Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики
проект по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
Высокогорский муниципальный район МБОУ Айбашская СОШ
Республики Татарстан
ПРОЕКТ
«Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики»
Проект выполнила
Сафиуллина Наиля Мансуровна, Учитель математики первой квалификационной категории МБОУ Айбашская СОШ Высокогорского района РТ |
Айбаш 2016 год
Содержание
Введение.
- Введение
- Постановка проблемы …………………………………………..…..… 3
- Цель проекта ……………………………………………………..…..… 3
- Задачи проекта ……………………………………………….……...… 3
- Проектный продукт…………………………………………….………. 4
- Целевая группа проекта ……………………………………………..... 4
- Срок реализации …………………………………………………...….. 4
- Место реализации ………………………………………………...…....4
- Этапы реализации ………………………………………………………4
1.9 Ожидаемые результаты: …………………………………………………………………4
1.10 План мероприятий по реализации проекта…………………………4
2. Основная часть . Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики.
2.1 Психолого-теоретические аспекты проекта……………………………….6
2.2. Понятие школьной неуспеваемости……………………………………7
2.3 Признаки понятия «неуспеваемость»………………………………………7
2.4 Диагностика и коррекция специфического отставания, или как помочь отстающему ребенку по математике …………………………………………….9
2.5 Дифференцированный подход к обучению………………………………12
2.6 Профилактика возможных ошибок………………………………………14
3.Реализация проекта. Заключение.
3.1 Предполагаемые продукты:……………………………………………….. 22
3.2 Обобщение личного опыта по проблеме……………………………………22
3.3 Конспект урока……………………………………………………………… 26
3.4 Картотека методического и дидактического материала по темам программы математики, изучаемым в шестом классе…………………………………….. 30
Список используемой литературы…………………………………………… 3
Введение
1.1 Постановка проблемы:
В основе ФГОС лежит системно-деятельной подход, который требует:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-активную учебно- познавательную деятельность учащихся;
-построения образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Показателем работы учителя являются результаты ОГЭ и ЕГЭ. Если при традиционной сдаче экзамена по математике учитель учитывал способности ученика, мог просмотреть на экзамене черновую работу, указать на ошибки для того, чтобы ученик мог еще раз обдумать решение того или иного задания, то при сдаче ОГЭ и ЕГЭ ученик может рассчитывать только на себя.
В связи с этим учителю следует пересмотреть свою работу, внести коррективы, искать дополнительные резервы для повышения интереса школьников к предмету, к отработке основных математических умений и навыков, и для подготовки учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому темой проектной работы является: «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики».
1.2 Цель проекта
Разработать систему работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»
1.3 Задачи проекта
1. Раскрыть понятие школьной неуспеваемости;
2.Выявить причины неуспеваемости (отставания в обучении) учащихся;
3.Дать психологическую характеристику неуспевающим школьникам, охарактеризовать их типы;
4. Выявить систему и способы работы учителя по оказанию помощи детям, испытывающим стойкие затруднения в процессе изучения математике;
5.Внедрить в свою работу разработанные рекомендации по повышению качества знаний отстающих в обучении учащихся.
1.4 Проектный продукт
1.Обобщение личного опыта по данной проблеме.
2.Подробный конспект одного урока.
3.Картотека методико-дидактического материала для 6-го класса.
1.5 Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики;
- Повышение качества знаний учащихся по математике;
- Развитие творческих способностей учащихся.
1.10 План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Проведение педсовета на тему «Школьная неуспеваемость: причины возникновения и способы преодоления | школы | Вначале учебного года | Директора ,завучи |
2 | Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | Средние иосновные школы | Руководители ШМО | |
3 | Формирование банка данных отстающих учащихся по школе и по классам (для составления индивидуальной работы) | Средние иосновные школы | Классные руководители ,учителя | |
4 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, встречи с года.отдельными родителями, в ходе беседы с самим ребенком, анкетирование. | Средние иосновные школы | В течение учебного года. | Зам директора по УВР Учителя Кл.руководители |
5 | Проведение родительского собрания на тему «Пути повышения мотивации обучения учащихся» | Средние иосновные школы | Зам директора по УВР Учителя Кл.руководители | |
6 | Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Средние иосновные школы | Учителя Кл.руководители | |
7 | Вести тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | Средние иосновные школы | В течение учебного года. | Учителя -предмедники |
8 | Вести индивидуальный контроль выполнения домашних заданий учащимися | Средние иосновные школы | В течение учебного года. | Актив класса, Кл.руководители |
9 | Работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование | Средние иосновные школы | Учителя –предмедники, Кл.руководители |
2 .Основная часть. Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики.
