Обобщение опыта по теме: "Формирование УУД на уроках литературы"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Елена Владимировна АФонина

Формирование УУД на уроке литературы в 5 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx35.75 КБ
Office presentation icon uud_literatura_5_klass.ppt293 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД

в процессе диалогового общения на уроках литературы

(Сопоставительный анализ «осенних» мотивов в лирике А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета)

        Содержание

Введение________________________________________________1

  1. Однозначность и многозначность учебно-образовательного текста. Герменевтика_______________________________________3

  1. Роль контекста в выходе на смысл______________________4

  1. Сопоставительный анализ «осенних» мотивов в лирике А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета_________________________________5

Заключение_______________________________________________15

Литература________________________________________________17

Приложение_______________________________________________19

Введение

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта по всем дисциплинам школьной программы учебный процесс направлен на формирование следующих универсальных учебных  действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Естественно, что в процессе каждого урока формируются практически все они, в большей или меньшей степени.

Вспомним, какие учебные действия развивают познавательные УУД:

- умение формулировать проблему;

- выдвигать аргументы;

- строить логическую цепь рассуждений;

- находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

- осуществлять библиографический поиск;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- определять основную и второстепенную информацию;

- осмысливать цель чтения;

- выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами

Актуальность работы заключается в том, что на примере конкретного урока показано, как развиваются универсальные учебные действия, в том числе познавательные.

Цель данной работы – показать на примере, как в процессе диалогового общения на уроке литературы формируются познавательные универсальные учебные действия.

Задача: на основе сопоставительного анализа «осенних» мотивов в лирике А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и А.А. Фета показать, как диалог учителя и учащихся позволяет не только интерпретировать лирический текст, но и развивать универсальные учебные действия, в частности познавательные.

        Сегодня все более значимой представляется та особенность человеческой деятельности, которая раньше не осознавалась в должной степени, а именно: человек - это существо, живущее в знаково-символическом мире, творящее этот мир и его ассимилирующее. Этот мир есть мир культуры.

        Человек в наши дни живет во все более неопределенной ситуации, когда нужно находить решения, применять их и нести за них ответственность. Следовательно, человек должен быть поставлен в ситуацию, требующую творческого отношения. Одного усвоения каких-то готовых знаний и выработки соответствующих навыков тут совершенно недостаточно. Гуманитарные и социальные дисциплины не могут преподаваться и усваиваться такими же методами, как и дисциплины естественнонаучные. Для наук о человеке и обществе главным является не то, что в них обобщаются какие-то законы, на основе которых можно дать различные предсказания, а то, что они учат искусству интерпретации, искусству понимания.

1. Однозначность и многозначность учебно-образовательного текста. ГЕРМЕНЕВТИКА.

        Текст - первичная данность гуманитарно-философского мышления. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления.

        Однозначность и многозначность текста связаны с его либо монологической, либо диалогической природой.

        Есть науки, где человек изучается вне текста и независимо от него – это не гуманитарные науки. Тексты теорем, аксиом, законов не требуют  вчувствования, вживления, сопереживания.

        Гуманитарное же мышление – это всегда диалог, встреча двух текстов – готового и создаваемого интерпретатором - контекста.

        Текст – не вещь, поэтому это второе сознание, сознание интерпретирующего, воспринимающего, нельзя убрать или нейтрализовать. При объяснении – только одно сознание, один субъект; при понимании – два сознания, два субъекта.

        Раскрыть и прокомментировать смысл (образа, символа) можно только с помощью другого смысла. Расшифровать его в понятиях невозможно.

        Но как научить стать творческой личностью, можно ли этому вообще научиться?

        Вот тут и начинают работать разнообразные приемы, способы, методы и методики, которые способствуют самому главному - выходу на смысл. Для этого существует специальная наука, которая называется ГЕРМЕНЕВТИКА.

        Законы герменевтики не дают готовых ответов на заданный вопрос, они подразумевают многократное обращение адресата к адресанту (учителя - к ученику или наоборот), в результате чего начинается приближение к истине, смыслу.

2.  Роль контекста в выходе на смысл

        Чтобы осуществить задачу выхода на смысл, изначально обращаются к первому явлению смысловой триады «Знак – Значение - Смысл» - к Знаку. Знаком в данном смысле является писательское слово. Так ли это просто, как кажется? Вспомним Библию: «В начале было Слово, и Слово было - Бог». То есть в Слове – Знаке скрывается вторая часть триады – Значение. Но значение еще не дает нам возможность выхода на Смысл, так как для определения Смысла нужно «словесное окружение» - контекст. Только в контексте, «обрастая» другими, соседними, Смыслами, Слово – Знак приобретает свое подлинное Значение.

