Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни
проект по английскому языку на тему
Проект молодых педагогов " Шагни за горизонт" в номинации " Краевидение" по теме " Cбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни". Проект раскрывает формы и методы применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Республиканский конкурс проектов молодых педагогов «Шагни за горизонт»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
в номинации:
«Краевидение»
ТЕМА:
«СБЕРЕЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Выполнила:
Камардина Юлия Юрьевна
учитель английского языка специализированной школы І-ІІІ ступеней №2
им. Д.И.Ульянова
с углубленным изучением английского языка
стаж работы – 3 года
Феодосия 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты проблемы реализации
здоровьесберегающих технологий…………………………………….............7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
реализации здоровьесберегающих технологий в начальной
школе………………………………………………………………………………7
1.2. Учет возрастных особенностей школьников в процессе реализации
здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе…………………...13
Глава II. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках
английского языка…………………………………………………………….19
1.1 Актуальность использования приемов здоровьесберегающих
технологий на уроке английского языка……………………………………..19
1.2 Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………........31
Литература………………………….………………………………………….36
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.
Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребенка в школе, его здоровье ухудшается еще больше. По статистическим данным, в Украине 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Состояние здоровья детей и их успеваемость в учебе тесно взаимосвязаны, вследствие этого неудовлетворительное состояние здоровья детей ведет к целому комплексу школьных проблем. Дети большую часть дня находятся в школе и, получая домашние задания, продолжают процесс обучения дома, что в целом сказывается на общем здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость и снижение уровня учебной мотивации, познавательных интересов.
Сбережение здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения. Сложившаяся ситуация в области психического, физического, социального, интеллектуального, нравственного здоровья говорит о необходимости принять меры на государственном уровне – принятии государственной программы, определяющей направления в области здоровьесбережения, педагогической и
управленческой деятельности работников образования. Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек и т. д.
В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению исследователей (Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин, Ю. В. Науменко и другие), для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс (ВОП) в школе. Формирование ценностного отношения к здоровью наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте через внедрение здоровья образовательного компонента в содержание учебных программ, наполнение учебного плана валеологическим содержанием .
В настоящее время наблюдаются противоречия между теорией и практикой по реализации здоровьесберегающих технологий. Они заключаются в том, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) должно быть систематичным, последовательным, грамотным, но еще не разработан эффективный механизм внедрения в педагогический процесс технологий оздоровления. Пока отсутствует комплексное, системное оздоровление, которое представляло бы собой единство целенаправленных действий участников образования. Попытки реализации отдельных оздоровительных форм в учебном процессе оказываются недостаточными для достижения общей цели – повышения результативности образования и сохранения здоровья детей и подростков. Отсутствует специальная подготовка педагогических кадров, необходимая для создания условий сохранения здоровья участников образовательного процесса. На данный момент разработаны требования к здоровьесберегающему уроку, однако в основном они не выполняются, учителя используют ЗОТ от случая к случаю. Для наблюдения за процессом
здоровьесбережения и управления им, для диагностики и мониторинга состояния здоровья необходимы конкретные показатели, по которым следует
оценивать изменения в состоянии здоровья, а также система критериев оценки здоровья. К основным противоречиям в теории нами отнесено наличие разных подходов к пониманию здоровья и ЗОТ, многообразие толкования основных понятий в области проблемы здоровьесбережения.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий и формирование культуры здорового образа жизни является актуальным.
Указанные противоречия определили проблему данного исследования: Каковы условия использования здоровьесберегающих технологий во время уроков и во внеурочной работе учителей школы?
Объект исследования – использование здоровьесберегающих технологий во время уроков и во внеурочной деятельности.
Предмет – условия использования здоровьесберегающих технологий во время уроков и во внеурочной работе учителей школы.
Следовательно, цель исследования – изучить условия использования здоровьесберегающих технологий во время уроков и во внеурочной работе учителей школы.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в школе.
2.Изучить возрастные особенности младших школьников в процессе реализации здоровьесберегающих технологий в работе учителей.
3.Изучить применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
Нами выдвинута следующая гипотеза исследования: использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей школы будет успешнее, если будут учитываться следующие психолого – педагогические условия:
- учитывается при отборе и реализации здоровьесберегающих технологий актуальный уровень состояния здоровья детей;
- учитывается актуальный уровень знаний учащихся в области здоровья, ЗОЖ;
- реализуется дифференцированный подход к учащимся.
В ходе исследования используются следующие методы:
- теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы;
Глава I. Психолого-педагогические аспекты проблемы реализации здоровьесберегающих технологий
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава, представляет собой широкое культурно-историческое понятие. Несмотря на простоту его обыденного понимания, в этом понятии отражаются фундаментальные аспекты социального, психологического, биологического и духовного бытия человека. Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в XXI веке она становится первостепенной.
Здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе. Состояние психического здоровья детей – важнейшая составная часть их общего здоровья. В настоящий период отмечается рост нервно-психических расстройств у детей и подростков. Об этом свидетельствуют результаты обследований, проведенных Г. В. Козловской. Она указывает, что 9,6 % детей до трех лет имеют выраженную психическую патологию, среди дошкольников лишь у 45 % отсутствуют болезненные отклонения в психике . По данным Л. Я. Шеметовой и И. А. Потапкина, распространенность нервно-психических расстройств у школьников достигает 70-80 % .
