Презентация "Формы и методы работы классного руководителя по профилактике ПАВ"
презентация к уроку (10 класс) по теме
Презентация "Формы и методы работы по профилактике ПАВ" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_nata.ppt | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Профилактика ПАВ Формы и методы работы
Российский закон об образовании: « Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений » . Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления.
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными , трудновоспитуемыми , с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. О тклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно е потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация .
По определению ВОЗ : « Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия , а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одаренность Отклонения Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство). Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии . Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства
Э тап ы асоциального поведения определены на основе признаков : 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; 2 ) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам ; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3 ) единичность и рецидивность асоциальных действий.
Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований . П одлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. П ричины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии . П омощь здесь имеет два воспитательных аспекта : направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка , име я характер измененной воспитательной деятельности На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным . П ри отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся .
При начале асоциального поведения х арактеристика включает нарушени е социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным: - личность воспринимает свое поведение как нормальное - личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения ; - личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам. Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь был а направлен а на это окружение . М ожно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой . Помощь ребенк у имеет характер коррекционно й деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Н еобходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями . В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.
На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство ), в ключение в группы с асоциальным характером поведения. О тношени е личности к общественным нормам : - личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, - наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту . Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально - отрицательных и формирования социально-релевантных , диспозиций . Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов . Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды. На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.
Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение : рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. В есьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы . Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение ; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы - вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо - приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное .
Разновидности асоциального поведения: детский алкоголизм наркомания токсикомания беспризорность безнадзорность проституция Употребление психоактивных веществ , включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Б ольшинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки. вод осо Особенности детского алкоголизма: быстрое привыкание к спиртным напиткам; злокачественное течение болезни; принятие больших доз; низкая эффективность лечения. Причины: неблагополучие семьи; позитивная реклама в СМИ; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях; самоутверждение; уход от окружающих проблем. Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Это долгий, многоступенчатый процесс с риском неудачи. Главное - это профилактика наркотической зависимости среди молодежи : разъяснение подросткам и медицинских последствий употребления ПАВ, о которых они в общих чертах осведомлены, и последствий социальных.
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Профилактическая работа П рофилактическ а я работа – это своевременная деятельность, направленн ая на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости , создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подростка м, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями
Типы профилактических мероприятий: предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие подобные обстоятельства; контролирующие проводимую работу и ее эффективность. Подходы: информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).
Классификация профилактики Первичная эффективность работы 60-70% Вторичная эффективность работы 30-40% Третичная эффективность работы 3-5%
вредно не вредно, если в меру вреда нет Курение 78% 16% 3% Наркотики 79% 4% 1% Алкоголь 75% 16% 6% 12% не знают о влиянии наркотиков на организм Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга. Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному. Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.
Профилактические стенды
Конкурс рисунков, плакатов.
Главными задачами профилактической работы являются сохранение каждой растущей и развивающейся личности в здоровом правовом поле социума и выработка нужной установки грамотной самозащиты.
К лекционной работе привлекаются сотрудники ОВД, УФСНК, прокуратуры, инспектора ОДН, психиатры-наркологи, врачи-специалисты по гигиеническому воспитанию, психологи, социальные педагоги, хорошо подготовленные к работе с данным возрастным контингентом учащихся.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ Лекции Анкетирование Родительские собрания Наглядная агитация (стенды, плакаты ) Встречи со специалистами УФСКН, ОВД Индивидуальные консультации Кинолектории Выпуск родительского вестника, буклетов, памяток.
Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности сформировать грамотные установки жизни в правовом поле социума, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.
Ребенок, семья Класс, классный руководитель Классный родительский комитет Учителя-предметники Совет класс Ученический коллектив Образовательное учреждение, администрация Совет профилактики ШПМПК Педагогический совет Совет школы Общешкольный родительский комитет Медицинская служба Ученическое самоуправление Социальная служба Психологическая служба Школьное дополнительное образование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы классного руководителя по профилактике суицида
Суицид частое явление в сегодняшней жизни. Поэтому этот материал пригодится классным руководителям, которые столкнулись с данной проблемой...
Организация работы классного руководителя по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Из опыта работы....
Формы и методы работы классного руководителя по профилактике безнадзорности, беспризорности, табакокурения и наркомании.
Формы и методы работы классного руководителя по профилактике безнадзорности, беспризорности, табакокурения и наркомании....
Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС
Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС...
Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.
В данном сообщении анализируется работа классного руководителя по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними. Данна работа может быть полезна классным руководителям....
Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"
презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...