Одним из приемов, помогающим раскрыть смысл данного текста, является сравнение способов и приемов раскрытия одной темы разными авторами; что мы и попытаемся сделать, сравнивая «осенние» мотивы в лирике таких поэтов, как А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

3. Сопоставительный анализ «осенних» мотивов в лирике А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1.Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Осень» как отражение его мировоззрения.

Вопросы к учащимся:

- охарактеризовать мировоззрение А.С.Пушкина лицейского и послелицейского периода (революционное, романтическое, в русле декабристской поэзии)

- охарактеризовать мировоззрение А.С.Пушкина 30-х годов (эволюционное, отказ от идей революции и насильственных действий)

- цитата из какого произведения является тому подтверждением? («Не приведи Господь увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» - «Капитанская дочка»)

   Известное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Осень», написанное в 1883 году,  (т.е. человеком со сложившимся определенным мировоззрением ), посвящено, казалось бы, действительно, великолепию природы  и отношению великого поэта к нему.

Работа с текстом (нахождение и чтение подтверждающих цитат)

- отношение к весне:

… я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

- отношение к зиме:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен…

- отношение к лету:

Ох лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

А затем следует признание в любви любимому времени года – осени:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Именно осень всегда пробуждала в великом поэте творческое вдохновение:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Следующая строфа сравнивает творческий порыв с началом движения корабля:

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

   И начинается самое интересное! Отдельно помечена цифрой ΧII      следующая строфа, значит,  она нужна поэту, обладает значимостью для него.

   Вспомним:

Плывет. Куда ж нам плыть? . . . . . .

И это еще не все – две строчки заполнены многоточиями.

… … … … … . .

...  ...  ...  ...  ...  . .

   Что это? Ведь Александр Сергеевич Пушкин всегда точен и ясен.

В советские времена ответ на этот вопрос был однозначным: после реакции тридцатых годов, которая последовала за подавлением восстания декабристов, передовые русские люди  были лишены возможности действовать, бороться…

   Спрашивается, зачем тогда многоточие, тогда все предельно ясно – «плыть» некуда, жизнь лишена смысла.

   Интерпретация такого рода целиком в контексте советского мировоззрения, где жизнь – это непрекращающаяся борьба то за власть, то за что–нибудь еще.

Мы уже вспомнили, что  к тридцатым годам Александр Сергеевич Пушкин давно уже понял, что ход истории, т. е. объективную реальность, ломать недопустимо, что гармония человека и мира в условиях крови и насилия никогда достигнута не будет. Это совсем не означает, что надо «плыть по течению», просто усилия нужно приложить не к ломке всего и вся, а к созиданию, не к насилию, а к  сосуществованию.

Вопрос:

 Как называет Дмитрий Сергеевич Мережковский в статье «Лермонтов – поэт сверхчеловечества»  Пушкина? (Поэтом с ренессансным мировоззрением и «солнцем русской поэзии».)

  Вернемся теперь к многоточиям. Уже понятно, что, обладая смелым и радостным взглядом на мир, поэт вряд ли испытывал состояние тупиковой растерянности.

   А если вернуться к стихотворению еще раз. О чем оно до   XΙΙ  строфы? Не о гармонии ли человека (субъективного мира) и божественного объективного мира природы?

   Это гармония человека и общества все еще недостижима (про эпоху Перикла уже стыдно говорить – так давно это было), а человек, как часть самой природы, естественно гармонично с ней сочетается.

Вопрос: сочетается ли гармония природы с гармонией человеческой души (причем души творца) в данном стихотворении? Причем понятно, что нелюбовь поэта к определенным временам года – это его личное мнение, которое он никому не навязывает? (Конечно, сочетается)

Вывод:

   А не ответ ли это Александра Сергеевича Пушкина на поставленный вопрос: "Куда ж нам плыть?" - да вместе с миром, вселенной, космосом, завершая и вновь начиная циклический процесс бытия: рождение, взросление, угасание, физическая гибель. (И воскрешение – в потомстве, в детях, а их у Александра Сергеевича Пушкина – четверо!) Кстати, может быть, именно поэтому стихотворение "Вновь я посетил... " и написано белым стихом, оно ведь на ту же самую тему; поэту хотелось обратить на него внимание читателей. В таком контексте осень никак не воспринимается символом увядания и угасания – ведь она снова и снова будет повторяться!