В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание и реализация оздоровительных программ, разработка методических, учебных пособий. Поэтому обратимся к рассмотрению основных понятий в рамках данной проблемы, в первую очередь на понятие “здоровье”, в отношении которого имеется достаточно много точек зрения. Например, согласно Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), понятие “здоровье” определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Как видно из этого определения, здоровье имеет такие составляющие, как физическая, душевная и социальная. На данный момент в понятие здоровье включают нравственное и душевное благополучие. Душевное, или психическое здоровье, таким образом, можно определить как состояние психического благополучия, а не только как отсутствие психических болезней. В связи с выше изложенным, здоровье можно представить в виде его составляющих: психического, физического, нравственного, социального, интеллектуального, эмоционального здоровья.
Наиболее важной составляющей общего здоровья является психическое здоровье. А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским предложено следующее определение: “… психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности”. И. В. Дубровина и другие видят отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие психическое здоровье относится, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, а под понятием “психологическое здоровье” подразумевается здоровье, приобретенное в течение жизни, являющееся результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социальной социализации ребёнка. Наряду с этим, в педагогических науках психическое здоровье характеризуют как высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к сознательной деятельности. Однако в медицине данная составляющая трактуется как состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.
В педагогике имеется следующий взгляд на составляющие здоровья: физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. А социальное здоровье определяется как моральное самообладание, адекватная самооценка своего “я”, самоопределение личности в относительных социальных условиях микро- и макросреды.
Анализ изученной нами литературы показал, что лишь во второй половине прошлого века, в основном в рамках гуманистической психологии, ученые, например, такие, как Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл, обратились к исследованию проблемы здоровой личности. В последствии появились разработки психологических концепций здоровья, а в дальнейшем и психолого-педагогические .
ВОЗ выделяет три фактора, обусловливающие формирование здоровья – это окружающая среда (природная, социальная, культурная), генотип человека (в широком смысле слова понимаемый как совокупность наследуемых особенностей индивидуума) и внутренний мир человека (культура, дух) .
В соответствии с данными факторами можно в качестве основных направлений работы педагогов по сбережению здоровья школьников выделить такие, как:
- формирование у детей знаний о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние;
- формирование устойчивого понимания приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ);
- создание условий медико-психолого-педагогической защиты для гармоничного развития личности;
- оказание психологической поддержки подросткам, испытывающим трудности в процессе социальной адаптации и самоидентификации в стремительно меняющемся мире.
Следует отметить то, что методы и формы организационной работы должны быть ориентированы, с одной стороны, на активизацию ресурсов личности, а с другой – на активизацию ресурсов педагогической и социальной среды.
Решение проблемы здоровья некоторые ученые, педагоги видят в деятельности образовательных учреждений, призванных сохранять и укреплять здоровье не только обучающихся, но и учителей, так как социально- психологическое здоровье учащихся зависит главным образом от психологического здоровья педагога и его возможностей быстро, эффективно восстанавливать свое душевное благополучие. В настоящее время идет активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных технологий с позиции гуманизации образования, личностно ориентированного обучения, что позволяет педагогу взглянуть на проблемы школы не только с точки зрения образовательного процесса, но и с позиции сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Среди комплекса мер психолого-медико-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся весьма важны освоение и использование в работе педагогического коллектива здоровьесберегающих технологий. К ним относят коллективно-групповые технологии, активные методы обучения, уровневую дифференциацию, метод проектов и модульные технологии. В связи с этим ведется поиск наиболее эффективного применения образовательных технологий в сфере сохранения здоровья участников воспитательно-образовательного процесса с целью создания условий, при которых возможно сохранение психического, физического, социального здоровья учащихся, формирование у них мотивации на потребность в здоровье, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует несколько определений, связанных с понятиями “технология”, “образовательные технологии”,“здоровьесберегающие технологии”, “здровьесберегающие образовательные технологии”, “здоровьеформирующие технологии”, “здоровьесберегающая педагогика”, “здоровьесберегающие мероприятия”. Понятие определения “здоровьесберегающие технологии” появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина. В психолого-педагогическом словаре “технология обучения” понимается как совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
Так, по мнению Н. К. Смирнова, “здоровьеформирующие образовательные технологии” следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих образовательных технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Под здоровьесберегающими технологии нами понимаются технологии, создающие безопасные условия обучения, воспитания, работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка. Оздоровительные технологии выступают в роли технологий, направленных на решение задач укрепления физического здоровья, повышения ресурсов здоровья.
Технологии обучения здоровью включают в себя гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактику употребления психоактивных веществ, половое воспитание. Воспитание культуры здоровья – это технология воспитания личностных качеств, которые способствуют сохранению здоровья, формированию представления о здоровом образе жизни как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание. Так, например, к учебным программам по обучению культуре здоровья можно отнести такие, как “Азбука здоровья” Г. К. Зайцевой, “Здоровье” под редакцией В. Н. Касаткиной и другие .
Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования должна вестись по трем направлениям: педагогическому, физиолого-валеологическому и психическому. В настоящее время более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах Н.К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить не о здоровьесберегающих технологиях, а о «здоровьеформирующих технологиях», под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни .
Одной из современных является концепция здоровьеформирующего образования Ю. В. Науменко, которая построена на принципе целостности рассмотрения самого понятия “здоровье”. В основе данной концепции лежит определение здоровья, зафиксированное в уставе ВОЗ .
Актуальным на данное время является активный поиск модели, которая включала бы в себя все формы здоровьесберегающего образования. В качестве примера можно привести такую концепцию, как “Школа здоровья”, которая разработана И. В. Кузнецовой. И как частные примеры: программа воспитательной работы классного руководителя “Школа здоровья и радости” Т. В. Артемихиной, программа реализации воспитательной работы “Гармония здоровья”, которая была использована в одной из школ Украины. В Украине с начала 2006 года начали действовать несколько национальных проектов, разработана педагогическая система непрерывного физического воспитания, ориентированная на развитие научного познания физической культуры и направленная на развитие школьников и сохранение их здоровья.
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели следующие понятия, связанные с проблемой сбережения здоровья: здоровье, технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровьеформирующие технологии, подходы к пониманию здоровья в общем, типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Можем сделать вывод о том, что в настоящее время нет единого подхода к определению понятию здоровье, каждая наука содержит собственную трактовку. Следовательно, в связи с этим существует многообразие понятий в области здоровьесберегающих технологий. Наличие разнообразных точек зрения к основным понятиям свидетельствует о том, что проблема здоровья исследована не до конца, что может привести к столкновению разных взглядов на данную проблему. Нами в данной работе под ЗОТ будет пониматься воспитательно-образовательный процесс, содержание (системно организованная совокупность методов, приемов, программ) и организация которого направлена на формирование у субъектов образовательного процесса потребности в здоровье и здоровом образе жизни, а также на сохранение и укрепление всех видов здоровья. На наш взгляд, при реализации ЗОТ в начальной школе следует учитывать социально-педагогические, психолого-физиологические характеристики детей младшего школьного возраста. Представленный учеными практический и теоретический опыт в области реализации ЗОТ в настоящее время активно используется учителями и школами. Перейдем к изучению опыта учителей начальной школы в области реализации здоровьесберегающих технологий.
1.2 Учет возрастных особенностей школьников в процессе реализации здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочной работе
В жизненном цикле человека выделяют отдельные возрастные этапы, когда темпы развития и роста меняются. Одним из таких этапов является и младший школьный возраст. По периодизации Л. С. Выготского данный возраст варьируется от 6-7 до 10-11 лет. Таким ученым, как А. А. Никольская, были выделены положения о главных чертах детского развития:
- развитие совершается постепенно и последовательно;
- между духовным и физическим развитием существует неразрывная связь, также как и между умственной, эмоциональной, волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;
- различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы, от разных причин развитие может ускоряться и тормозить.
Приступая к рассмотрению вопроса о возрастных особенностях младших школьников в процессе реализации здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе, выделим следующие основные приоритеты для педагогики оздоровления:
- здоровый ребенок;
- оздоровление – не совокупность лечебных мер, а форма психофизиологических возможностей детей;
- индивидуально-дифференцированный подход как основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Остановимся на третьем приоритете и рассмотрим его подробнее. Индивидуально-дифференцированный подход – это учет их индивидуальных, возрастных, личностных, половых, психосоматических особенностей детей и различение их по этим особенностям.
Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый темп роста и развития ребенка приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм в этом возрасте становится чувствительным к неблагоприятным факторам и воздействиям внешней среды. В основном в этом возрасте дети идут в школу. Сама по себе учебная деятельность и процесс обучения в школе является новым, непривычным, трудным, что ограничивает двигательную активность, возрастают статистические нагрузки, психические напряжения. На 2009 год каждый пятый школьник имел хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющихся патологий были выявлены ведущие формы: на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни органов дыхания, далее следуют болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию данных заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение. Поэтому необходимы знания об особенностях младших школьников на уровне психологических особенностей, чтобы учебно-воспитательный процесс был полноценно здоровьесберегающим.
Приступая к рассмотрению вопроса об особенностях младших школьников, выделим те, учет которых наиболее значим в процессе реализации ЗОТ во внеурочной работе: функциональные и психофизиологические.
Младший школьный возраст (МШВ) является периодом спокойного и равномерного развития. Это значит, что в данном возрасте нет резких перемен, все системы организма формируются спокойно. Начнем с рассмотрения физиологических особенностей данного возраста, а именно костно-мышечной системы.
Костно-мышечная система младшего школьника характеризуется преобладанием хрящевой ткани, окостенение не завершено, по этой причине дети в этом возрасте еще гибкие. Необходимо отметить, что МШВ является сензитивным для моторного развития, поэтому можно способствовать развитию спортивных способностей, что является одной из задач ЗОТ. Однако при работе надо учитывать и то, что именно гибкость делает этот возраст опасным для преобразования позвоночника, так как опасны черепно-мозговые травмы.
Осанка не бывает врожденной и формируется с 4 до 10 лет. Поэтому эффективность корректирующих мероприятий соответствует данному периоду.