2.1 Психолого-теоретические аспекты проекта
Вопрос о специфическом отставании школьников по математике не новый, этим занимались многие исследователи, работающие в области обучения математике. Решение теоретических и практических аспектов этой проблемы опирается на работы психологов,дидактов(П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн,Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман,Ю.К.Бабанский, и др.) и методистов (В.М.Монахов, В.А.Далингер, А.А.Столяр, В.И.Крупич и др.).
Теоретические вопросы качества образования разрабатывались И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, Т.И.Шамовой, и другими.
2.2. Понятие школьной неуспеваемости.
Под трудностями в обучении понимается весь комплекс проблем, который возникает у детей при систематическом обучении, и обусловлен он как отклонениями в состоянии здоровья, нарушениями социально-психологической адаптации, так и условиями организации учебного процесса, субъективной
позицией учителя к ребёнку.
Трудности в процессе обучения и адаптации различны по своей природе и проявляются: в школьной неуспеваемости детей; в отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу, недисциплинированности; в невыполнении общественных норм поведения; в конфликтности; в высокой тревожности; в наличии нежелательных качеств личности (лени, лживости,эгоистичности, грубости); в гиперактивности (или пассивности).
В педагогических исследованиях детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала, при формировании общеучебных навыков и умений, используются различные понятия: «отстающий», «слабоуспевающий»,
«медленно обучающийся» и др., но наибольшее распространение получил термин «неуспевающие дети». Особый педагогический интерес всегда
вызывали дети, по каким-либо причинам не вписывающиеся в эти требования.
2.3 Признаки понятия «неуспеваемость»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных: – ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; – самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; – четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; – грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); – быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; – самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
2.4 Диагностика и коррекция специфического отставания, или как помочь отстающему ребенку по математике
Вопрос о специфическом отставании школьников по математике не нов. Кажется, многолетние старания учителей должны были поставить точку в уже решенной задаче, но как только начинается новый учебный год, проблема встает опять. Можно ли помочь начинающим учителям и, конечно, заинтересованным родителям в преодолении “высоких” математических барьеров, так ли сложна программа или сегодняшние дети не готовы к восприятию этой программы? Что надо учитывать при обучении детей математике? Проблеме неуспешности вполне здоровых детей в настоящий момент посвящено много научных книг.
Не секрет, что все дети по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд. И уж если так случилось, что ребенок имеет не самые высокие показатели по этой дисциплине, с чего начать коррекцию?
Для начала всех отстающих необходимо “продиагностировать” (желательно раньше, чем при переходе из “начальной” школы в “среднюю”). Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам: два основных и третий смешанный.
Первый тип: - ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности в области математики. Общими чертами таких детей являются: постоянные отвлечения на уроках, невнимательность, частые нарушения дисциплины, домашним заданиям уделяется очень мало времени, замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время, отсутствует всякое желание заниматься математикой. Вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета.
Основными причинами для низкой интенсивности учебной деятельности являются пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу, пониженный интерес к математике из-за недостатков в методике преподавания учителя, межличностные отношения учитель-ученик, а также недостаточное внимание со стороны родителей.
Комплекс корректировки детей первого типа должен предусматривать ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к занятиям математикой:
1. В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха.
2. При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами, по возможности привлекает его в качестве помощника при использовании наглядных пособий и т. п.
3. В ходе самостоятельных или контрольных работ ученик получает необходимую помощь, причем с постепенным увеличением ее степени. Например, если ученик затрудняется решить задачу, ему указывают на аналогичную, выполненную ранее, затем напоминают основной подход к ее решению и лишь в случае недостаточности такой помощи прямо указывают конкретный путь решения. При этом отмечаются положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым и новым усилиям.
Второй поведенческий тип – учащиеся с низкой эффективностью учебной деятельности: это дети, которые внимательны, старательны на уроках, на решение задач и примеров затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих. Обычно такие дети на урок приходят не подготовленными. Они плохо справляются с устным счетом, не умеют производить элементарные счетные действия.
Причины неуспеваемости таких детей кроются в:
1) несформированности умений и навыков в области математики – как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви, пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни;
2) недостаточности развития способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга или недостатка своевременной родительской внимательности;
3) недостаточности развития способности к обобщению (по тем же причинам, что и в п. 1);
4) низкого уровня развития восприятия и воображения (следствия аналогичные п. 2), ригидность мыслительных действий из-за недостатков в методике преподавания, если данная причина не является результатом поражения коры головного мозга.
