Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
учебно-методический материал по теме
Важной задачей по реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий. Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В данной таблице представлены:предметные результаты, метапредметные УУД (познавательные, коммуниВажной задачей по реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_u_uchashchihsya_s_ovz.docx | 14.35 КБ |
differentsiatsiya_s_-_sh_._tehn._karta.docx | 22.97 КБ |
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy.pptx | 99.99 КБ |
dostizheniya_moih_uchenikov.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||
— уметь пользоваться учебником, соблюдать правила посадки при чтении и письме; — учиться понимать различие между устной и письменной речью, предложением и словом, словом и слогом; — делить слова на слоги; определять количество слогов в словах, ставить ударение; — ориентироваться в тетради, выполнять графические упражнения по образцу; — правильно удерживать ручку; — совершенствовать аккуратное письмо элементов букв; — читать и писать буквы, слоги, слова, предложения; — выполнять звуко-буквенный разбор слов; — уметь вести беседу по заданной тематике; — составлять сюжетный рассказ по картинке, пересказ небольших текстов; — формирование интонационно правильного чтения. — знать порядок букв в алфавите; — определять жанр читаемого произведения; — читать правильно, осознанно и выразительно небольшие тексты и произведения детских писателей; — рассуждать на заданную тему; — отвечать на вопросы, пересказывать текст на основе опорных слов; — писать слова с сочетаниями ча—ща, чу—щу, чк—чн; — различать слова по вопросам | — использовать общие приемы решения задач, поиск информации в учебной книге; — уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки; — осуществлять рефлексию способов действий; — самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
| — уметь формулировать высказывание, задавать вопросы; — уметь согласовывать позиции и находить общее решение, обучать сотрудничеству; — уметь адекватно использовать речевые средства для представления результата; — уметь формулировать свои собственные затруднения, свою собственную позицию | — уметь выполнять учебное задание в соответствии с целью; — уметь соотносить учебные действия с известным правилом; — уметь выполнять учебное действие в соответствии с планом | — формировать начальные навыки адаптации школьника; — формировать мотивацию учебной деятельности; — формировать внутреннюю позицию школьника на основе его положительного отношения к школе; — развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 91 имени М.В.Ломоносова»
Технологическая карта логопедического занятия
«Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
1 класс
Учитель-логопед: Небыта Наталья Рифкатовна
ЗАТО г.Железногорск
Технологическая карта
1 класс (7 лет).
Тема: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях».
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Продолжать учить дифференцировать звуки [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях. Проанализировать положение органов артикуляции при произношении звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях, сравнить их. Закрепить зрительный образ звуков [C] – [Ш], используя их графический образ. Развивать фонематические процессы; кинестетические ощущения органов артикуляции. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом с предлогом, изображенном в виде модели.
Коррекционно-развивающие:
Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение. Развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать потребность в речевом общении. Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы свои и товарищей, применять свои знания в разных условиях. Мотивировать потребность в достижении успехов.
Предполагаемый результат: учащиеся правильно артикулируют звуки [с], [ш] в различных позициях, четко их дифференцируют. Умеют составлять предложения со словами, изображенными в виде модели.
Форма занятия: подгрупповое, индивидуальное.
Вид занятия: практическое.
Тип занятия: занятие контроля и оценки знаний.
Образовательная технология: игровая.
Временной ресурс: 45 мин.