Все автоматические и рефлекторные действия контролируются спинным мозгом за исключением тех, за которыми следит головной мозг. Только прямой, сильный, гибкий и растянутый позвоночник позволяет нормально функционировать каждому нерву. Когда сдавливаются нервные волокна в верхней части шеи у основания головы, то у человека могут появляться головные боли. Сдавливание нервных волокон чуть ниже приводит к расстройствам зрения. В грудной области давление на нервы, идущие к желудку и другим органам пищеварения, вызывают расстройство этих органов. Нарушение осанки у детей встречается у 40% детей дошкольного возраста, а к окончанию школы количество таких детей вырастает до 50%. Специальные исследования показали, что у 75% младших школьников выявлены явные признаки невротизации, нарушения осанки. Такие нарушения у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек. Важно отметить то, что нормальная осанка девочки имеет очень существенное влияние на формирование ее готовности к будущему материнству. Поэтому необходимо именно в младшем школьном возрасте следить за осанкой и позвоночником детей, формировать культуру ЗОЖ и серьезное отношение к своему здоровью.
Такие особенности костно-мышечной системы требуют внимания к подбору физических упражнений и игр в соответствии с функциональными и возрастными возможностями детей этого возраста. Мышечная ткань характеризуется тем, что крупная мускулатура развивается несколько быстрее, чем мелкая, что находит свое отражение в дозировке нагрузки на руки. “Передозировка” при письме может вызвать писчий спазм. При подборе упражнений следует избегать таких, в которых используются рывковые движения рук, ног и туловища, силовых упражнений. Слабая развитость мелких мышц кисти руки вызывает трудности при выполнении мелких и точечных движений, поэтому такие виды деятельности, где задействована рука в монотонной работе, ведет к быстрому утомлению. Особое внимание следует обратить на формирование стопы. Для укрепления стопы необходимо использовать физические упражнения и подвижные игры, для правильного формирования мелких мышц кисти руки надо дозировать нагрузку.
Далее рассмотрим сердечно-сосудистую систему. В ней происходят следующие изменения: увеличивается объем сердечной мышцы, что ведет к развитию способности больше выбрасывать кровь за одно сокращение. В структуре крови происходит повышение количества лейкоцитов, в результате дети меньше болеют, так как возрастает защита организма. При реализации ЗОТ обязательно должен соблюдаться в физическом воспитании принцип постепенного увеличения физических нагрузок. Несоблюдение этого принципа может привести к различным патологическим явлениям в сердечной мышце.
При продумывании здоровьесберегающей деятельности наряду с функциональными особенностями важно учитывать и психические особенности детей. Начнем с рассмотрения особенностей мышления. Оно характеризуется конкретностью. В этом возрасте дети легче анализируют и синтезируют, остальные операции мышления развиты слабо. Возрастает осмысленность материала, развиваются навыки рефлексивности. При разработке, реализации определенных оздоровительных форм работы необходимо учитывать то, что у младших школьников доминирует наглядно-образное мышление.
Внимание в 6 – 7 лет непроизвольное, но имеются зачатки произвольного внимания. Под влиянием учебной деятельности у младших школьников активно развивается произвольное внимание, а именно увеличивается его объем, и развиваются свойства произвольного внимания. Дети данного возраста обладают достаточно развитыми процессами восприятия, однако управлять ими они не умеют. Увеличение длительности и напряженности процессов восприятия вызывают утомление. Поэтому необходимо учит детей управлять восприятием, развивать произвольное внимание.
Необходим и учет особенностей памяти детей младшего школьного возраста. Память характеризуется непроизвольностью и зачатками произвольности, непосредственностью, небольшим объемом запоминания и затрудненным воспроизведением несложных движений, сходных по своей структуре. На запоминание и сохранение влияет интерес к информации, ее яркость, необычность, редкость. В связи с этим очень важно трудный материал делать простым, доступным, интересным.
Важно обратить внимание и на особенности личности младшего школьника, так как они имеют общие характерологические особенности. Ребенок в этом возрасте подчиняется авторитету, а это значит, что он доверчив, внушаем, впечатлителен, подражателен. Все это говорит о том, что данный возраст является сензитивным для воспитания и обучения, восприятия теоретических знаний о здоровье и о ЗОЖ.
Учет потребностей младшего школьного возраста при реализации ЗОТ также немаловажен, так как удовлетворение базовых потребностей, которые доминируют у ребенка в конкретный период созревания, является главным условием гармоничного развития. У ребенка этого возраста преобладают сложнейшие биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании, а также вспомогательные потребности в свободе выбора и специфической информативности. В соответствии с базовыми потребностями возраста, ведущими видами деятельности для младших школьников являются разнообразные игры, ручное и вербальное творчество. Причем непременное условие состоит в том, чтобы предоставить детям свободу выбора средств удовлетворения своих потребностей в этих видах деятельности.