2.Философское своеобразие "осенних" мотивов в лирике Федора Ивановича Тютчева

Вопросы:

- какая сила, с точки зрения Ф.И.Тютчева, перевешивает в борьбе упорядоченного и хаотического начал жизни? (Хаос)

- где, по его мнению, всегда есть божественная гармония? (В природе)

- означает ли это, что гармония человека и мира недостижима? (на это есть надежда)

- находятся ли в гармонии миры человека и природы в лирике Тютчева? 9Не всегда)

Вывод:

   Поэзия Федора Ивановича Тютчева так же противоречива, как и его мировоззрение. С одной стороны это торжество Ночи, Хаоса и Рока (даже любовь – «поединок роковой»), с другой стороны – надежды на то, что гармония человека и мира возможна, поскольку она есть в объективной реальности – природе. Совершенно «пушкинский» взгляд. Только Федор Иванович Тютчев не может удержаться от контрастов и противоречий, от борьбы мотивов Ночи и Хаоса со светлой гармонией.

Работа с текстом.

  Обратимся к стихотворению «Есть в светлости осенних вечеров…» и сгруппируем негативные и позитивные образы. Заполним таблицу:

Негативные образы

Позитивные образы

Зловещий блеск

Светлость вечеров

Прерывистый ветр

Умильная, таинственная прелесть

Ущерб

Томный, легкий шелест

Изнеможение

Туманная и легкая лазурь

Грустно – сиротеющая земля

Улыбка увяданья (хотя само «увяданье» можно оценить и негативно)

  Вывод:

 вот она, классическая борьба противоположностей, где, правда, трудно определить «победителя», потому что последние строки тоже его не определяют – «божественная стыдливость страдания». Хотя и есть искушение прокомментировать слово «божественная» - ведь природа создана Богом, она прекрасна и вечна, «осенние страданья» не вечны, после зимы опять наступает весна, лето, а затем опять осень!

Вопрос:

Что же все-таки может «сдержать», с точки зрения поэта, наступление Тьмы, Ночи и Хаоса?

Обратимся к стихотворению «Осенней позднею порою…»

Осенней позднею порою

Люблю я Царскосельский сад,

Когда он тихой полумглою

Как бы дремотою объят –

И белокрылые виденья,

На тусклом озера стекле,

Безгласны,  тихи – без движенья

Белеют в этой полумгле…

Вопросы:

- перечислите эпитеты (тихая полумгла, белокрылые виденья);

- назовите контрастные по цвету образы (полумгла, тусклое стекло озера и белеющие статуи)

Вывод:

 все-таки позитивное настроение преобладает, поэтому и не мгла , а полумгла.

 «Сдержать» Хаос и Ночь могут, по Федору Ивановичу Тютчеву, произведения искусства, сами, как и природа, исполненные красоты: пусть осень, но статуи в Царском Селе вечно прекрасны.

   Мы видим, что все-таки побеждает жизнь,- хотя человек в системе тютчевского мировоззрения довольно слаб.

Вопрос:

Сходство и различие по отношению к осени А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева?

(Что касается мотива осени, то Федор Иванович воспринимает ее совершенно спокойно, как объективную субстанцию, и никак финалом чего–то не считает, подобно Александру Сергеевичу Пушкину).

3.Тема осени в лирике Афанасия Афанасьевича Фета как тема преодоления

Вопросы:

- какие обстоятельства в жизни могли сделать автора вечным пессимистом?   (Тяжелые обстоятельства жизни, гибель невесты, затворничество в деревне)

- отразились ли эти трагические мотивы в его лирике? (Практически нет)

- какой мы видели природу в лирике А.А.Фета? (Гармонической, одухотворенной)

Работа с фрагментами текстов (выводится на экран):

 Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

Вопрос:

Заставляет ли осень думать о конечности бытия? (Нет, осень воспринимается А.А.Фетом спокойно, как данность)

Читаем следующий фрагмент:

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной,

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Вопрос:

- перечислите эпитеты первой и второй строфы, которые «борются» между собой, сделайте вывод о том, какая группа «побеждает».(сумрачные дни, беззвучная и хладная осень, безотрадная истома, золотолиственные уборы, горящие взоры, знойные прихоти любви, - само расположение строф говорит о том, что светлое начало побеждает)

Вывод:

«фетовская» осень не хочет грустить, сдаваться, она взрывается новыми чувствами.

