)
Подведение итогов работы стажировочной площадки, оформление результатов. Итоговое анкетирование стажеров.
Распределение часов на теоретические. Практические занятия и самостоятельную работу стажера
Название блока | Колличество часов всего | Лекции | Семинары, практикумы | Самостоятельная работа стажера |
1.Информационно-образовательная среда программы |
6 | 2 | 3,5 | О,5 |
2. Погружение стажера в оыт учителя-тьютера. | 5 | 1 | 3,5 | 0,5 |
| 11 | __ | __ | 11 |
| 2 | __ | 1,5 | 0,5 |
Учебно-тематический план стажировки
Название блока | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
Блок 1 Информационно-образовательная среда программы (6 ч) Блок 2. Погружение стажера в опыт учителя-тьютера (5 ч) Блок 3. Стажировочные пробы (11 ч) Блок 4. Оценочный | 1.Установочное занятие. Входное анкетирование стажеров. Представление стажерами опыта работы по теме стажировки, определение ими личностно значимых целей обучения на стажировке, возможных профессио- нальных затруднений. | 1 | круглый стол |
2. Понятия «одаренность» и «способ- ности». Виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка. Психолого-педагогические условия и методы развития одаренных детей. |
0,5 | лекция | |
3. Разработка диагностических материалов для выявления одаренных детей в области математики. Методы выявления и диагностика одаренности | 0,5 | практический семинар | |
4. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания одаренных детей. | 0,5 | лекция | |
| 0,5 | круглый стол | |
| 0,5 | круглый стол | |
| 1,5 | практический семинар | |
| 1 | лекция | |
1.Презентация работы учителя по теме стажировки. Показ мастер-класса, обсуждение. | 1,5 | показ презентации | |
2. Работа с документацией (рабочими программами, методическими пособиями. | 0,5 | практический семинар | |
3. Формы работы с одаренными учащимися на уроке математики. Применение современных технологий обучения на уроке. | 0,5 1 | лекция открытый урок, с последующим анализом | |
4. Формы внеурочной образовательной деятельности с одаренными детьми. Применение современных технологий обучения. | 0,5 1 | лекция открытое занятие факультатива (кружка, элективного курса) с последующим анализом | |
1.Самостоятельная работа стажера по разработке проекта урока по теме стажировки. | 3 | индивидуальные консультации | |
2. Проведение открытого урока стажером, с последующим обсуждением. | 1,5 | открытый урок круглый стол | |
3. Самостоятельная работа стажера по разработке проекта внеурочного занятия по математике (факультатива, кружка. элективного курса). |
3 | индивидуальные консультации | |
4. Проведение стажером открытого внеурочного занятия с последующим анализом. | 1,5 | открытое занятие круглый стол | |
5, Самостоятельная работа стажера по разработке фрагмента рабочей программы. | 2 | индивидуальные консультации | |
1.Подведение итогов работы стажировочной площадки по данной программе. | 0,5 | круглый стол | |
2. Презентация стажерами результатов проектирования. | 1 | показ презентации | |
Итоговое анкетирование стажеров | 0,5 | ||
Ожидаемые результаты стажировки:
Учитель-стажер в результате прохождения курса стажировочной площадки должен
Знать:
- Понятия «одаренность» и «математические способности» и их отличия;
- Виды одаренности и методы диагностики одаренности;
- Психолого-педагогические условия для развития одаренных детей;
- Современные личностно-ориентированные технологии обучения, применяемые на уроках математики;
- Формы работы с одаренными детьми на уроке и во внеурочных занятиях;
- Основную учебно-методическую литературу для успешного развития математических способностей у учащихся.
Приобрести умения:
- Разрабатывать диагностические материалы для выявления математически одаренных детей;
- Подбирать математические задачи, направленных на развитие одаренных детей;
- Использовать на своих уроках современные инновационные пед. технологии обучения;
- Составлять рабочие программы с учетом развития одаренных учащихся;
- Использовать различные формы работы;
- Подбирать соответствующую литературу и осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа стажировочной площадки
Программа предполагает работу стажировочной площадки для педагогов и руководителей общеобразовательных школ по проблеме организации комплексной внеурочной деятельности школьников в ...
Программа и содержание работы стажировочной площадки для специалистов коррекционных школ VIII вида
Модули и структура организации переподготовки специалистов коррекционных школ....
Программа и содержание работы стажировочной площадки для специалистов коррекционных школ VIII вида
Модули и структура организации переподготовки специалистов коррекционных школ....
Рабочая программа стажировочной площадки "Формирование смыслового чтения у обучающихся с ЗПР"
Рабочая программа стажировочной площадки "Формирование смыслового чтения у обучающихся с ЗПР"...
ПРОГРАММА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
ПРОГРАММАдеятельности муниципальной стажировочной площадки « Стратегии смыслового чтения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе»...
Программа стажировочной площадки
Цель программы: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в организации учебной деятельности по формированию и развитию функциональной грамотности у учащихся школы.Задач...
МБОУ СОШ №16 Целевая программа стажировочной площадки работы с молодыми специалистами
Паспорт программы Название учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16» Руководитель Кабанова Елена Викторовна &nd...