Двигательная активность является также биологической потребностью организма. В этом возрасте происходит саморегуляция двигательной активности, что обеспечивает постоянную величину энергетических затрат и является необходимым условием нормального роста и развития организма. Уровень двигательной активности сказывается не только на физическом, но и на умственном развитии ребенка. Гендерные особенности также необходимо учитывать, и в связи с этим применять индивидуально-дифференцированный подход. Имеются различия в созревании мозга, в познавательной, сенсорно-перцептивной сфере, в мыслительных процессах. Эти различия проявляются у младших школьников в поведении, играх, учебе.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее сензитивным к избирательным воздействиям, что имеет большое значение для дальнейшего развития личности. Исходя из этого, следует, что в данном возрасте необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать культуру здоровья, мотивацию на ведение ЗОЖ.
Глава II Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
1.1 Актуальность использования приемов здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка
Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического благополучия школьников.
Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и укреплению здоровья. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии сводятся к следующему:
Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
Активизация развития всех сфер личности.
Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.
Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.
Мониторинг качества урока.
Использования нестандартных форм обучения.
Чтобы урок “сработал” как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные приемы и методы: практический, ситуационный, игровой, соревновательный, познавательную игру, активные методы обучения. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке: элементарные движения во время урока, физкультминутки, различные виды гимнастики, психорелаксацию.
Что меняется в организации урока в контексте здоровьесбережения? Цели урока, наряду с обучающими, развивающими и воспитательными ориентируются и на валеологические аспекты.
Стиль ведения урока характеризуется поддержкой здорового микроклимата в интеракциях “учитель-ученик”, признанием личности каждого ребенка. Миссия учителя – профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей, для этого необходима валеологизация хода урока и его содержания, увеличение времени на двигательную активность.
Работая в школе с углубленным изучением английского языка , я сталкиваюсь с проблемой учебных перегрузок учащихся и, как следствие, со снижением работоспособности и учебной мотивации. Содержание обучения регулярно расширяется и усложняется, поэтому ребенок физически и психологически не в состоянии перерабатывать весь объем информации, предлагаемый учителем. Урок должен приносить радость. Только тогда можно добиться поставленных целей. В этой связи нестандартные уроки, наряду с обязательным курсом, создают условия для полного осуществления практических, воспитательных и развивающих целей. Они являются одним из средств повышения мотивации. Положительный результат приносит также использование валеологических приемов.
В качестве иллюстрации к вышеизложенному, предлагаю методическую разработку итогового занятия в 7 классе по теме “Здоровье”. Урок построен в игровой форме и направлен на закрепление приобретенных учащимися знаний, с использованием здоровьесберегающих упражнений.
Конспект урока по теме “Health is the greatest wealth”
Цели: Формирование коммуникативных навыков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий
Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни
Повышение познавательного интереса к изучению иностранного языка
Задачи: Систематизация и обобщение лексических единиц по темам “Спорт”, “Еда”, “Здоровье”
Отработка употребления модального глагола “Should” и условных конструкций
Развитие навыков диалогической речи
Подготовка учащихся к монологическому высказыванию
Создание психологически благоприятной среды обучения.
Оснащение урока: Аудио- и видеоаппаратура, магнитная доска, карточки с лексическими единицами и речевыми образцами, фотографии спортсменов, мультфильм, кассета с музыкальным сопровождением урока.
Ход урока 1. Организационный момент.
a) Учитель приветствует учеников (звучит спокойная музыка).
На доске учитель заранее рисует изображения человечков (улыбающийся, серьезный и грустный).
Good morning children! I’m glad to see you! How are you? How do you feel? Do you like the music? What can you say about your spirit? Are you OK now?
Now, Boys and Girls come up to the blackboard and put a tick.
Дети ставят галочки у изображения соответствующего их настроению и состоянию. (Этот мини-тест можно провести и в конце урока)
b) Сообщение цели и задач урока. Введение в тему.
На доске записан ряд слов:
Car, gold, computer, health, cottage, jewel, job.
Children, what thing is the most important for you?
Yes, you are right. Because “Health is the greatest wealth”
What proverbs about health do you know
Дети называют пословицы на русском языке
Today, we’ll speak about our health and body. Let’s do the task. Combine the proverb! In order to be merry we’ll divide into groups.
Далее все задания дети будут выполнять в группах, в зависимости от количества учеников (4-5 в каждой). Это придает состязательный, живой оттенок уроку, так как с ребенка снимается груз ответственности за ошибку.
Быстрый и правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Речевая разминка. Warming up.
Командам предлагается 3 фотографии с изображением спортсменов (бегуна, велосипедиста, фигуриста).
1) What are they doing?
2) Are they healthy?
3) What can you say about their appearance?
4) Which is the best way to keep fit?
5) Are you go in for sport?
6) What should we do to be such healthy and good-looking persons?
Команды набирают очки за правильные ответы.
3. Let’s listen to the tape and guess:
What games do the people play?
Звучит аудиозапись с футбольного матча, с боксерского ринга, слышен стук мяча о корт, лыжные гонки. Дети угадывают, записывают названия видов спорта. При проверке результатов для усиления эффекта успеха можно подключить видеозапись.
4. Валеологическая пауза. Зарядка.
It’s time to do some useful exercises
Hands up! Hands down! Hand on the hips! Sit down.
a) Turn to the left. Turn to the right. Clap your hands. That’s right. (2-3 раза)
b) Eyes up. Eyes down. Eyes to the left. Eyes to the right (2-3 раза)
Shut your eyes Open your eyes widely (2-3 раза)
Look at your right hand ! Look at your left hand
Shake your head (2-3 раза)
5. Активизация лексики по теме “Спорт”.
