«Внеклассная работа по формированию культуры здорового образа жизни у обучающихся»
опыты и эксперименты (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на методическом объединении
на тему:
«Внеклассная работа по формированию культуры здорового образа жизни у обучающихся»
Подготовила: Кузнецова Е.Ю.
2015-2016 учебный год
«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он делает, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми».
ГРОМБАХ Сергей Михайлович специалист в области гигиены детей и подростков, профессор
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать организация здоровьесберегающей работы в школе. Фундаментом данного направления является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологии, социальные педагоги и другие специалисты.
При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и т.д. Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Современная школа сместила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах.
Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья.
В России в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах вводится учебный предмет «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор»
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Отсюда вытекают проблема формирования здорового образа жизни школьников.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Здоровье, здоровый образ жизни и безопасность детей – одно из направлений моей воспитательной работы в классе. Девизом моей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель заключается в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Формирование здорового образа жизни включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры. Работа строится по следующим направлениям:
- диагностика, коррекция и развитие учащихся;
- формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;
- соблюдение санитарных норм и правил;
- выполнение мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся;
- информирование учащихся о последствиях употребления сигарет, алкоголя, наркотиков.
Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью.
По результатам анкетирования никто из учеников не начинал свой день с зарядки. Жаловались на здоровье 70% учащихся. На вопрос «Кто болеет чаще?» 43% учеников не смогли ответить. Примерно 65% детей привыкли питаться «всухомятку». Мыли руки перед едой 70% учащихся. Вообще не чистили зубы 4% учащихся. Только 32% учащихся не посещали школу во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли. Остальные дети не обращали внимание на это, и тем самым ухудшали состояние своего здоровья.
Таким образом, были выявлены проблемы, требующие особого внимания:
• Здоровье и здоровый образ жизни
• Режим дня
• Основы рационального питания
• Личная гигиена
• Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья
• Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, школьного дорожного травматизма.
В связи с этим был составлен тематический план проведения классных часов, внеклассных мероприятий, бесед.
Мною были проведены плановые тематические классные часы:
• Даже не пробуй!
• Наше здоровье в наших руках
• О вреде спиртных напитков
• Нет наркотикам!
• Весна, погода, здоровье
• Шалости и травмы
• Гигиена и здоровье
• Питание и здоровье
• Ты и компьютер
Кроме этого прошли олимпийские уроки по таким темам:
. История возникновения Олимпийских игр.
. Современные Олимпийские и Паралимпийские игры
. Великие чемпионы моей страны
Эти классные часы особенно понравились учащимся. Многие в дальнейшем следили за ходом олимпийских игр, болели за свою страну. Такие классные часы помогают формировать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщают к занятиям физической культурой и спортом.
Полоса препятствий поразила участников сложностью и опасностью, где ученики продемонстрировали умение работать в команде и быть в ответе друг за друга.
Данное мероприятие способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.
Проводимая работа по формированию здорового образа жизни была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что у большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, у большинства обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.
Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Наша общая задача – всеми доступными средствами достигать взаимодействия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Одним из направлений совместной работы школы и семьи мы выделяем физическое и психическое здоровье ребенка.
Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Каждый человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех. (Послание Президента РФ Федеральному Собранию). Здоровье – это такое состояние духа человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"
Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся
В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни
Проект молодых педагогов " Шагни за горизонт" в номинации " Краевидение" по теме " Cбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни". Проект раскрывает формы и методы применения здор...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с НОДА понимания важности здорового образа жизни, вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думаютоб этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснеездоровья. «Здоровому каждый день – праздник»,...