Система работы учителя с детьми с ярко выраженными способностями к изучению физики
проект на тему

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_uchitelya_s_detmi.doc228.5 КБ
Office presentation icon sistema_raboty_uchitelya_s_detmi.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:

«Система работы учителя с детьми с

ярко выраженными способностями к изучению физики»

Хайруллина Миляуша Иреговна - учитель физики МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Бавлинского  муниципального района РТ

Содержание:

  1. Постановка проблемы……………………………………………….………...3
  2. Цель проекта……………………………………………………….…………..3
  3. Задачи проекта…………………………………………………..……………..4

4. Целевая группа проекта…………………………………….…………………5

5. Срок реализации проекта……………………………….………………….….5

6.Место реализации проекта……………………………………………………5

7. Этапы реализации проекта…………………….……………….…………..…5

8 .План мероприятий по реализации проекта...………………………………...6

9.   Введение……..…………….…………………………………………..........14

10.  Основная часть…………………………………….………………………...15

 10.1. Анализ исходной ситуации………………………………………… 15

 10.2. Постановка проблемы и способы её решения………...…………...16

  10.3. Реализация проекта………………….……………………………….17

                10.3.1. Выявление одаренных детей ………………………………22

               10.3.2. Модель работы с одаренными ……………………………24

             10.3.3. Идеи обучения одаренных детей …………………………25

11.  Ожидаемые результаты реализации проекта………………………...……..26

12. Прогноз возможных негативных последствий …………………………….27

13. Система мониторинга …………………………………………………..…….28

13. Заключение……………………………………………………………..…… 29

 14. Ресурсы……………………………………………………………..……...…30

15.Литература и ресурсы…….………………………………………….….........32

16. Приложения……...………………………………………………..................33

Постановка проблемы

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится  крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.

В тексте  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением  модернизации  развития школы 21 века Д. Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Особого внимания к этой группе обучающихся требуют и новые ФГОС.

Таким образом,  создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современной школы.

;

Цель проекта

Формирование системы работы с одаренными детьми, проявляющими склонности к физике через создание условий для выявления, поддержки и развития таких детей, их самореализации, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьёй, системой основного и дополнительного образования; создание эффективной модели сопровождения одарённых детей в процессе обучения физике, развивающей и поддерживающей одарённых и способных детей в процессе обучения физике и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию.


Задачи проекта:

1. Раскрыть сущность понятия одарённость.

2. Разработать оптимальный механизм выявления одарённых детей.

3. Изучить взгляды педагогов, психологов на выявление и развитие детской одарённости.

4. Проанализировать учебно-методическое обеспечение процесса обучения физике с точки зрения выявления его потенциала для развития одарённых учащихся.

5. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления склонностей к физике.

6. Максимально развивать способности одарённых и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области физики, внедрение в образовательный процесс физического кружка, как элемента внеурочной   деятельности.

7. Расширить возможности для участия одарённых и способных школьников в муниципальных, республиканских и всероссийских  конференциях и олимпиадах.

8. Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска  в работе с одарёнными учащимися.

 9. Внедрять новые образовательные технологии, для удовлетворения запросов одарённых обучающихся. 

10. Систематизировать методы работы с семьёй одарённых детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одарённого ребёнка.

11. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.


Целевая группа проекта  учащиеся школ с ярко выраженными  способностями  к изучению физики

Срок реализации проекта 01.09.2014-31.05.2016

Место реализации проекта

МБОУ «Старо-Челнинская средняя  общеобразовательная школа  Нурлатского  муниципального района РТ»

МБОУ   «Средняя общеобразовательная школа №2   с углубленным изучением отдельных предметов»       Бавлинского  муниципального района РТ,

Этапы  реализации проекта

1 этап  (2014г.) - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.

Цель этапа: подготовить условия для формирования системы работы с одарёнными учащимися по физике.

Задачи:

- изучить нормативную базу;

- спланировать работу с одарёнными и высокомотивированными учащимися;

-проанализировать материально-технические, педагогические условия проекта.

2 этап  (2015-2016гг.) - основной практический этап, включающий реализацию, систематизацию,  анализ результатов повседневной работы.

Цель этапа: реализация, систематизация, анализ результатов повседневной работы.

Задачи:

- провести индивидуальную оценку познавательных способностей учащихся по физике  через различные виды деятельности – учебную и внеклассную;

- организовать внеклассные занятия, на которых происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

3 этап  (2016г.) - заключительный этап, представляющий обобщение результатов работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.

Цель этапа: обобщение результатов работы.