The next task is: choose the right names of British
popular sports to complete the sentences.
1. People in England began to play…as early as 1550. golf
2. …is one of the oldest British sports that existed in Saxon times. cricket
3. …is the sport that began to develop in Scotland. football
4. …was first played in England in 1872, whose first championship was at boxing
Wimbledon.
5. …is a game invented and developed in England which is nowadays played all over the world. tennis
6. Отработка модального глагола should.
I see that you know much information about sport. So, let’s remember “Health rules”. What should we do”to be healthy” and what we shouldn’t.
Раздаются карточки. Дети составляют утвердительные и отрицательные предложения. Используются выражения: Eat vegetables Drink alcohol
Go to bad late Do morning exercises Spend more time in the open air
Watch TV too much Get a good night’s rest To smoke
7. Активизация лексики по теме “Еда”.
Children, one of the main things in our life is healthy food.
Look in the word square and find 7 things you can eat and 8 adjectives to describe food. B A P P E T I Z E R
A E E S B A L U N G
K Y P A O S W E E T
E E P L I T A S T Y
D B E T L E O A C J
S R R Y E L L U H D
E O S K D E I C E E
A W K N K S V E S S
F R I E D S E Z T S
O Q N E M U S C L E
O P U D D I N G X R
D E L I C I O U S T
8. Отработка грамматической структуры условных предложений
Children! If you follow “Health rules” you’ll be good-looking!
The following sentences each contain one word that should not be there. Cross it out.
If you take physical exercise, you should to warm up first.
If you will want to improve your appearance, a brisk walk in the fresh air will certainly help.
It is possible that you will have skin problems if you will cut down on your sleep.
Unless you are not careful, you will hurt yourself.
You may end up sleepless at night unless you don’t get enough exercise during the day.
You should will injure you feet and knees if you don’t exercise on soft ground
You will be able to burn up a lot of fat if you won’t run regularly.
You won’t get fat if you maybe eat chocolate in moderation.
9. Релаксация “Sound effects”.
Данный прием релаксации позволяет оживить учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного упражнения в том, что звуковые эффекты выполняют сами ученики, изображая персонажей или явления. История может быть смешной, грустной. Это снимет усталость и напряжение. На данном уроке я использовала фрагмент из мультфильма “Ну, погоди!”, а дети его озвучивали.
I suggest relaxing. It will be interesting and funny to be actors. Let’s watch and sound!
10. Развитие диалогической речи.
We have relaxed and laughed. And now it’s time to work hardly.
Sometimes we’re ill and we need to go to the hospital. Let’s imagine
the situation. Our task is to complete the dialogue in the right order.
Предлагается работа с диалогом “Medicine advice”. Детям даны фразы, которые необходимо собрать в логической последовательности. Для контроля работы можно предложить русский вариант диалога. Затем группы инсценируют его по ролям.Good morning doctor! Доброе утро, доктор!
Good morning. Доброе утро.
What’s the trouble? Что вас беспокоит?
I’ve got a splitting headache. У меня раскалывается голова.
I feel sort of feverish. И меня знобит.
Any vomiting? Вас не рвало?
No. Нет.
You’d better get undressed then, and Тогда вам лучше раздеться,
I’ll take a look at you. И я на вас посмотрю.
Does it hurt when I press here? Больно, когда я нажимаю сюда?
No. Нет.
What’s wrong with me, doctor? Что со мною, доктор?
Well, you have all the symptoms of a common cold.
Что ж, у вас все синдромы обыкновенной простуды.
You don’t think it’s that mad-cow disease, do you? Вы ведь не думаете, что это “коровье бешенство”, правда?
I’ve read about it in the papers. Я читал о ней в газетах.
No, no… Нет, нет…
No chance of that. Ни малейшей вероятности.
Is my cold contagious? Моя простуда заразна?
I don’t think so. Не думаю.
Dissolve these tablets in a glass of water. Растворите эти таблетки в стакане воды.
Take them as needed, up to four time’s a day. Принимайте при необходимости их до 4 раз в день.
11. Заключение. Подведение итогов. Подсчитываются очки.
Победители получают медали. Необходимо отметить работу всех учеников.
Is it true that “Health is the greatest wealth”?
What tasks of our lesson did you like most of all, and why?
I wish you to be healthy and wealthy! Thanks, Good bye!
Выслушиваются высказывания и впечатления учащихся по теме урока.
12. Домашнее задание (дифференцировать по уровню знаний):
Высокий: подготовить монолог на тему “Здоровый образ жизни”.
Средний: мини-сочинения 8-10 предложений “Мой любимый вид спорта”.
Низкий: составить кроссворд на тему “Здоровье и спорт”.
1.2 Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4 –5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально–экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого – низкий уровень активности учащихся на уроках.
Коллектив нашей школы работает над проблемой «Создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся в оздоровительной, интеллектуальной и творческой сферах, воспитание гармоничной личности.»
Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых мы используем элементы вышеуказанных технологий на уроках английского языка.
Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. На уроках английского языка соблюдаются гигиенические требования и учитывается чередование и смена видов деятельности в соответствии c требованиями здоровьесберегающих технологий. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). Мы стремимся, чтобы весь урок проходил непринужденно, создавая приятную располагающую к занятиям обстановку. И в этом нам помогают зарядки-релаксации.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры–соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок.
На начальном этапе мы проводим по 2 физкультминутки за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками на английском языке. Вслед за учителем или диктором школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения. В ход идут различные движения: хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д. Вместе с тем ненавязчиво убеждаем детей в том, что надо много работать над фонетикой, лексикой и грамматикой.
Например: 1 2 3
I like the sun,
I like the spring,
I like the birds,
That fly and sing. I put my hands upon my hips,
I turn myself around.
I raise my hands above my head
And then I touch the ground. Shake, shake, shake your hands,
Shake your hands together.
Smile, smile at your friends,
Let us smile together.
Мы считаем очень важным, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед новым предметом. К сожалению, это явление наблюдается среди малышей. Поэтому мы учим детей аутотренингу, внушаем им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им легче будет усваивать новый материал. Например: положив одну руку на голову, а другую – на грудь, нужно проговорить: «Я все могу, я ничего не боюсь, я должен научиться читать, писать, говорить на английском языке»
Также просмотр мультфильмов на английском языке стимулирует интерес учащихся к уроку, настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку. УМК Get Ready, Welcome предоставляют такую возможность.
Релаксивные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов урока в младших классах. Если ребенок научен правильно использовать возможность своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных провалов, пауз.
Например: различного рода вдохи, выдохи;
выдох через рот с надуванием щек;
дыхание животом;
различного рода звуковая дыхательная гимнастика (А-а-а! Ту-ту-ту! и т.д.).
На уроках в минуты отдыха мы часто поем. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одной из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни подбираем такие, чтобы были современны, их можно было бы петь хором, легко усвоить мелодию, слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику языка и т.д.
Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.
Например:
“Hello song" “Good bye song”
Hello,hello, hello Good bye Jack and Sue,
Hello,hello, hello Good bye, Jack
Hello,hello, hello Good bye, Sue
I’m Sue Good bye Jack and Sue,
Hello,hello,hello Good bye Jack and Sue.
Hello,hello, hello
Hello,hello, hello
I’m Jack
“ How many elephants?” “ Listen to the numbers”
How many elephants? One, two, three.
Elephants, elephants, elephants Clap,clap,clap
How many elephants? One, two, three.
One, two, three. Clap,clap,clap
How many fishes? Listen to the numbers.
Fishes, fishes, fishes Four, five, six
How many fishes? Tap, tap, tap
One, two, three. Four, five, six
Hello, elephants, Tap, tap, tap
Hello, fishes, Listen to the numbers.
Elephants and fishes
One, two, three.
Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Мы применяем игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы: При изучении алфавита:
Изобразить букву головой (причем один изображает, другие отгадывают).
Изобразить любимое животное (тема «My pet») движением мимикой, голосом, жестами).
Изобразить действия, которые выполняем каждый день (тема «My day»).
Эти игры используются для развития координации частей тела, пространственно-временных ориентировок.
Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся очень нравятся ролевые игры (Больница, Аптека, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами).
Например: Одна из парт превращается в прилавок магазина, на ней разложены картинки, на которых изображены фрукты и ягоды.
T: Kate , come here. You will be a shop assistant. Here is a nice uniform for you. Put it on.
Друг за другом подходят покупатели.
P1: I’m looking for apples. Have you got any?
Assistant: Yes, I have. How much would you like?
P1: I’ll take a kilo. Besides, I’d like a kilo of oranges.
A: Is that all? I can suggest these peaches. They are good.
P1: One kilo, please.
A: Here you are. That’ll be two pounds ten, please. Thank you.
Игры – драматизации на английском языке «Репка», «Теремок», «Три поросенка» и др. также вызывают большой интерес у детей.
Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языка. Новые УМК имеют упражнения по драматизации. Мы считаем, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей. Они становятся эмоционально богаче, увереннее в себе, в своем знании основ английского языка.
Использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения, играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе перед нами стояли такие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
- Изучить возрастные особенности младших школьников.
- Изучить применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме “Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей школы”, нами было выявлено то, что в настоящее время нет единого подхода к определению понятия здоровье, каждая наука содержит свою собственную трактовку. Так, например, согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), понятие “здоровье” определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Наиболее важной составляющей общего здоровья является психическое здоровье. Такие ученые, как А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, предложили следующее определение: “… психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности”. В педагогике имеется следующий взгляд на составляющие здоровья: физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. А социальное здоровье определяется как моральное самообладание, адекватная оценка своего “я”, самоопределение личности в относительных социальных условиях микро- и макросреды. В связи с этим существует многообразие понятий в области здоровьесберегающих технологий. Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования должна вестись по трем направлениям: педагогическому, психическому и физиолого-валеологическому. В настоящее время более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах Н. К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить не о здоровьесберегающих технологиях, а о “здоровьеформирующих технологиях” под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ). Наличие разнообразных точек зрения к основным понятиям свидетельствует о том, что проблема здоровья исследована не до конца, но представленный учеными практический и теоретический опыт в области реализации ЗОТ в настоящее время активно используется учителями и школами.