Читаем следующий фрагмент:

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

Вопрос:

- символом надежды или смерти является сентябрьская роза? (Ответ очевиден – конечно же, это символ надежды)

Читаем следующий фрагмент:

Опавший лист дрожит от нашего движенья,

Но зелени еще свежа над нами тень,

А что-то говорит средь радости сближенья,

Что этот лист – наш следующий день.

Вопрос:

- назовите метафору в этом фрагменте (опавший лист – следующий день). О чем она говорит?

Конечно, о том, что осень - не конец, а лишь звено в вечной цепи превращений.

Вопрос:

- схоже ли отношение к осени А.А.Фета , А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева?

Вывод:

мы видим, что мировоззренческие идеалы Афанасия Афанасьевича Фета сближают его Александром Сергеевичем Пушкиным и частично с Федором Ивановичем Тютчевым.

Составление итоговой таблицы по теме урока:

Автор

Мировоззрение

Отношение к природе вообще

Своеобразие решения «осенней» темы

Заключение

 Итак, исследуя мотивы осени в лирике Александра Сергеевича Пушкина, Афанасия Афанасьевича Фета, Федора Ивановича Тютчева,  мы пришли к выводу о том, что солнечное мировоззрение Александра Сергеевича Пушкина отталкивалось от осени как от изначальной точки творческого порыва, вдохновения, движения далее; Федор Иванович Тютчев, как выдающийся мыслитель, стремился показать, что неумолимый Хаос могут удержать в узде создания искусства; мотив осени  поэтому не является у

Федора Ивановича Тютчева мотивом смерти и небытия. Афанасий Афанасьевич Фет с его трагической судьбой ищет в природе (в том числе и осенней) помощи, успокоения и достижения гармонии человека и мира. Видимо, действительно, ход размышлений гениев примерно одинаков.

Теперь посмотрим, какие же познавательные УУД мы развили на данном уроке.

В процессе диалога учащихся и учителя можно отметить следующие учебные действия, развивающие познавательные УУД:

- умение формулировать проблему;

- выдвигать аргументы;

- строить логическую цепь рассуждений;

- находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

- осуществлять библиографический поиск;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- определять основную и второстепенную информацию;

- осмысливать цель чтения;

- выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами

То есть были задействованы практически все возможные аспекты этого вида учебных действий.

Практическая значимость: работа может использоваться как учащимся, так и учителями при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина, Афанасия Афанасьевича Фета, Федора Ивановича Тютчева.

        ЛИТЕРАТУРА

         Александр Сергеевич Пушкин:

1.А.С.Пушкин. Отечественная классика. Собрание сочинений. Т. 1.  М., 1981

2.Лотман А.П.//Мировоззрение Пушкина//Л., 1985.

3. А.С.Пушкин. Сочинения. Т. I. М., «художественная литература», 1971

         Федор Иванович Тютчев:

1.Айхенвальд Ю. Тютчев // Силуэты русских писателей. М., 1994.

2.Благой Д.Д. Гениальный русский лирик // Литература и действительность: Вопросы теории и истории литературы. М., 1959.

3.Кожинов В.В. Тютчев. М.,1988.

10.Лотман Ю. Поэтический мир Тютчева // Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1993. Т. 3.

4.Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962.

5.Соловьев В.Поэзия Ф. И. Тютчева // Литературная критика. М., 1990.

6. Тютчев Ф.И. ПСС: В 2 т. Т.I.М.: «ТЕРРА», 1994.

7. Тютчев Ф.И. ПСС: В 2 т. Т.II.М.: «ТЕРРА», 1994.

                Афанасий Афанасьевич Фет:

1. Айхенвальд Ю. Фет // Силуэты русских писателей. М., 1994.

2. Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» А.Фета // Фет А.А. Вечерние огни. М., 1979.

3. Боткин В. Стихотворения А. Фета // Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984.

4. Афанасий Фет. Волшебные звуки. Можайск, 1993.

5. Чичерин А.В. Движение мысли в лирике Фета // Сила поэтического слова. М., 1985.

6.Эйхенбаум Б. Фет // О поэзии. Л., 1969.

        

Приложение

Папка «Фото. Осень»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

обобщение опыта по теме "Формирование текстовой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках русского языка"

содержит краткое описание основных премов работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах...

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания средствами ИКТ"

ИКТ    ИКТ  относятся к современным образовательным технологиям. Они позволяют разрабатывать новые формы и методы обучения и воспитания, совершенствуют педагогический труд и повыша...

Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"

Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"...