Комплекс коррекционных воздействий направлен на формирование приемов анализа и синтеза при решении математических задач. С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над задачей:
1) Внимательно прочитай задачу.
2) Выдели, что дано в задаче и, что необходимо найти.
3) Определи те величины, которые нужны для решения, но числовых значений в условии нет.
4) Разложи задачу на ряд “простых”.
5) Реши ее.
6) Сделай проверку.
Обучение учащихся по указанному алгоритму предполагает формирование у них понятий “величина”, “числовое значение величины”, “составная задача”, “математическое выражение задачи”. С другой стороны, когда ребенок знает, каким должен быть очередной шаг, то это дисциплинирует его мышление, позволяет сконцентрироваться на достижении определенной цели.
Третий тип поведения отстающих учеников сочетает в себе признаки с низкой интенсивностью и низкой эффективностью учебной деятельности. Признаки двух поведенческих типов объединены причинно-следственными связями: и нейрофизиологического, и психологического, и педагогического характера. Причем нарушения и отклонения в развитии личности ребенка имеют здесь более длительную и сложную историю.
Коррекция отставания таких детей должна производиться в специальных классах выравнивания или индивидуально по программам специалистов.
Если класс сформирован без педагогического тестирования для раннего выявления причин, которые в дальнейшем послужат благодатной почвой для отставания ребенка, учителю, работающему в таком классе, придется использовать дифференцированный подход в обучении, что потребует от него больших усилий при подготовке каждого урока, но, несомненно, скажется при достижении положительных результатов в обучении математике.
2.5 Дифференцированный подход к обучению
Реальностью, обусловливающей необходимость дифференцированного обучения математике является объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение
Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников, кому этот предмет дается с трудом или чьи интересы лежат в других областях.
Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на определенных этапах урока.
Так, при введении нового понятия, свойства, алгоритма учителю необходимо работать со всем классом, без деления его на группы.
Но после того, как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной самостоятельной работе.
Задания составляются в двух вариантах:
Вариант 1 предназначается для группы базового уровня, вариант 2 –для группы повышенного уровня.
Вариант 1 содержит большое количество простых тренировочных упражнений с постоянным пошаговым нарастанием трудности. Во 2 варианте преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и применения нестандартных приемов решения.
В каждом варианте упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности.
Однако это возрастание в разных вариантах проходит с разным ускорением.
Вариант 1
Строится таким образом, что переход от одного упражнения к другому связан с небольшим варьированием данных или с незначительными усложнениями формулировки задания.
Такой подход позволяет решить важную дидактическую задачу – предоставить слабым учащимся возможность на каждом шаге преодолевать только одну какую-либо трудность.
Вариант 2
Во 2 варианте сложность заданий возрастает в значительно более высоком темпе.
Это позволяет быстрее пройти начальный этап формирования соответствующего умения и выйти на усложненные комбинированные задания.
В каждый вариант наряду с тренировочными задачами целесообразно включать задачи развивающего характера, решение которых связано с проявлением смекалки, сообразительности
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат.
У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания.
Успех, испытанный в результате преодоления трудностей дает мощный импульс повышению познавательной активности.
2.6 Профилактика возможных ошибок
Одна из главных методических нагрузок индивидуальных домашних заданий состоит в профилактике возможных ошибок и в преодолении уже допущенных.
Для того чтобы индивидуальные задание имело точное « попадание в ошибку» учителю нужно вести учет ошибок.
Её особенность состоит в том, что группа базового уровня и группа повышенного уровня получают задания, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи.
Зачёт считается сданным, если ученик выполнил верно все предложенные ему задачи обязательного уровня.
В противном случае ( если хотя бы задача осталась не решенной), отметка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче. Причем, ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он справился.
Работа составляется в двух-трех вариантах. Каждый из них содержит две части: теоретическую и практическую
Наличие двух частей позволяет учащимися работать в индивидуальном темпе.
Более слабые ученики имеют право обращаться к учителю
Когда учащиеся привыкают работать по зачётной системе, довольно резко меняется стимул учения: над ними не висит страх получения плохой оценки, они начинают учиться, прежде всего потому, что сами этого хотят.
Учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на добывание поставленной цели консультанты-ученики.
