Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся
методическая разработка на тему

Бублик Елена Николаевна

Е.Роджерс отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». Поэтому, перед каждым педагогом встают очень серьёзные задачи на современном этапе. В настоящее время образование строится на компетентностной основе, на помощь пришли новые технологии - информационно-коммуникационные. Именно эти технологии предлагаются в качестве ведущих и основных, способствующих развитию познавательного интереса учащихся, так как позволяют дополнить

Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Именно обучение с применением информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению, способствует развитию познавательного интереса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionno.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Бублик Е.Н.

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся

"Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Джон Дьюи

Е.Роджерс отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». Поэтому, перед каждым педагогом встают очень серьёзные задачи на современном этапе. В настоящее время образование строится на компетентностной основе, на помощь пришли новые технологии - информационно-коммуникационные. Именно эти технологии предлагаются в качестве ведущих и основных, способствующих развитию познавательного интереса учащихся, так как позволяют дополнить

Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Именно обучение с применением информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению, способствует развитию познавательного интереса учащихся. Для создания организационно-педагогических условий эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании можно провести диагностические измерения, предложить учащимся в начале каждого учебного года ответить на традиционный вопрос «Интересны тебе уроки с применением ПК?» Результаты опроса всегда будут положительными, так как они включают следующие моменты:

  • содержание уроков становится интересным, наглядным, понятным;
  • имеется возможность заниматься в любое удобное время вне зависимости отдней недели, времени суток; возможность использования тренажеров для отработки того или иного учебного навыка;
  • можно проводить независимое оценивание – тестовые задания оцениваеткомпьютер, а не конкретный учитель;
  • провести быстрое оценивание тестов;
  • дать возможность исправить оценку;
  • активно использовать индивидуальный темп работы - возможность выбора ритмаи темпа занятий;
  • обеспечивать в условиях учебной деятельности погружение в предмет;
  • повысить мотивацию, познавательную активность ученика и общекультурное развитие учащихся за счёт разнообразия форм и методов работы.

Поэтому, учителю необходимо систематически использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках и внеурочное время.

Немаловажным по значимости является работа с электронными пособиями, которых много на образовательных сайтах и которые можно создать самим для работы. Достоинствами электронных пособий, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Такая работа всегда интересна учащимся.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Компьютер стал важным элементом предметной среды. Современное обучение – процесс, который происходит в неопределенной, постоянно меняющейся среде. Учение поддерживается извне и предполагает активное использование информационных источников. В моей методической копилке содержится богатый материал презентаций, обучающих программ, электронных тестов, который я использую на уроке, рекомендую учащимся для индивидуальной работы и своим коллегам дидактический материал с использованием материалов Интернет-ресурсов, обучающих программ, презентаций.

Использование компьютерных технологий меняет и роль педагога, основной задачей которого становится - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Ученики в группах могут осуществлять поиск информации в сети Интернет и затем анализировать ее полноту, актуальность. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы:

  • увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся;
  • отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;
  • увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера;
  • создание комфортных условий для проведения процесса обучения;
  • повышение информационной культуры учащихся;
  • расширение языковой и социокультурной компетенции;
  • изменение в положительную сторону мотивов изучения предмета.
  • учащийся не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта;
  • ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития;
  • «вектор развития» строится от учащегося к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию;
  • субъект обучения ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Хочется остановиться также на использовании интерактивной доски, которая в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, и набор интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками.

Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Электронные тесты – это необходимый компонент любого современного урока. Эту возможность можно использовать как при введении, так и закреплении материала, можно использовать дистанционные формы такой работы с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам. А можно создать такой тест и распечатать, если не всегда есть возможность подключиться к сети Интернет.

Как и в любой работе - работа с компьютером имеет свои «риски», поэтому, необходимо взять за правило девизом в работе слова «Не навреди!» Нельзя использовать компьютер на уроке постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно, лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Просто необходимо знать нормы СанПина и проводить зарядку для глаз на уроках, а также научить учащихся делать её и дома.

Максимальная длительность работы во время учебных занятий в соответствии с СанПиН составляет:

  • в 5 кл. - 15 минут;
  • в 6 - 7 кл. - 20 минут;
  • в 8 - 9 кл. - 25 минут;
  • в 10 - 11 кл. - 30 минут (на первом уроке)

Факультативные и кружковые занятия с использованием ЭВМ должны проводиться через 1 час после окончания учебных занятий в школе не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2 - 5 кл. не более 60 минут, для учащихся 6 - 11 кл. - до 90 минут.

Следующим направлением работы любого учителя может стать участие в сетевых конкурсах совместно с учащимися. Такая работа будет способствовать активизации познавательного интереса, развивать творческие способности, учить ориентироваться в огромном информационном пространстве.

С 2011 года началась работа с учащимися, которые планируют сдачу ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам. У учащихся появилась возможность больше решать заданий по предметам в свободное время, во время отсутствия в школе по уважительным причинам (соревнования, олимпиады, болезнь).

Нам, педагогам, просто необходимо идти вперед, осваивать новые технологии, взаимодействовать в сетевых педагогических сообществах, где учителя-предметники осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают, педагогическую целесообразность, возможности для обучения, делятся опытом работы.

Библиографические ссылки:

  1. http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=13&showentry=28
  2. http://kremlin.ru/news/6683
  3. http://snail-festival.blogspot.com/2011_06_01_archive.html
  4. http://www.care2.com/causes/animal-welfare
  5. www.tea4er.ru
  6. Иноязычное Образование В Современной Общеобразовательной Школе. http://www.rusarticles.com/inostrannye-yazyki-statya/inoyazychnoe-obrazovanie-v-sovremennoj-obshheobrazovatelnoj-shkole-5383764.html
  7. Интернет на уроках английского языка http://festival.1september.ru/articles/605880/
  8. Использование интерактивной доски на уроках английского языка http://www.rusnauka.com/1_NIO_2012/Pedagogica/5_97115.doc.htm
  9. Компетентностный подход к построению педагогического процесса http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=492867
  10. Львова О.В. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков (Информационное письмо о II Международной научно-практической конференции)/ Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования" №1(2), 2006.
  11. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
  12. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации http://k-obr.spb.ru/page/203/
  13. Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_24.html
  14. Изображение: http://vladnews.ru/1-11-2010/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...

Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида

Использование на уроках трудового обучения  в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дае...