«Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе»
статья
Методические рекомендации для работы классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soshno24.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413117. Саратовская область, г. Энгельс, ул. Транспортная, д.30,
тел. (8453) 56-12-37, e-mail: schoolengl24@mail.ru
Доклад по теме:
«Деятельность классного руководителя
по профилактике жестокости в классе»
Подготовила:
Классный руководитель
10 А класса МОУ « СОШ № 24»
Бердникова М.В.
Энгельс 2018г.
«Жизнь заставляет быть готовым ко всему. Что делать, если в вашем классе (не дай Бог!) ученик вдруг достал топор или нож и грозит всех зарезать?»
Согласно проводимым опросам, от одной до двух третей учеников подвергается насилию в той или иной форме со стороны их сверстников или старшеклассников. Хотя подобное насилие часто воспринимается педагогами как нечто нормальное в детской и подростковой среде, его травмирующее воздействие на ребенка не меньше, а часто даже сильнее, чем на взрослого человека. В унижении и насилии над ребенком не может быть ничего «нормального». Зачастую, вследствие безнаказанности, оно может принимать по-настоящему преступные формы и иметь драматические последствия.
Нападение подростка с ножом на одноклассников в школе Стерлитамака (Башкирия) уже четвертое за учебный год. Сначала было ЧП в Подмосковной Ивантеевке (5 сентября 2017г.), затем в Перми (15 января 2018 г.), в Улан-Удэ (19 января 2018 г.). И вот - в Стерлитамаке. Напомним, 18 апреля ученик 9 класса за десять минут до перемены вдруг вытащил из рюкзака большой охотничий нож, бросился к однокласснице и несколько раз полоснул ее. Потом напал на учительницу, успел ранить еще одну девочку, а затем облил кабинет бензином и поджог. Пострадали две школьницы и педагог. Остальным детям из класса, к счастью, удалось спастись.
Как распознать жертву школьного насилия?
Психологи выделяют ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок подвергается насилию в школе:
- Желание, намерение агрессора причинить боль или вред;
- Непосредственные мотивы к действию, лежащие в основе физического или психического насилия (например, самооборона не является насилием);
- Неравенство сил;
- Неоднократность действий (преследование);
- Неоправданное использование силы;
- Очевидное удовлетворение агрессора;
- Очевидная подавленность со стороны жертв Дети – жертвы преследований в школе испытывают постоянный стресс, тревогу, напряженность, они чувствуют себя в изоляции, теряют уверенность в себе, могут развиться различные заболевания, снизиться успеваемость. Ученик – жертва насилия - не может учиться, им владеют сильные отрицательные эмоции, он не способен сосредоточиться и запоминать. Задача учителя в этом случае – понять, что поведение ребенка является результатом насилия и принять соответствующие меры: поговорить с учеником, вместе с администрацией школы продумать меры, предотвращающие насилие.
Причины и противодействие
Согласно проведенным исследованиям применение взрослым психологического насилия к детям провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно. Жестокость детей по отношению друг к другу зависит от множества других факторов: агрессивности самих учащихся; их жизненного опыта, в том числе, пережитого ими насилия в семье; недостаточности развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствия примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений, знаний о собственных правах и т.д.. Не все эти факторы можно устранить, но школьная среда может значительно повлиять на устранение издевательств над учениками путем специально разработанной системы педагогических действий.
Это работа с потенциальными агрессорами и жертвами, включая их информирование, обучение, проведение тренингов, ролевых игр с учащимися и т.д.
На индивидуальном уровне педагог должен надлежащим образом реагировать на случаи насилия в отношении ученика со стороны других детей: принимать меры к прекращению насилия и, при необходимости, обращаться в компетентные органы по защите прав несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних при органах внутренних дел).