В связи с дифференциацией обучения встаёт вопрос об использовании консультантов-учеников.
Здесь, конечно, нельзя впадать в крайность. Их можно использовать нечасто, примерно раз в месяц.
Велика их роль при работе над ошибками после контрольной работы, на уроках закрепления умений и формирования навыков, на практикумах, зачётах.
Итак, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения математике – это необходимое условие для успешного обучения.
Учащихся следует ставить перед посильными трудностями.
Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности, а это одно из важнейших человеческих качеств.
И наоборот, если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал.
Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, неприменимыми, бесполезными.
Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.
Поэтому слабоуспевающим учащимся надо давать посильные для них задания, не выходя за рамки «обязательных результатов обучения» хорошо же успевающим учащимся надо предлагать дополнительные задания, вовлекая их в более углубленное изучение математики.
Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:
1. Жесткий контроль над выполнением всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся
2. Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения)
3. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе
4. Домашнее задание должно содержать дополнительную часть и необязательную
5. Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах
6. Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия
7.Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащиеся с замедленным восприятием
8. Не унижать ученика и постараться самим найти к нему подход
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:
Кого учить? Чему учить? Как учить?
Кого учить? Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся
Особенности неуспевающих учащихся
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
- отсутствие познавательного интереса
- не сформированы элементарные организационные навыки
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
- нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
- дети, в основном, из асоциальных семей
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
Низкий уровень умственного развития.
Причины:
- Педагогическая запущенность.
- Частые заболевания.
- Пропуски занятий.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
- Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
- Учитывать все признаки предмета или явления.
- Видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков.
- Ребенок не умеет учиться:
- работать с текстом;
- выделять главное, существенное;
- не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
- отвлекаемостью;
- подвижностью;
- неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
- с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
- ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
- со сверстниками;
- учителями;
- отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
- Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
- в поддержке
- показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность
- В утомляемости
- Истощаемости
- Медленном темпе работы
Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить?
- Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
- Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.
Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:
- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- “Разрезные” теоремы.
- Перфокарты.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
- “карточки-информаторы”,
- “карточки-с образцами решения”,
- “карточки-конспекты”.
Учитель должен:
- Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
- Стремиться понять и принять каждого ребёнка
- Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять
-разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
- Уметь встать на позиции ученика
- НЕТ насмешливому тону!
- Уметь вести непринуждённый диалог
- Стремиться к внешней занимательности
- Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- Учить работать со словарями и другим справочным материалом
В обучении применять
- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
- Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
- Применять частую смену видов деятельности на уроке
- Многократно проговаривать и закреплять материал урока
- Стремиться к алгоритмизации деятельности
3.Реализация проекта. Заключение.
Заключение.
Таким образом, действия учителя в работе с неуспевающими сводятся к следующему:
- К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем.
- Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих.
- Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
- Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
- Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
- Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.
- Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
- Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
- Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.
Данная работа может быть интересна и полезна учителям, зам директорам по УВР.
Продукт проекта.
.1 Предполагаемые продукты:
- Обобщение личного опыта по данной проблеме.
- Подробный конспект одного урока.
2.2 . Обобщение личного опыта по проблеме.
- Учение это – целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование развития познавательных потребностей.
- Перед изучением основных тем необходимо выявлять сильные и слабые стороны учащихся, подготовленность учащихся к восприятию новой темы.
- Для каждого класса по предмету Математика необходимо завести журнал для анализа контрольных, самостоятельных и домашних работ учащихся, где необходимо вести учет типичных ошибок учащихся.
- После анализа типичных ошибок необходимо разработать индивидуальные задания и задания на устный счет.
- Необходимо также обеспечить активную работу всех учащихся при проверке заданий на устный счет. Один из способов проверки – так называемая «Полоска».
- При изучении наиболее важных тем необходимо использовать подготовительные упражнения, например:
- До изучения темы рациональные дроби, составить перечень вопросов, которые учащиеся должны хорошо знать для сознательного и прочного усвоения нового материала: действия над рациональными числами, приведение подобных слагаемых, разложение на множители, формулы сокращенного умножения и т. д..
- Данный материал, в виде коротких вопросов и упражнений используется на уроках и в домашних заданиях.
- При необходимости с учениками необходимо провести дополнительные занятия и консультации.
