Формирование универсальных учебных действий у учащихся старшего звена в открытом дистанционном командном турнире «ИКТ Полиатлон»
материал по информатике и икт на тему
Всероссийский дистанционный турнир по информационным технологиям «ИКТ Полиатлон» стал уже традиционным конкурсом, в котором принимают участие как студенты, так и школьники. Вот наша команда в 2015 году успешно выступила на нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernovik_vystuplenie_okrug.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий у учащихся старшего звена в открытом дистанционном командном турнире «ИКТ Полиатлон»
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта по всем учебным предметам предусматривается формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Формирование УУД возможно как на предметном занятии, так и во внеурочной деятельности.
Сейчас идет большой поток информации с предложениями поучаствовать в том или ином конкурсе, но в основном все конкурсы ориентированы на предметное содержание, т.е. проверяют знания, широту кругозора и т.д. Это относится и к конкурсам по информатике.
Открытый дистанционный командный турнир «ИКТ Полиатлон» заинтересовал меня тем, что он носил деятельностный характер и позволял включить учащихся в коллективное обсуждение проблемы, сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Позволю себе еще раз напомнить известные слова Бернарда Шоу: «Единственный путь к знаниям – это деятельность…». Эту фразу можно дополнить, что деятельность – это не только путь к знаниям, но и к формированию умений.
Дистанционный конкурс – это форма внеурочной деятельности, при которой деятельность учащихся носит соревновательный характер, учащиеся и организаторы разделены пространственно и во времени.
В положении конкурса «ИКТ Полиатлон» цель турнира сформулирована как развитие познавательных интересов и информационной культуры учащихся и студентов.
Задачи турнира
- поддержка активной и талантливой молодежи, которая избрала IT сферой своей будущей профессиональной деятельности;
- выявление и поддержка одаренных, творчески мыслящих обучающихся, популяризация современных информационно-коммуникационных технологий;
- стимулирование освоения современных сетевых технологий, программного обеспечения, обработки информации;
- развитие и поощрение навыков самостоятельного получения знаний, способностей к самообучению и освоению новых технических и программных средств;
- формирование навыков дистанционного взаимодействия.
Организаторы:
- методическое объединение преподавателей ИКТ учреждений СПО Кировской области,
- КОГОБУ СПО «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права»
- КОГОКУ СОШ «Кировский центр дистанционного образования детей»
- при поддержке департамента образования Кировской области, ИРО Кировской области
Сроки проведения: 4 - 14 декабря 2014 года
Форма проведения: дистанционный командный турнир.
Возрастная группа: 10-11 класс, студенты СПО
В турнире участвовали более 160 команд из 8 регионов нашей страны.
В этом году тема турнира: Навстречу Победе.
Особенностями «ИКТ Полиатлона» являются:
- Использование оболочки поддержки конкурсов и олимпиад http://abc43.ru/. Прохождение турнира организуется в виде прохождения курса, где участники команды самостоятельно выкладывают результаты выполнения заданий.
- Конкурс ограничен во времени. Каждое задание имеет свои временные рамки. Опоздание с ответом влечет оценку 0, т.е. задание считается не выполненным.
В турнире от нашей школы участвовала команда из 5 человек. 10 класс был оповещен о проведении конкурса. Ребята сами определились с участниками. Самостоятельно выбрали капитана, придумали название команды «Ученые ребята».
Следует отметить, что для решения конкурсных задач в турнире «ИКТ Полиатлон» требуются коммуникативные и регулятивные действия. Внутри команды важно распределить роли, кто за что отвечает. Успех команды при этом зависит не только от знаний каждого ученика, но и от того насколько удачно были распределены роли и четко организовано взаимодействие внутри группы. Таким образом, в данном турнире в первую очередь формируются такие компоненты универсальных учебных действий как планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками и управление поведением партнера.
Всего в турнире было 15 заданий, которые вы можете видеть на слайде. Более подробно остановлюсь на некоторых.
Задание1. Капитанский блог.
Основной темой блога является рассказ об участии в турнире: возникающие проблемы, интересные пути решение данных проблем.
Требования:
- блог ведется капитаном команды в https://twitter.com/
Критерии оценивания:
- Художественное оформление и соответствие правилам и нормам русского языка
- Количество ретвитов (подписчиков)
- Количество подписчиков
Здесь от капитана команды в первую очередь требовалось владение монологической формой речи в соответствии с нормами русского языка. Ученик должен был заинтересовать читателей, т.к. от количества ретвитов зависит оценка задания.
