Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
опыты и эксперименты (5 класс) на тему
У детей с ОВЗ с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.
Главная цель учителя - словесника – воспитать вдумчивого читателя, научить ребенка видеть текст и осмысливать его.Оосновой профессиональной деятельности каждого учителя становится уверенность в том, что каждый ребенок (нормы, ОВЗ) способен учиться при создании тех или иных специальных условий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Телегина Л.Л. МБОУ «СШ №8»
Выступление на заседании школьного МО
учителей русского языка и литературы:
Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
В последнее время возникли определенные проблемы в обучении и воспитании молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:
На современном этапе развития системы образования на первый план ввыдвигаются задачи: организация в классе безбарьерной, предметно – развивающей среды;
У детей с ОВЗ с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. В частности, недостаточно формируются личностные, универсальные действия, которые обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся; дети испытывают сложности в формировании и реализации компонентов УУД, связанных с организацией учебной деятельности – регулятивных. Особые трудности вызывает овладение коммуникативными УУД, обеспечивающими социальную компетентность. Дети с задержкой психического развития, так же как и все другие дети, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ). Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ. 3.Должна быть поставлена своя задача, для решения общей проблемы. Как только дети получают разные роли, диалог между ними становится необходимостью. Организация работы учащихся базируется на следующих этапах: а)Ориентировочный: учитель четко формулирует задание (главное слово — существительное), затем распределяет задания случайным образом: чем является в предложении, род , число, падеж, подчеркнуть и т.д. (выбор остается за ребенком). б) Исполнительный: обязательно предоставить каждому ученику (это формирует адекватную самооценку); Для чего я это делаю? Что я делаю и в каком порядке? Как я это делаю? Верным ли путем я двигаюсь? Как оцениваю свою работу? Какие новые задачи передо мной встают теперь? Обучение детей с ЗПР предполагает, что эта работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые педагогами, вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации. 1.Словесные (беседа, объяснение, сообщение, рассказ) обязательно в сочетании с наглядными и практическими методами. Рассказ – небольшой по объему, не больше 10 минут; доступный по содержанию; эмоционально окрашенный; иллюстрированный, т.е. предлагать зрительный образ слова (схема, таблица, рисунок, словарная работа). Самостоятельная работа. 4.Проблемно-поисковый: учитель создает проблемные ситуации; самостоятельная деятельность детей , работа в группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентации. проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении; - творчество — от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний; - эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове; - произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений 6.Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (метод предупреждения, исправления ошибок у школьников): устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Эти методы важны для формирования осознанного отношения школьника к имеющимся ошибкам устной речи и, следовательно, допускающимся ошибкам речи письменной. Полезны задания типа «Исправь ошибку», «Вставь пропущенную букву», тесты по отдельным предметам. Подобные работы должны выполняться индивидуально, либо совместно с учителем. Каждая допущенная ошибка анализируется учителем совместно с ребенком, проговаривается, обязательно сравнивается ошибочное написание/выполнение и правильное выполнение. к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков. Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от учителя или группы. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. 7. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения любого проявления чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. Результатом каждого урока должно быть не только освоение новых предметных знаний и умений, но и появление новообразований в овладении отношений, а также приращение универсальных учебных действий. Умение применить пройденный материал в новой теме, в жизни. Главная цель учителя - словесника – воспитать вдумчивого читателя, научить ребенка видеть текст и осмысливать его. Для меня в ходе работы стало понятно, что наиболее эффективен здесь прием чтения с остановками, ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков, становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Учитель задает вопросы по прочитанному. Неважно, что их предположения могут не подтвердиться, важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой. На занятиях ученики воспринимают и интерпретируют информацию, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что способствует развитию универсальных учебных действий. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Речевые упражнения «Придумай продолжение текста». Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
Задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач. Например, на уроке русского языка по теме « Звуко - буквенный анализ слова» предлагаю учащимся разобрать слова с разделительным ъ, ь знаками, написанные на доске. «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? Не знаем, как описать знак. Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, твердым знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком и твердом знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова и делать разбор»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ (устно, или карандашом в тетради). Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант, тест одноклассника. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника и класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (какая тема урока, виды деятельности, которые присутствовали на уроке, определяют содержание вопросов), после чего поднимают цветные кружки « Светофор», оценивая свою работу на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Дома я смогу выполнить задание самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Но дома мне потребуется небольшая помощь взрослых, учителя». Красный цвет – «Я не все понял! Мне требуется помощь!» Познавательные УУД: Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам окружающего мира, литературного чтения (проект «Богатства - отданные людям», «Моя дружная семья» и т.д.) Педагогические игры. Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. ( Н-р, игра по частям речи, показ движений). В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Составить краткую запись, прочитать задачу по этой записи, решите самостоятельно. Проверить по плану. - С чего вы начали выполнение задания? (Подчеркнули, выделили) Групповая работа: Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. На данных занятиях с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационные .момент часто планирую нестандартное начало: 3. Уметь читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг и понимать прочитанное. Передавать данную информацию классу. 4.Учиться совместно и отдельно решать поставленные задачи. Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы.
Продолжить работу специалистов службы сопровождения учебно-воспитательного процесса (психолог, социальный педагог, логопед). Составление плана работы на учебный год. Повышать уровень психолого-педагогической грамотности родителей в плане воспитания, обучения и отношения к школе (родительские собрания по запросу классного руководителя и администрации), индивидуальные консультации, семейные консультации. И в заключении хотелось бы сказать, что основой профессиональной деятельности каждого учителя становится уверенность в том, что каждый ребенок (нормы, ОВЗ) способен учиться при создании тех или иных специальных условий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики
Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...
Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В презентации освещены теоретические вопросы по формированию УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «В...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»
В данной работе даётся краткая характеристика УУД и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся старшего звена в открытом дистанционном командном турнире «ИКТ Полиатлон»
Всероссийский дистанционный турнир по информационным технологиям «ИКТ Полиатлон» стал уже традиционным конкурсом, в котором принимают участие как студенты, так и школьники. Вот наша команд...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
Важной задачей по реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий. Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность к са...
Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"
Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"...
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»
Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий, привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...