Необходимое техническое оборудование: ТСО: проектор; наглядно-игровое пособие: «Друзья - коллекционеры»: картинки со звуками [C] – [Ш] в различных позициях (начало, середина, конец); модели звуков [C] – [Ш], отражающие их основные характеристики (согласный, место образования преграды [C] – внизу, [Ш] – вверху, глухой, температура воздушной струи [C] – холодная, [Ш] – теплая), карточки объекта (по ТРИЗ), фишки предлогов, зеркала на каждого ребенка.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат | |
| ||||||
Психологический настрой – 1 мин. | Установление зрительного, слухового контакта. Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка. | Приветствие. Эмоциональная поддержка детей. | Участвуют в приветствии. Проявляют эмоции. | Вводно-организационное слово учителя-логопеда | Психологическая готовность | |
Мотивация к деятельности. 3 мин. | Заинтересовать детей представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Подготовка детей к предстоящей деятельности: развитие зрительного и фонематического восприятия. | Разбирают картинки игровым персонажам (одни картинки начинаются со звука[c], другие картинки начинаются со звука [ш]. Отвечают на вопросы. | Сюрпризный момент. ТСО с привлечением игровых персонажей: к нам в гости пришли друзья – коллекционеры: они собирают различные картинки, в названиях которых есть те же звуки, с которых начинаются их имена. Но картинки перепутались, когда они добирались к нам в школу и друзья забыли, как правильно произносятся их звуки. Поэтому они просят вас помочь им: найти их звуки и научить их правильно произносить. А если вы им поможете, выполните правильно и быстро все задания, то в конце победителя ждет сюрприз, а за правильный ответ вы будете получать фишку, у кого в конце заданий будет больше всех фишек, тот и победил. Знакомство с друзьями: если вы правильно разберете картинки, вы узнаете, с каких звуков начинаются их имена «Саня и Шурик». | Стремление участвовать в игре. Внутренняя мотивация на деятельность. | |
| ||||||
Обобщение имеющихся представлений. 3 мин. | Вызвать у детей интерес, желание помочь сверстнику, побудить к предстоящей деятельности. | Создание проблемной ситуации, требующей разрешения: «Как помочь мальчику, над которым смеялся весь класс, когда он рассказывал стихотворение: «Про мышку»». | Осознают и принимают поставленную задачу, предлагают пути решения проблемной ситуации. | Создание проблемной ситуации с использованием ТСО: «Однажды с мальчиком, который живет с нами по соседству, приключился такой случай в школе: он выучил стихотворение и рассказал его, но почему-то над ним стали все смеяться. Он убежал из класса домой и до сих пор не знает, что он смешного сделал. Тогда мы попросили его рассказать выученное им стихотворение нам. И вот как он рассказал нам этот стих: «Про мыску». Мыска сусек насусила. Мыска мисек пригласила. Мыски суски кусать стали, зубы сразу же сломали». | У детей появился интерес, желание помочь мальчику научиться правильно проговаривать и не путать звуки [c]-[ш]. Самим следить за собственным произношением, чтобы не насмешить окружающих, стремиться правильно произносить все слова. | |
Практическая работа. Игра: «Сломанный телевизор» 3 мин. | Закрепить положение артикуляционных укладов дифференцируемых звуков [c]-[ш], закрепить буквенное обозначение звуков. | Объяснение. Подведение учеников к разрешению проблемной ситуации. Проблемная ситуация: у телевизора сломался звук и теперь не понятно, какие звуки произносят с экрана. Как можно различить звуки [c]-[ш], если не слышно, как они звучат. | Произносят сначала звук [c] и проговаривают положение органов артикуляции (что делают губы, зубы, язык, где идет воздушная струя, холодная она или теплая, трудится или нет горлышко). Затем по такой схеме разбирают артикуляцию звука [ш]. После этого играют в игру, где логопед беззвучно произносит звуки[c] или [ш], а дети определяют, какой звук произнес логопед и поднимают соответствующую букву. | Игровая деятельность с персонажами. Исследуют собственное положение органов артикуляции при произношении звуков[c] и [ш]. Описывают положение органов артикуляции у себя при произношении заданных звуков. Соотносят свои кинестетические ощущения при произношении звуков и положение органов артикуляции логопеда. | Дети разобрали и закрепили положение органов артикуляции при произношении звуков [c] и [ш] на собственном произношении и соотнесли его с положением органов артикуляции собеседника. | |
Игра: «Узнай звук». 3 мин. | Развивать кинестетические ощущения органов артикуляционного аппарата. Закрепить модель звуков [c]-[ш], отражающую их основные характеристики: положение языка, звонкость-глухость, температура воздушной струи. | Логопед предлагает ученикам проанализировать звуковые модели, опираясь на кинестетические ощущения и определить какой звук [c] или [ш] они обозначают. Сравнить их. | Учащиеся рассматривают модели, определяют, какой звук[c] или [ш] они обозначают, опираясь на кинестетические ощущения органов артикуляции. | Наглядность в виде модели. Анализ ощущений положения органов артикуляции. | Учащиеся закрепили схематичное изображение звуков [c]-[ш]. Сравнили положение органов артикуляции, опираясь на кинестетические ощущения. | |
Массаж мимической мускулатуры. 1мин. | Улучшение качеств артикуляционных движений: точность, объем, переключаемость. | Проведение массажа. | Выполняют массаж. | Игровой момент. | Снятие напряжения. Получение нового игрового опыта. | |