Задачи:

- анализ реализации проекта и достигнутых результатов;

- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, нахождение путей их решения;

- составление перспективного плана работы проекта.

На этом этапе осуществляется  анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов  экспериментальной  работы, обобщение опыта работы над проектом. Как результат – создание модели сопровождения одарённых детей в процессе обучения физике.  

План мероприятий по реализации проекта

Проект в школе реализуется в трёх направлениях:

1. Работа по выявлению и развитию индивидуальных способностей одарённых детей.

2. Работа с педагогами в целях повышения квалификации по работе с одарёнными детьми.

3. Работа с семьёй одарённых обучающихся по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одарённого ребёнка.

Наименование

 мероприятия

Место проведения

Сроки

Ответственные

Проведение педагогического совета  на тему «Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей».

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Ноябрь 2014г.

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Октябрь 2014г.

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Создание системы диагностики одарённых учащихся.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Декабрь  2014г.

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Тестирование для выявления одарённых детей.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Апрель-май (ежегодно)

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Создание школьного банка данных о способных, одарённых, талантливых учащихся естественно-математического цикла.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Ноябрь  (ежегодно)

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Создание банка заданий, направленных на развитие одарённых детей.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Ежегодно

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Проведение методических семинаров «Использование современных технологий в работе с одарёнными детьми».

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

В течение года

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектно- исследовательской деятельности, анкетирование и т.п.)

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

В течение года

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Изучение социального заказа родителей талантливых и одаренных обучающихся

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

В течение года

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

«Физический  кружок», как элемент  внеурочной деятельности с одарёнными  детьми.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Ежегодно

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Проведение школьных олимпиад, интеллектуальных конкурсов по физике, проведение физических боев, научных конференций;

участие учащихся в разработке уроков, программ, сценариев внеклассных мероприятий.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Ежегодно  

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Участие детей в муниципальных и республиканских олимпиадах.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Ежегодно

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Создание НОУ по физике

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Апрель 2015г.

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Проведение исследовательской деятельности

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Ежегодно

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Создание системы стимулирования учащихся (грамоты, награды, организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей).

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

2014-2015 гг.

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Повышение квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

По мере необходимости

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Создание учебно-тематических  планов и программ в системе работы с одарёнными детьми в области физики.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Август (ежегодно)

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Создание страницы «Одарённые дети» на школьном сайте.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Май 2015г.

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.

Неделя физики и космонавтики.

«Старо-Челнинская СОШ Нурлатского района РТ» «СОШ №2» Бавлинского муниципального района

Апрель (ежегодно)

Скляренко О.Н.

Хайруллина М.И.


Пояснительная записка

Введение

Процесс воспитания одарённости представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одарённых детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы профессиональной личностной подготовки педагогов, психологов и родителей для работы с одарёнными детьми.

В последнее десятилетие существует и разрабатывается несколько подходов к выявлению-развитию детской одарённости, стержневым моментом которых является подход к одарённости как к процессу целостного развития личности и сознания одарённых детей, реализующего творческий потенциал их развития. Учитывая это, в качестве базовой характеристики одарённости выделяется творческая активность человека как проявление творческой природы психики и ее развития в зависимости от образовательной среды. Для создания необходимой образовательной среды существуют два основных способа: ускорение (раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, занятия в другом классе, “перепрыгивание” через класс, профильное обучение, частные школы) и обогащение традиционного образовательного процесса, предполагающее усиление развивающих возможностей урока; разработку индивидуальных (авторских) программ; кружки, факультативы, олимпиады, конкурсы.

Вместе с тем, необходимо заметить, что создание классов и школ с углублённым изучением физики, проведение различных конкурсов и олимпиад, дифференциация обучения в большинстве своём используются для обучения и развития учащихся 8-11 классов, в то время как работа по выявлению-развитию одарённых ребят должна начинаться в 6-7 классах, где существует опасность «потерять» таких детей. Кроме того, есть проблемы, связанные с развитием способных детей в 6- 7 классах, к которым относятся отсутствие психологической помощи, специальной методической литературы и дидактических материалов, ограниченные финансовые возможности родителей и т.д.

В то же время  анализ учебников физики показывает, что они  не содержат необходимого набора заданий, направленных на развитие одарённых учащихся, т.е. заданий на развитие различных познавательных процессов, обеспечивающих достижение целей развития способных детей. Современные образовательные стандарты, программы физического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности физики, но не уделяют внимания их использованию для развития одарённых детей в процессе обучения.

Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике работы с одарёнными детьми, существуют нерешённые вопросы, связанные с обучением таких детей в общеобразовательной школе. Поэтому проблема выявления возможных путей совершенствования методики обучения физике, направленной на развитие одарённых детей является актуальной.

Для нас, как учителей физики немаловажным является, развитие, поддержка одарённых и высокомотивированных учащихся наших школ, потому что целью обучения физики в школе является не только овладение конкретными физическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности.

Поэтому мы считаем, что школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, в том числе совершенствование системы выявления одарённых детей с раннего возраста,  развития, оказания адресной поддержки каждому ребёнку, проявившему незаурядные способности.

Основная часть

1. Анализ исходной ситуации

                  Поиск и поддержка талантливых детей, а также развитие их таланта в период школьного обучения  являются составной частью  новой национальной образовательной стратегии. Фактически  новая национальная образовательная стратегия включает инициативу  «Наша новая школа» и введение и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).  

            В отличие от традиционной системы школьного образования, где основная работа учителя направлена на среднего ученика, в Новой школе он (учитель) обязан изучать и решать проблемы детей с высоким интеллектуальным потенциалом, создавать условия для развития природных задатков и самореализации личности. 

            Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками. 

Новые стандарты позволят развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, что в итоге должно способствовать саморазвитию обучающихся, их   активной учебно-познавательной деятельности, а так же  построению образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия для работы по развитию одаренности учеников. 

2.  Проблема проекта

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной:

  • низкая мотивация учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
  • создание системы, развивающей творческую личность.

 Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных компетенций, универсальных способов деятельности и умений проектировать и конструировать, решать исследовательские, творческие задачи.

Выявление и отбор подростков с признаками одаренности: наблюдения родителей и учителей, диагностика уровня развития способностей и готовности к обучению по данным учебным программам (обычно повышенной трудности и объема)  в данном образовательном учреждении. Теория и практика показывают, что для большей эффективности эта диагностика не может ограничиваться применением только одной - двух методик, а  должна включать три этапа: общая групповая диагностика, индивидуальная диагностика и собеседование. Применяемые для решения этой проблемы методики могут быть разными, поскольку главное требование к ним – это обеспечить возможность нахождения и отбора «своего ученика».

3. Реализация проекта

Человек — это социально-биологическое существо, в котором сочетаются в единое целое физическое и психическое, природное и социальное, наследственное и приобретенное опытом. Как часть природы он подчинен биологическим закономерностям, но обладает сознанием и существует в обществе, и это отличает его от других живых организмов.

        Каждая личность уникальна, неповторима и незаменима.

Одаренные  дети уже в детстве выделяются среди сверстников уровнем развития, высокой концентрацией внимания, любознательностью, разносторонними интересами, яркими, иногда выдающимися достижениями. Эти дети обладают врожденными физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями, желанием узнать больше нового путем самостоятельного добывания знаний, задают много вопросов, восприимчивы, наблюдательны. Одарённые дети способны к абстрагированию, нестандартному мышлению, могут выражать свое мнение, выдвигать гипотезы, вести исследовательскую работу в рамках урока. 

Работать с такими неординарными детьми трудно, но интересно. 

Можно условно выделить три категории одарённых детей: 

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); 
  • дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте); 
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития талантливых детей, включая тех, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей - одно из главных направлений работы образовательного учреждения. 

         По новым стандартам, каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает Основную образовательную программу основного общего образования,   содержащую обязательную часть, которая составляет 70% программы, и часть, формируемую участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В рамках этих 30% предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся и внеурочная деятельность, которые направлены на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся.  Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей. 

        В школе может быть разработана система мероприятий, включенная в  основную образовательную программу  школы для развития разных видов одаренности. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. 

        Основная форма – урок – на сегодня ещё осталась ведущей в повседневном общении учителя и обучающегося. Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося). В новой системе образования, отвечающей потребностям  современного мира, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, акценты смещаются в сторону ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Одаренный ребенок, как и любой другой, должен уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. 

         Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,  самопознанию. За счет сокращения числа предметов изучаемых школьником в старших классах, у  учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

        Необходимо, чтобы учебный материал, применяемый педагогами  школы в работе с одаренными детьми,  был научным, имел междисциплинарный контекст, практическую направленность, расширенный объем, соответствовал разнообразию интересов учащихся,  имел дискуссионное содержание.

        Для выявления и развития одаренных детей очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. 

        Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.

        Стандартами предусмотрена возможность разработки индивидуальных  учебных планов  для развития одарённых детей. Индивидуальные планы могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей. 

        Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Обучающиеся,  моделируя свою образовательную траекторию, могут использовать для своего образования базу общеобразовательного учреждения, а также других учреждений, в том числе отдаленных территориально, используя возможности дистанционного обучения. 

        Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой наставника (тьютора). Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации.

        Федеральные государственные образовательные стандарты не расходятся с принципами в работе с одаренными школьниками. К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

-принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

        ФГОС не противоречат, а, наоборот, расширяют возможности использования основных подходов к разработке содержания учебных программ для обучения одаренных школьников.  К основным подходам относятся:

1.    Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных  детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Позитивным примером такого обучения  могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2.    Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Обучение одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин 

3.    Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. 

4.    Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

        Обогащение и проблематизация являются наиболее перспективными подходами, позволяющими максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

В то же время всегда необходимо помнить три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:

1. развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;

2. для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);

3. деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

3.1 Выявление одаренных детей

           Определим что означает  понятие  «одаренность»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

По оценкам экспертов только 2-5% детей обладают особыми интеллектуальными и творческими способностями, IQ (коэффициент интеллектуальности) которых равен 125 единицам. Особо одаренные дети развиваются по-разному, однако большинство их (не менее85%) опережают своих сверстников и потому их часто называют «вундеркиндами» (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что часто этот дар «пропадает» с годами. Действительно, лишь очень небольшая часть бывших «вундеркиндов» реализует свои способности в профессиональной деятельности. В литературе приводится печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей, в лучшем случае их число не превышает 2-3 %.

Так например, около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети.

Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети.

Одаренных детей можно выявить с помощью «успеха»: конкурсов, тестов, оригинальных вопросов, предметных олимпиад, нестандартных задач, индивидуальных бесед.

Как искать?

Визуальный этап

Глаза – зеркало души человека. Если вы в них увидите интерес, понимание, то вам обеспечена доза наркотика, называемого «учительским адреналином». Увидели – не упускайте, работайте с таким ребенком и, возможно, вы нашли новую «звездочку»

Вербальный этап

Разговаривайте с ними побольше, заинтересуйте их. Дайте им задачу и поощряйте малейшие успехи. Хвалите их за успехи перед родителями и учителями.

Бросьте им вызов

Любой талантливый ребенок очень честолюбив. Он мечтает в чем-то быть лучше, чем другие. Сыграйте на его честолюбии. Действительно ли он способен дать фору остальным в информатике или же это просто ничем не обоснованные претензии.

Рассматривайте проблемы  с разных сторон

Давайте разные нестандартные задачи. Ни в коем случае не забейте потенциально талантливых детей механическими заданиями репродуктивного характера. Ищите тех, кто очень быстро справляется и тех, кто способен дать не шаблонное решение (даже если оно рождалось долго). Такие ученики способны при правильной организации их деятельности выигрывать предметные олимпиады.

3.2 Модель работы с одаренными детьми

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг,

хорошо наполненный.

М. Монтень

Основная цель при работе с одаренными (и не только одаренными) детьми – превратить задатки в способности. Добиться этого возможно только при наличии положительных эмоций обучающегося.

(Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать).

Модель работы с одаренным ребенком

http://4.bp.blogspot.com/-k9OS0a-z-J8/TuNc2MdV5OI/AAAAAAAAAAM/0WdhjHH-As8/s400/%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C.JPG

Первоначально создается положительно заряженное ядро (ученики и учитель), которое вовлекается в познавательную деятельность. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

В нашей педагогической практике прослеживается тенденция направленная на освоение учащимися не только конкретных знаний о явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, но и овладение умениями проводить наблюдения над природными явлениями, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели.

3.3 Идеи обучения одаренных детей

-  каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;

-  знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;

-  учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);

-  учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);

-  развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;

 - учет индивидуальных психических особенностей учеников;

 -  создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.

На уроках развиваются  следующие практические умения:

 - работа с книгой; справочником

 - написание проекта;

 - проведение наблюдений;

 - составление задач;

 - моделирование;

 - выдвижение гипотез;

 - постановка эксперимента;

- разработка учебных пособий, приборов;

- проведение домашнего эксперимента;

- работа в интернете;

- разработка презентаций.

Ожидаемые результаты проекта

1. Создание системы выявления, развития и поддержки одарённых детей.

2. Формирование информационных банков данных о талантливых и одарённых детях.

3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в области физики.

4. Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

5. Увеличение количества одарённых детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях.

6. Увеличение числа детей удовлетворённых своей деятельностью.

7. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

8. Повышение уровня квалификации педагогов школы, участвующих в работе с одарёнными учащимися.

9. Внедрение новых образовательных технологий.

10. Расширение и систематизация методов работы с семьёй одарённых детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одарённого ребёнка.

Результаты – продукты: модель сопровождения одарённых детей в процессе обучения физике, методические рекомендации и памятки для учителей и родителей.

Результаты – эффекты:

  • осознание учащимися многополярности образовательной среды;
  • рост личностных качеств и учебно-организационных умений  учащихся (самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательной мотивированной);
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий,
  • приобретение детьми опыта самостоятельного выбора, исследовательской деятельности, оценки и самооценки полученного  результата;
  • обеспечение качества знаний – не менее 80%, успеваемости – 100%.

Прогноз возможных негативных последствий реализации

проекта  и план компенсирующих мероприятий

При реализации данного проекта можно столкнуться с рядом негативных последствий:

Прогнозируемые риски

Компенсирующие мероприятия

1. Возрастание учебной нагрузки учащихся при реализации проектов.

1. Разработка плана школьного образовательного процесса с учётом валеологических основ.

2. Низкий уровень мотивации учащихся

1. Создание ситуации успешности для школьников, участвующих в проекте, использование различных видов стимулирования их деятельности; широкая популяризация достигнутых позитивных результатов и общественная оценка труда.

3. Значительные затраты времени у учащихся.

3. Эффективное планирование, организация, мониторинг успешности и оптимальный уровень эмоционально-физических затрат. Корректировка в связи с полученными в ходе мониторинга результатами процессов, определённых программой развития.

4. Дефицит учебно-методических пособий.

4. Ресурсы интернет-пространства.

5. Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки.

5. Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов.

6. Отсутствие достаточного финансирования.

6. Привлечение средств из фондов школы,  спонсоров, социальных партнеров.

7. Физические и психологические перегрузки, испытываемые участниками проекта, негативно воздействующие на эмоционально-психологический климат в школьной образовательной среде.

7. Спланированное системное психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта.

Система мониторинга текущих и итоговых результатов  проекта

Критерии оценки ожидаемых результатов:

1. Количественный и качественный рост одарённых детей по физике.

2. Рост призовых мест в муниципальных и республиканских предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

3. Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

Диагностический инструментарий:

1. Интеллектуальные тесты и творческие задания для выявления одарённых детей.

2. Исследование уровня мотивации одарённых детей к учебной деятельности.

3. Проведение олимпиад и интеллектуальных конкурсов, участие в исследовательской деятельности.

4. Ведение мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

Организация контроля исполнения проекта

Координацию работы и контроль за исполнением проекта осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе путём:

  1. Включения в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
  2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся.
  3. Проведение школьных конференций, конкурсов.

Заключение

Из вышесказанного следует,  что выявление одаренных детей по физике должно начинаться уже на первой ступени основной школы на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов.


 Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

  1.  Образовательный стандарт основного общего образования по физике
  2. Национальная  образовательная  инициатива «Наша новая школа»

+

Интернет , печатные издания

В течение года

Материально-технические:

  1. Кабинет физики
  2. Лаборатория  кабинета физики
  3. Компьютерный класс
  4. Компьютер
  5. Интерактивная доска,
  6.  МФУ
  7. Высокоскоростной интернет
  8. ЦОР: Учебное электронное издание “Физика”, Электронный учебник “Живая физика”, Полный интерактивный курс физики “Открытая физика”, Электронное пособие “Сдаем Единый государственный экзамен”

+

ОУ

 Интернет

В течение года

Кадровые:

  1. Учитель физики
  2. Лаборант

+

ОУ

В течение года

Научно-методические:

Методическая литература , учебники, предметные журналы, дополнительная литература для учащихся по физике, рабочие  тетради, раздаточные материалы

+

+

ОУ

 Интернет  

Печатные издания

В течение года

Информационные:

  1. Обсуждение ожидаемых результатов с учителями района
  2. Выступления на республиканских, районных семинарах
  3. Печатные работы в СМИ
  4. Образовательные интернет-ресурсы
  5. Курсы повышения квалификации
  6. Сетевые сообщества учителей физики

+

ОУ

Интернет

В течение года

Мотивационные:

  1. Повышение профессиональной квалификации учителя
  2. Повышения уровня знаний и умений учащихся
  3. Повышение уровня интереса учащихся к предмету физики

+

ОУ

Интернет

В течение года

Организационные:

Создание рабочей группы по отработке данного проекта

+

ОУ

В течение года

Перспективы дальнейшего развития проекта

Полученную  модель сопровождения одарённых детей в процессе обучения физике можно использовать на всех ступенях обучения и применять её в общешкольном масштабе.


