Формирование УУД на уроках литературы
презентация к уроку на тему
Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondarenko._uud_na_urokah_literatury.pptx | 687.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Автор : учитель русского языка и литературы МБОУ ЛИЦЕЙ № 4 г. Ейска Краснодарского края им. профессора Е.А. Котенко Бондаренко Ирина Владимировна
Раньше Теперь: Учащийся Должен знать/уметь Учитель должен дать знания Учитель передает предметное содержание Обучающийся Научится/ получит возможность научиться Учитель должен научить учиться Учитель обучает обобщенному способу работы
Изменение позиций ученика и учителя
К оммуникативные УУД Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
Коммуникативные УУД формируются, когда: ‐ ученик учится отвечать на вопросы; ‐ ученик учится задавать вопросы; ‐ ученик учится вести диалог; ‐ ученик учится пересказывать сюжет; ‐ учащихся учат слушать и слышать
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут учитывать позицию собеседника (партнера); организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; - отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Личностные УУД 1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы) 2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем 3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Анализ и синтез текста 4. Желание осваивать новые виды деятельности Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов) 5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе Выполнение проектов, написание сочинений 6 . Осознание себя как личности и одновременно как члена общества Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д. 7 . Признание для себя общепринятых морально-этических норм Обсуждения поведения героев произведений и их действий 8 . Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры; Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры ( социокультурный компонент) Тексты и темы для обсуждения о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях в России и других странах 9 . Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах. 10 . Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений
Личностные УУД формируются, когда: ‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, то есть вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»; «Как вы считаете….» ‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; « Что вам понравилось …»
В сфере личностных УУД будут сформированы: - внутренняя позиция школьника; - личностная мотивация учебной деятельности; - ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Продуктивные задания и их роль в формировании УУД Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные . Что делает ученик, чтобы выполнить продуктивное задание? Выделяет ключевые слова. Находит в тексте объяснение этих понятий . Делает умозаключение по аналогии.
Репродуктивные и продуктивные задания Репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. Но в жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые не описаны в учебнике. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие. Как традиционные задания сделать продуктивными? - Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций. - Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому.
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Расскажите о взятии Пугачевым Белогорской крепости. Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Обратитесь к вашим семейным преданиям. Расскажите об одной из счастливых случайностей или каком-то удачном совпадении, которые помогли выйти из сложного положения. - Что бы ты взял на необитаемый остров? Какую роль «чудесный доктор» сыграл в судьбе семьи Мерцаловых ? - Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове? Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание С кем бы ты хотел подружиться: с Томом Сойером или с Гекльберри Финном? Опиши Тома Сойера или Гекльберри Финна. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Почему Татьяна полюбила Онегина? Образ Евгений Онегина и Татьяны Лариной Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Сравните стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова. Определите, в чём принципиальная разница между героями этих произведений. Сформулируйте определение романтического героя. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Докажите, что рассказ «Севастополь в декабре месяце» является очерком. Назовите черты, присущие очерку. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Восстановите, используя справочную литературу, маршруты передвижений Андрея Соколова по родной стране и на чужбине в годы войны. Перескажите эпизод из рассказа Шолохова «Судьба человека». Дать задание паре или группе, распределив роли участников
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Нужна ли человеку мечта? Что будет, если отнять у человека способность мечтать? Расскажите о том, как вы общаетесь с природой. Представьте ситуацию своей встречи с любимым цветком или другим растением. Опишите эту воображаемую встречу, используя форму диалога. Что будет делать дальше Малыш, герой рассказа О.Генри «Персики»? Как бы ты поступил на месте Малыша? Что помогло Грею и Ассоль стать счастливыми? Какую роль играет образ цветка в рассказе Платонова? 3. Какие события описываются в рассказе О.Генри «Персики»?
Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда? Продуктивные вопросы (специальные): • можно ли считать (то-то) верным? • какие выводы можно сделать из…? • каковы мотивы поступков героя (-ев)? • вопрос начинается с формулировки тезиса. Продуктивные вопросы (разделительные): • если известно..., то …? • если …, то почему …? • … или ….?
Репродуктивные вопросы Продуктивные вопросы - Какие события описываются (в статье, рассказе, повести, фрагменте)? - Что называют...? (при условии, что в тексте было определение слова). - Перечислите основных участников событий. - Назовите этапы события. - Назовите действия участников. - Вопросы на анализ : В чем причины? Каковы последствия? Что послужило толчком к событиям? - Вопросы на обобщение : Каковы итоги? Какой вывод можно сделать? Какова общая оценка? - Проектные вопросы ( вопросы на синтез информации): Что можно было бы сделать, чтобы ситуация не стала столь запутанной? Каковы пути выхода из кризиса? - Вопросы на прогнозирование : Как вы думаете, что будет, если...? - Вопросы на выделение сущности : Что составляет основу? В чем смысл ситуации? Какова главная идея (мысль)? - Вопросы на обоснование позиции, идеи : Почему вы считаете, что...? Чем вы можете доказать?
ДЕБАТЫ на уроках литературы «Труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться» В. Г. Маранцман
Интеллектуальная игра «Дебаты»- эффективный метод формирования личностных и коммуникативных УУД Дебаты – интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть игры в том, что команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения определённого тезиса. «Дебаты» представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации - тех качеств, которые необходимы каждому человеку.
Дебаты развивают: логическое и критическое мышление; - навык в организации своих мыслей; - навыки устной речи; - эмпатию и терпимость к различным взглядам; - уверенность в себе; - способность работать в команде; - способность концентрироваться на сути проблемы; стиль публичного выступления; Таким образом, дебаты развивают у участников навыки, необходимые для эффективного общения. Один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при помощи дебатов, - это критическое мышление.