Изучив возрастные особенности младших школьников, мы выделили такие, как постепенное и последовательное развитие, неразрывная связь между духовным и физическим развитием, неодновременное участие в процессе развития различных сторон психической деятельности. Так, например, одним из основных приоритетов для педагогики является индивидуально-дифференцированный подход – это учет индивидуальных, возрастных, половых, психосоматических особенностей детей и различение их по этим особенностям. Также было обнаружено то, что младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Этот возраст является сензитивным для моторного развития. Следует помнить о том, что мышечная ткань характеризуется тем, что крупная мускулатура развивается в данном возрасте быстрее, чем мелкая, что находит отражение в дозировке нагрузки на руки. В сердечно-сосудистой системе происходят такие изменения, как увеличение объема сердечной мышцы, повышение количества лейкоцитов, что требует соблюдения в физическом воспитании принципа постепенного увеличения нагрузок. В психическом развитии происходят следующие изменения: улучшаются операции мышления, такие, как анализ и синтез, развиваются навыки рефлексивности, появляются зачатки произвольного внимания и произвольной памяти. Ведущими видами деятельности являются разнообразные игры, ручное и вербальное творчество. Двигательная активность является также биологической потребностью организма, ее уровень сказывается на умственном развитии ребенка. Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что в данном возрасте необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ).
Изучив применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, мы отметили, что здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического благополучия школьников.
Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и укреплению здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии сводятся к следующему:
Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
Активизация развития всех сфер личности.
Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.
Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.
Мониторинг качества урока.
Использования нестандартных форм обучения.
Чтобы урок “сработал” как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные приемы и методы: практический, ситуационный, игровой, соревновательный, познавательную игру, активные методы обучения. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке: элементарные движения во время урока, физкультминутки, различные виды гимнастики, психорелаксацию.
Миссия учителя – профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья детей, для этого необходима валеологизация хода урока и его содержания, увеличение времени на двигательную активность.
Список литературы
- Артемихина, Т. В. Программа воспитательной работы классного руководителя “Школа здоровья и радости” [Текст] / Т. В. Артемихина // Методист. – 2006. - № 3. – С. 36.
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад, М. М. Безруких, В. А. Болотова, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528 с.
- Горн, Н. Г. Здоровьесберегающий компонент в структуре образовательного процесса начальной школы [Текст] / Н. Г. Горн // Учитель Кузбасса. – 2007. - № 1(4). – С. 59.
- Казаковцева, Т. С. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Т. С. Казаковцева, Т. Л. Косолапова // Начальная школа. – 2006. - № 4. – С. 68.
- Козык, Н. И. Наше здоровье [Текст] / Н. И. Козык // Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 51.
- Колмогорова, Л. С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей [Текст] / Л. С. Колмогорова // Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 18.
- Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В. И. Ковалько. – М.: “ВАКО”, 2004. – 296 с.
- Кузнецова, И. В. Программа реализации воспитательной работы “Гармония здоровья” [Текст] / И. В. Кузнецова // Методист. – 2007. - № 3. – С. 37.
- Ломовцева, Н. И. Если хочешь быть здоров – правильно питайся [Текст] / Н. И. Ломовцева // Начальная школа. – 2008. - № 4. – С. 73.
- Малейчук, Г. И. Психическое и психологическое здоровье: сравнительный анализ понятий [Текст] / Г. И. Малейчук // Психология и школа. – 2004. - № 3. – С. 28.
- Моторина, Л. Организация здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Л. Моторина // Воспитание школьников. – 2005. - № 10. – С. 33.
- Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы [Текст] / Ю. В. Науменко // Педагогика. – 2006. - № 8. – С. 72.
- Науменко, Ю. В. Концепция здоровьеформирующего образования [Текст] / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. – 2004. - № 2. – С. 99.
- Пересадина, Ю. Е. Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе [Текст] / Ю. Е. Пересадина // Начальная школа плюс минус до и после. – 2000. - № 7. – С. 27.
- Пидкасистый, П. И. Психолого – педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст]: под ред. П. И. Пидкасистого. – Ростов н/Д.: Изд-во “Феникс”, 1998. – 544 с.
- Полетаева, Н. М. Научно-практические основы валеологической педагогики [Текст] / Н. М. Полетаева. – СПб.: Познание, 2001. – 190 с.
- Резер, Т. М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Т. М. Резер // Педагогика. – 2005. - № 5. – С. 29.
- Романцов, М. Г. Современной школе – здоровьесохраняющее образование [Текст] / М. Г. Романцов // Образование в современной школе. – 2003. - № 6. – С. 42
- Семенкова, Т. Н. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: методическое пособие. Часть 2. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / Т. Н. Семенкова. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2005. – 147 с.
- Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни через содержание уроков физики
Представлен личный опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...
Повышение роли предмета «физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно ...
Компетентностный подход в формировании культуры здоровго образа жизни.
В федеральном государственном образовательном стандарте важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности — знаниям, умениям и навыкам, позволяющим молодому человеку в...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....