Задание 3. Ты мне, я тебе
Необходимо было разработать задание для других команд. Лучшее, по мнению Жюри, задание было предложено всем участникам. Это задание называлось ответным ударом.
Задание 4. Ответный удар (результат 3 задания, предложено участниками турнира): Используя сервис Альбука, необходимо было рассказать о вкладе Вашего региона в Победу в Великой Отечественной войне.
Здесь участники нашей команды связались с общественной организацией Чепецк ру и на основе полученной информации создали он-лайн фотоальбом акции «Бессмертный полк».
Задание 5. Фотокросс
Командам для фотокросса были предложены 3 задания. За 4 часа нужно было сделать 3 фотографии на темы: Юность встречает Мудрость, 70 лет тому назад, Мы не знаем войны. Чтобы выполнить это задание, члены команды организовали встречу с дочерью ветерана ВОВ.
Задание 8. Видеопоздравление
В этот юбилейный год ребятам было предложено обратиться к ветеранам со словами благодарности за их Подвиг. Ребятам было необходимо выбрать режиссера, составить текст поздравления и снять видеоролик.
Задание 9. Города воинской славы
Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2006 года № 1340 принято Положение об условиях и порядке присвоения почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы». В настоящий момент такое звание присвоено 40 городам России, но это количество не окончательно. Членам команды предлагалось выбрать 5 городов, которые на их взгляд достойны этого звания, и обосновать свой выбор. Для этого потребовалась помощь учителя истории. Вместе с Ларисой Витальевной ребята рассмотрели города-участники военных действий и после совместного обсуждения выбрали такие города: Шлиссельбург, Любань, Солнечногорск, Клин, Сухиничи.
Задание 11. Маршал Победы
Средствами on-line сервисов для создания ментальных карт предлагалось визуализировать биографию маршала Жукова. Для этого ребятам необходимо было выяснить, что такое ментальная карта, и представить биографию маршала Жукова в виде графа.
Задание 13. Буктрейлер.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Предлагаемая книга: повесть В. Быкова "Дожить до рассвета"
Задание 14. Х файлы
В рамках этого задания команда может предъявить ЛЮБОЙ проект.
Требования к проекту:
- в разработке проекта должны участвовать участники более одной команды (!!! из разных населенных пунктов)
Основная роль здесь отводилась Лияне. Ученица установила контакты с челябинской командой PRO100PRO. Общим проектом стало создание сайта, посвященного 70-летию Победы. Члены челябинской команды занимаются роботехникой, поэтому они предложили с помощью роботов имитировать танковое сражение и снять видео. Задачей нашей команды стало создание самого сайта, на котором и было выложено видео челябинской команды.
Задание 15. Рефлексия.
В форме танка нужно было дать характеристику своих ощущений в начале, середине и конце Турнира. Это задание показалось ребятам достаточно сложным, но все же они справились с ним.
Здесь они сравнили свои достижения на начало конкурса, во время конкурса и на момент окончания конкурса.
1. Наше начало
Не очень азартно.
Нам было трудно,
Но все же решение
Пришло к нам прекрасное
2. Работы много,
Нет предела. Устали.
Все пора домой,
Но нет... Пошли работать...
Еще не ночь.. Трудиться.
3. Конец. Настал он.
Закончилась работа...
Фууух! Ребята все
Мы сделали заданья!
Молодцы! Пора домой.
После окончания турнира я провела небольшой опрос участников команды. Ребята отметили, что больше всего понравилось работать в команде (совместные сборы); научились работать в команде, слушать друг друга и доверять друг другу. Узнали новое про свой родной город, его героев, как погибших, так и живых. Задания «Ответный удар: Альбука», «Маршал Победы», «Фотокросс» ученики отметили как наиболее интересные. И на вопрос «Хотели бы вы еще участвовать в подобных конкурсах?» все ребята ответили: «Да, конечно!»
Вывод: таким образом, если мы вернемся к цели и задачам данного турнира, то мы видим, что они гораздо шире. Сама форма организации турнира включает учащихся в активную деятельность и способствует формированию всех групп УУД.
Мы не делаем рекламу, мы предлагаем правильно подходить к выбору конкурсов и турниров, которые в большом количестве предлагаются нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики
Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...
Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В презентации освещены теоретические вопросы по формированию УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «В...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»
В данной работе даётся краткая характеристика УУД и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
У детей с ОВЗ с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном рез...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
Важной задачей по реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий. Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность к са...
Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"
Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"...
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»
Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий, привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...