Игра: «Поймай звук, слог». 3 мин. | Развивать у детей фонематические процессы. | Объяснение предстоящего задания: «Чтобы правильно произносить звуки, их надо хорошо слышать». Логопед показывает карточку – действие объекта. Совместно с детьми обговаривает движения, которые будут выполнять, когда услышат звук [c], звук [ш]. | Учащиеся слушают слоги и слова, которые через экран произносятся и услышав звук [c], выполняют одно определенное движение «хлопают в ладоши», а услышав звук [ш], выполняют другое движение «топают ногами». | Приемы активизации слуховой и мыслительной деятельности детей. Запоминание и выполнение определенных действий. Использование экрана, чтобы воспитанники активизировали слух, а не ориентировались на зрительный образ звука. | Дети поупражнялись в различении на слух смешиваемых в речи звуков. | |
Игра: «Повторялка-объяснялка». 3 мин. | Способствовать умению дифференцировать звуки [c]-[ш] в словах, развитию словаря воспитанников. | Объяснение. Направление речевой деятельности. | Дети произносят за логопедом пары слов, четко произнося звуки [c]-[ш] и объясняют значение слов. Например: миска-мишка. Миска – это такая посуда, а мишка это игрушка или имя мальчика. (варианты ответов на слайдах). | Приемы активизации речемыслительной деятельности учащихся Отраженное проговаривание пары слов. Если кто-то затрудняется объяснить значение слов, то им предлагаются слайды названных объектов. Рассказывают друзьям. | Учащиеся поупражнялись в объяснении слов, дифференциации звуков [c]-[ш] в словах. | |
Динамическая пауза «Танцевалка-повторялка». 1 мин. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Проведение танцевальной композиции под музыку. | Участвуют в выполнении танцевальных движений. | Показ танцевальных движений на слайде. | У учащихся снялось эмоциональное и физическое напряжение, они отдохнули, получили новый игровой опыт. | |
Игра «Раз, два, три, картинку с заданным звуком найди». 3 мин. | Дифференциация звуков в словах – названиях объектов на картинке. Развитие фонематических процессов. | Объяснение, показ способа действий. | Воспитанники слушают и запоминают задание. Выбирают из лежащих на столе картинки со звуком [c] или [ш] (каждому логопед говорит индивидуально, картинки с каким звуком и в каком положении: начало, середина, конец слова, ему нужно выбрать). | Постановка индивидуальной задачи для каждого ребенка. Рассказывают друзьям. | Учащиеся дифференцировали звуки [c]-[ш] в словах – названиях объектах на картинках, определили местонахождение этих звуков в слове (начало, середина, конец), отобрали картинки для дальнейшей работы. | |
Игра «Составь предложение с предлогом». 4 мин. | Дифференциация звуков [c]-[ш] в словах. Закрепление употребления в речи предлогов с опорой на схему. | Объяснение, индивидуальная работа. | Дети придумывают со своим словом – названием изображенного на картинке объекта предложение с предлогом, представленным в виде схемы и «усаживают» на ладошку. | Использование жестов – символов (усаживаем) короткое слово (предлог) на ладошку). Использование наглядного изображения предлога. Рассказывают и показывают друзьям. | Учащиеся дифференцировали звуки [c]-[ш] в словах, поупражнялись в составлении предложений с предлогом, с опорой на схему. | |
Запись предложений в тетрадях, по карточкам. 15 мин | Совершенствовать аккуратное письмо элементов букв; — читать и писать буквы, слоги, слова, предложения; | Контроль, помощь при необходимости. | Самостоятельная работа. | Индивидуальное задание для каждого учащегося. | Составлении предложений с предлогом из заданных слов.. | |
| ||||||
Рефлексия. 1 мин. | Организация обратной связи. Обобщение полученного опыта. | Подведение итогов НОД. Похвала и поощрения учащихся. | Высказывают мнение по поводу выполненных заданий. | Беседа. Обсуждение. | Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса. | |
Самооценка деятельности учащихся. 1 мин. | Формирование навыков самооценки | Логопед поощряет учащихся за хорошую работу на уроке. | Что понравилось? | Выбирают поощрения за деятельность. | Каждый учащийся оценил себя. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВИДЫ УУД Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные , включая общеучебные и логические Знаково-символические Коммуникативные
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Регулятивные действия контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле- вому усилию - к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД. Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Общеучебные УУД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы , самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Познавательные УУД. Логические УД. выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования , выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Общие рекомендации по развитию УУД Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.
Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной . Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Определить желаемые свойства действия. Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики
Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...
Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В презентации освещены теоретические вопросы по формированию УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «В...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»
В данной работе даётся краткая характеристика УУД и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся старшего звена в открытом дистанционном командном турнире «ИКТ Полиатлон»
Всероссийский дистанционный турнир по информационным технологиям «ИКТ Полиатлон» стал уже традиционным конкурсом, в котором принимают участие как студенты, так и школьники. Вот наша команд...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
У детей с ОВЗ с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном рез...
Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"
Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"...
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»
Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий, привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...