В процессе подготовки к дебатам задействованы различные умения: - критически мыслить, - отделить важную информацию от неважной, - определить и вычленить проблему, - оценить причины и возможные последствия, - делать выводы и заключения, - определить факты и мнения, - эффективно решать проблемы, - оценивать доказательства, - мозговой штурм, - оценить собственный мыслительный процесс, - работать в команде.
Дебаты на уроках литературы 1. "Текстовые" дебаты Данная форма рекомендуется на ранних этапах обучения, для "слабых" классов, а также как форма контроля учителем чтения учащихся. Для проведения этого вида дебатов класс делится на две группы. Каждая половина должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утверждения, используя только цитаты изучаемого произведения. 2. Дебаты на основе литературоведческого анализа При данной форме урока учащиеся должны продемонстрировать хорошую ориентацию в тексте, умение самостоятельно анализировать отдельные сцены, сопоставлять образы и продемонстрировать знания контекста эпохи, в которую было создано произведение .
3. "Литературно-критические" дебаты Дебаты проводятся на основе ранее изученных статей известных русских критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Учащиеся защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача - отстоять ее в борьбе с оппонентами . 4. "Проблемные" дебаты Данный вид работы предполагает, что охватываемый учащимися объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Ребята должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема. Данный вид дебатов является самым сложным, так как предполагает хорошее владение текстом достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации, иногда допускается досрочный выбор позиции "За" и "Против".
5. "Скоростные" дебаты Иначе данную форму урока можно было бы назвать мини-дебатами, так как проводятся они "один на один«, каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это делает учитель, а потом - весь класс). По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 минуты каждый) и их вопросы друг к другу, в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются в классе.
Организация дебатов на уроке Тема объявляется в качестве домашнего задания всем учащимся. Команды формируются по желанию, чаще всего их состав постоянен. Дома игроки нарабатывают как защиту, так и опровержение темы. Непосредственно перед игрой определяются две команды, участвующие в ней, и жребий выбирает для каждой из них сторону "за" или "против". Таким образом, все учащиеся класса находятся в состоянии "готовности №1". Они являются судьями и участвуют в обсуждении итогов игры. Тема объявляется непосредственно на уроке. Предварительно на дом предлагается для подготовки перечень вопросов, входящих в круг данной темы. На уроке учащимся дается 15 мин. для того, чтобы собраться с мыслями. Тема объявляется заранее, но сразу назначаются две играющие команды, остальные учащиеся получают другое задание. Данный вариант рекомендуется для итоговых уроков по обобщающим темам, а также для уроков внеклассного чтения с целью заинтересовать весь класс обсуждаемым произведением. Тема объявляется прямо на уроке, отсутствует какая-либо домашняя подготовка, определяются утверждающая и отрицающая стороны. Весь класс, разбитый на команды, в течение первого урока (40 мин.) готовится к дебатам.
1 команда 2 команда Утверждающая Опровергающая сторона (3 чел.) сторона ( 3 чел.) спикеры + члены жюри , таймкипер , слушатели.
Правила игры Правила проведения игры и роли спикеров строго регламентированы. Спикер Время Вопросы Время У1 4 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. О1 4 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. У2 3 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. О2 3 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. У3 3 мин. Не задаются - О3 3 мин. Не задаются -
О теме дебатов Тема всегда формулируется в форме повествовательного предложения, в котором утверждается тезис. Она должна быть интересной для учащихся и быть пригодной для спора. Основное требование к теме – возможность равноправного обсуждения темы как для утверждающей стороны, так и для опровергающей.
Как рождаются темы для дебатов? ( синквейны составлены учениками перед изучением «Капитанской дочки») 1 синквейн Пугачёв. Беспощадный, жестокий. Грабит, убивает, уничтожает. Это руководитель крестьянского восстания Злодей. 2 синквейн Пугачёв. Благодарный, справедливый. Прощает, защищает, помогает. Вожак крупнейшего крестьянского восстания. Заступник.
Темы для дебатов на уроках литературы: Любовь Иуды – настоящая любовь к Христу (по рассказу Л.Андреева «Иуда Искариот»). Печорин способен любить. Маяковский – «голос тоталитарного режима». Счастливая жизнь Базарова и Одинцовой возможна. Базаров – примитивный человек. Будущее России – за Лопахиными и Чичиковыми. Пьянство русского народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сильвио – герой или негодяй? Онегин и Ленский – настоящие друзья. Печорин и Вернер – друзья. Можно ли пожалеть Кабаниху? Пушкин презирает Онегина.
Какова роль дебатов? Дебаты учат извлекать нужную информацию из разных источников; логично и чётко излагать свои мысли; внимательно выслушивать оппонентов; корректно задавать вопросы; быть терпимым к разным точкам зрения; работать в команде. Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым. И. Кант
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личности на уроках литературы и внеклассных мероприятиях (презентация)
Классный руководитель и воспитательная система класса в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Обобщение опыта по теме: "Формирование УУД на уроках литературы"
Формирование УУД на уроке литературы в 5 классе...
Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках литературы
В работе приведены некоторые приемы ТРКМ и методика их использования...
Статья "Приемы формирования компетенций на уроках литературы"
Приемы формирования компетенций на уроках литературы...
Методы и приемы формирования УУД на уроках литературы в основной школе
Сегодня важно вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Ст...
«Научиться жить на земле, как люди…» Формирование толерантности на уроках литературы
Статья содержит представление опыта работы по формированию толерантности обучающихся 5 классов при анализе расказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"...
"Формирование УУД на уроках литературы"
Произведения литературы, влияющие на формирование УУД у обучающихся....