Причины жестокого обращения с детьми:
-безработица или низкая материальная обеспеченность;
-алкоголизм одного или обоих родителей
-одиночество или распавшийся брак;
-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,
-физическое или психическое переутомление;
-незрелость родителей;
-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
-отсутствие привязанности к ребенку;
-чрезмерная требовательность;
-рождение другого ребенка;
-большое количество детей;
Задачи классного руководителя по профилактике жестокого обращения с детьми в семье:
-Создание системы работы по профилактике жестокого обращения с детьми;
-Выявление проблем взаимодействия обучающихся в семье;
-Отслеживание состояния физического, психологического, социального здоровья обучающихся;
-Осуществление регулярного контроля за реализацией планов профилактической работы педагогическим коллективом.
Формы работы с семьей
1.Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей. (Например, «Агрессивное поведение подростков», «Конфликты семейного воспитания»;
2.Анкетирование родителей;
Размещение информационных материалов на сайте «Как формировать произвольность», стенде «Эмоции и чувства», в папке «В помощь родителям», в буклетах, памятках «Насилие в семье»;
3.Круглый стол с приглашением специалистов города;
4.Школа успешных родителей, цель которой - психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка;
5.Тренинг для родителей и детей «Навстречу друг к другу»;
6.Совместные игры детей и родителей. «Большая регата»;
7.Индивидуальные и групповые консультации.
В последнее время проблема жестокости подростков по отношению друг к другу связана с интернетом. Подростки много времени проводят в социальных сетях, имеют доступ к различным тематическим группам, аудио- и видеозаписям. Родителям и педагогам сложно проконтролировать, что читает ребёнок в интернете, какие видеозаписи смотрит. Актуальной становится тема троллинга одними учащимися других в социальных сетях.
В Интернете формы детского троллинга приобретают особенно жестокий вид. Суть троллинга стандартная: один из участников виртуального общения («тролль») сознательно (очень редко неосознанно) провоцирует конфликт. Его задача - вызвать гнев другого участника виртуального общения), довести его практически до полной потери самоконтроля унижениями и оскорблениями, нарушая все нормы этики сетевого общения. Объект троллинга должен либо уйти с площадки, либо – что гораздо лучше – сам сбиться на неконтролируемое хамство и оскорбления. Если при этом удастся добиться санкций от модератора ресурса в отношении своей жертвы – для тролля вообще прекрасно.
Таким образом, интернет сегодня задаёт новые стандарты поведения. Часты случаи, когда конфликты, начинающиеся между подростками в социальных сетях, выливаются в унижения и драки в реальной жизни. Как же бороться с негативным влиянием интернета на подростка?
1.Ребёнку нужно объяснить, что интернет – хорошая возможность для поиска и обработки информации. В виртуальной жизни необходимо соблюдать те же этические правила общения, что и в реальной жизни.
2.Не стоит общаться с незнакомыми людьми, выполнять какие-либо задания, поручения незнакомцев.
3.Родители и педагоги должны иметь возможность контролировать поведение учащихся в социальных сетях: необходимо бить тревогу, если подросток подписан на группы, связанные с суицидом, порнографией, начал активно интересоваться оружием, психоактивными веществами, процессом изготовления взрывчатых устройств.
4.Родитель, педагог и классный руководитель могут научить ребёнка грамотно пользоваться интернетом: подготовить доклад, прочитать интересную статью на определённую тему, посмотреть художественный фильм. Выработка у подростка культуры использования интернета – чрезвычайно трудоёмкая и долгая работа.
В любом случае, «лечение» проблемы надо начинать с семьи. Нельзя позволить ребенку уйти в свой внутренний мир, который только формируется. Задача родителей заключается в том, чтобы «не изолировать детей» от внешнего мира, не создавать им искусственную среду обитания, а помочь приспособиться к возможным жизненным трудностям. Это сложная задача, которая требует дополнительного образования и серьезного разговора на уровне общественного сознания, права и культуры. Чаще общайтесь со своим ребенком. Узнавайте о его интересах. Спрашивайте о его друзьях и хобби. Проводите с ним с ним больше свободного времени, гуляйте, ходить на спортивные и культурные мероприятия. Даже обычная прогулка на природе сплачивает семью. Рассказывайте о своей жизни, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя одиноко и оторванным от семьи.