Литература

  1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования.- М.: Гардарика, 2008. – 368 с.        
  2.     Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 272 с                        
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009. - 318 с.
  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. - М: Велби, 2007. - 480 с.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007. - 231 с.

Интернет источники:

• http://mimc.org.ru/2011-02-10-05-56-03 - ФГОС в основной школе.

• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/518- Башева Е.И. «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними». 

• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/521- Сергеенкова Г.П. «Комплексный системный проект «Одарённые дети».

• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/525- Гришина М.В. «Диагностические аспекты предметной одарённости».

• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/528- Пичугина В.А «Научно - исследовательская деятельность как способ развития одарённости в условиях внеурочного образования».

 • http://mimc.org.ru/docs/doc_download/531 - Тотмина Н.В. «Подготовка к олимпиадам как условие развития одаренности».  

•http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,48076/Itemid,118/ -     Осипова Л. В., « Работа со способными и одаренными детьми по новому ФГОС».

Приложение 1

Памятка по организации учебной работы, направленной на развитие творческого начала учащихся

  • Систематически применяй задания, требующие выдумки, фантазии, воображения.
  • Помни, что самостоятельная систематизация, схематизация, составление опорных конспектов - тоже творчество. Творчество на уроке может быть не только в содержании, но и в форме подачи и закрепления знаний - именно это позволяет составлять кроссворды, чайнворды, опорные сигналы и т.п., считать их средством творческого развития.
  • Применяй на уроках ролевые игры, но помни, что они учат прежде всего не интеллектуальному творчеству, а творческому поведению. Перевод учебного материала из одной формы в другую - понятие в образ, слово в рисунок, рисунок в движение и т.п. - тоже творчество.
  • Не "загоняй" учеников в творчество, создавай ситуации, позволяющие ребятам выполнять или не выполнять творческие задания (необязательные), выбирать.
  • Не забывай, что творчеству учат. Учи творчеству, используя для этого идеи и приёмы ТРИЗ, школы "Эйдос", другие тренинги развития воображения.
  • В творческих заданиях оценивай не только результат - знание, но и результат - оригинальность.

Приложение 2

Психологическая памятка для учителя в работе с одаренными детьми.

1. Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

2. У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

3. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.

4. Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.

5. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.

6. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

7. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

8. Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

9. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть как школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

10. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".

Приложение 3

Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка:

1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

2. Оценивайте уровень развития ребенка.

3. Избегайте длинных объяснений или бесед.

4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы учителя с детьми с ярко выраженными способностями к изучению физики

Слайд 2

«В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» Г.В. Плеханов

Слайд 3

Какой он- «одаренный ребенок»? Одарен, или нет? Как определить «одаренность»? Что за ней скрывается? «Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии». К.К. Платонов.

Слайд 4

Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети. Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети. Одаренность—конечно дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность—это огонь, Не гаси, поддержи его, слышишь. Одаренность—пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный—философ и шут, В общем, трудный еще ребенок.

Слайд 5

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Слайд 7

Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения ( школы с углубленным изучением отдельных предметов) Обогащение обучения ( научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.) Проблематизация обучения ( использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

Слайд 8

Формы и методы организации работы с одаренными детьми Организация работы творческих лабораторий и клубов для одаренных детей по предметам; Элективные и специальные курсы Занятия в профильных классах Индивидуальная работа с интеллектуально и творчески одаренными детьми Интеллектуальные марафоны Участие в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных играх различного уровня; Предметные недели (декады). Развитие системы дополнительного образования: кружки, секции, объединения. Ученические научно-практические конференции Организация и работа профильных классов

Слайд 9

Модель работы с одаренным ребенком

Слайд 10

Основой взаимоотношений между родителями и школой должно стать сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя с детьми с ярко выраженными способностями к математике

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся. К большому сожалению, далеко не каждый ребенок может реа...

ПРОЕКТ «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики»

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения, что связано с различными факторами. Специалисты отмечают, что не...

Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики

В этой работе приведены рекомендации для повышения работоспособности  слабоуспевающих детей и предложены формы работы с ними на уроке....

Проектная работа «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»».

Новая жизнь требует новых знаний: люди должны уметь применять математические знания в различных областях: оплачивать коммунальные услуги, выбирать выгодные условия кредитования, понимать, как ра...