Стать своему ребенку другом и наставником очень просто. Надо только уделять своим детям время. Дружеская атмосфера – залог безопасности.
Формы работы с педагогами:
Беседы с педагогами по вопросам:
- Как вести себя в случае раскрытия насилия;
- Как уменьшить изоляцию ребенка;
- Насилие в семье и его последствия.
- Консультирование педагогов по итогам диагностики;
- Мастер-класс «Конфликт – структура и сущность»;
- Семинары «Как общаться с подростком», «Правовые основы семьи»;
- Деловая игра «Домашнее насилие. Как не попасть в такие отношения».
Формы работы с детьми:
- Классные часы, беседы: «Детки и предки» «Как вызвать симпатию к себе» и др.;
- Тренинговые занятия «Позаботься о себе сам», «Моя семья», «Что делать если…», как выжить если вы в опасности»
- Консультирование;
- Размещение информационных материалов на сайте, стенде по темам: «Любовь», «Дружба», «Толерантность»;
- Анкетирование учащихся: «Жизненные ценности», «Здоровый образ жизни», «Психоэмоциональное состояние детей в семейной ситуации»;
- Встречи со специалистами города: юрисконсульт, врач;
- Коррекционно-развивающие занятия «Коррекция расстройств поведения и эмоций»;
- Психологическая игра «Город эмоций»;
- Занятия по профилактике виктимного поведения.
Работа классного руководителя по профилактике фактов жестокого обращения
Выявление учащихся группы риска:
- Изучение личных дел учащихся;
- Составление социальной карты ученика, класса;
- Определение детей «группы риска»;
Изучение психолого-педагогической особенности детей:
- Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;
- Педагогическая характеристика обучающихся.
Проведение анкетирования учащихся класса с целью сбора информации о имеющихся случаях жестокого обращения с детьми в семьях.
Оказание консультационной помощи ребенку в семье
- Индивидуально-консультативная помощь родителям;
- Организация и проведение классных и тематических родительских собраний.
Обращение к специалистам службы ППМС сопровождения
Взаимодействие с администрацией школы.
В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу и удовлетворения.
Жизнь в школе идёт по своим законам. Она мудра и справедлива. Мы живем ради детей, ради того, чтобы вложить в воспитанников всё хорошее и светлое. Девизом нашей работы являются такие слова: «Говори что знаешь, делай что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше никому не вредно». Учителю как никому важно владеть предметом, уметь передать свои знания ученикам, уметь их заинтересовать учением, а для этого – совершенствовать своё мастерство
Список литературы
1.Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми. - М., Психология и Педагогика,1994г.
2.Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.: Психология и Педагогика,1993г.
3.Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Народное образование №5,1995г.
4.Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдалённые последствия. Психологический Ж. №6, 1993г.
5.Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. Социологические исследования.№4,2003г.
6.И.Алексеева., И.Г.Новосельский. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. 2-е издание. Издательство. Национальный фонд защиты детей. Москва,2010г.
7.Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие. Педагогика, №5, 1988г.
8.Конвенция ООН о правах ребёнка
9.Государственный доклад о состоянии здоровья населения в РФ, 1997г.
10.Жестокость взрослых и детский суицид. Ж.Директор школы. №4, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"
Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях....
Профилактика жестокого обращения с детьми
В работе перечислены формы насилия над детьми и виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с Российским законодательством....
Профилактика жестокого обращения с детьми
В презентации представлена информация о жестоком обращении с детьми и формах насилия над ними....
Программа "Профилактика жестокого обращения"
Цель:Разработать и апробировать программу эффективной профилактики детской жестокости с эффективным использованием системы «Консультант плюс». Задачи:§ Изучить проблему жестокого пове...
"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...
Доклад "Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе".
В последнее время среди учащихся общеобразовательных учреждений участились случаи агресии по отношению друг к другу. В данном докладе раскрываются причины агрессивности учащихся, даются рекомендации п...
Внеурочная деятельность. Математика плюс профилактика. 7-8 класс
Профилактика вредных привычек у школьников и пропаганда здорового образа жизни, используя элементы математики....