- С большими трудностями приходится сталкиваться при решении арифметических примеров с несколькими действиями. Решение примеров у доски может привести к «списыванию»
.При самостоятельном решении учащиеся могут в первых же действиях допустить ошибки, что приведет к неправильному решению или учащиеся будут постоянно отвлекать учителя с просьбой проверки верности решения. Поэтому учителю можно использовать следующий способ контроля: на доске выписать ответы на промежуточные действия в «перепутанном» порядке.
Если учащиеся среди выписанных чисел свой вариант ответа не находят, то они должны обратиться к учителю.
- При решении геометрических задач необходимо пользоваться таблицами и слайдами презентаций, где даны задачи с чертежами различного уровня трудности. При использовании таблиц и слайдов необходимо разделение уровней сложности заданий между учениками согласно их прогнозируемым возможностям.
- Анализ результатов предварительных ОГЭ показывает, что при выполнении первой части отстающие учащиеся не могут придти к правильному ответу из-за незнания правил знаков. Большой интерес к уроку у учащихся вызывают игровые моменты.
Объяснение темы сложение положительных и отрицательных чисел можно проводить при игре в кубики. На гранях демонстрационного кубика изображены красные и черные кружочки, в игре участвуют двое учеников , они по очереди подбрасывают кубик и записывают свои результаты, черные кружочки – отрицательные числа, красные кружочки – положительные числа. Дети быстро понимают, что найти количество черных кружочков нужно путем их сложения. Например: -3 и -4 = -7. Сумма красных и черных кружочков (положительных и отрицательных чисел) зависит от количества каждого из них, т. е. -3+1=-2. В эту игру активно включаются даже самые слабые учащиеся. В дальнейшем при решении примеров, даже если ученики забывают правила, они всегда могут мысленно вернуться к этой игре. Данную игру можно использовать при выведении правила умножения положительного числа на отрицательное.
- Для активизации учащихся на уроке при изучении некоторых тем можно применять карточки-тренажеры: «Проверяй-отвечай». Карточки предназначены для работы в парах. Темы, при изучении которых, можно применять карточки-т ренажеры разнообразны: тригонометрические формулы, формулы сокращенного умножения, действия с десятичными и обыкновенными дробями, действия с положительными и отрицательными числами, формулы приведения, вычисление производных и интегралов и т. д.
- В курсе математики множество правил, определений и теорем. Заинтересованного изучения их можно добиться игрой в «Математические карты». Карты можно составить дифференцированно для учащихся с разными математическими способностями. Описание правил игры:
- Класс разбивается на команды по 3-4 ученика, раздаются карты с заданиями.
- Если команда отвечает верно, то карта считается «битой».
- В случае неверного ответа карта остается в команде.
- Выигрывает та команда, у которой не останется ни одной карты с заданием.
- В пятых и шестых классах рационально проводить математические физкультминутки с использованием различных заданий на вычисление и сообразительность, где ответом может быть «да» или «нет». Если»да» ученики выполнят одно движение, например, встают, если «нет»- другое, например, приседают.
- При изучении тем на действия с десятичными и обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами можно провести следующий вид соревнований:
- Учащиеся разбиваются на 2 команды, при этом на доске вывешивается заранее заготовленный плакат, на котором изображено горка со ступеньками.
- На каждой ступеньке расположен пример, который необходимо решить.
- Победителем считается команда, поднявшаяся первая до самого верха.
- На уроках геометрии можно использовать корточки с чертежами. . Работа происходит в парах, учащиеся устно описывают изображенные фигуры, затем по описанию напарник строит чертеж и сравнивают получившийся результат с правильным ответом.
- При работе приходится часто сталкиваться с тем, что часть учеников бывает «выключена» из учебного процесса. Они не воспринимают объяснения нового материала, не могут выполнять простейшие задания. Для таких учащихся можно использовать обучающие карточки, состоящие из чередования 3-х блоков:
- Опорная формула, выделенная цветом
- Образец применения формулы
- Р. С. – реши сам. Несколько простейших заданий на данную формулу или правило .
- Развивает математическое мышление и математическую речь учащихся выполнение задания на местах – устно, у доски – письменно, с комментированием действий. Ученики, выполняя задания, проговаривают вслух правила, на которые они опираются при решении. Многократное повторение одного и того же приводит к тому, что даже слабые учащиеся запоминают их на слух и применяют их при самостоятельном выполнении соответствующих заданий.
- Для повышения интереса к математике есть необходимость в проведении внеклассных мероприятий: викторин, КВН, счастливый случай, Поле чудес, неделя математики.
- Активизирует учащихся на уроке приемы Сингапурской методики. Например, при обобщающем уроке по теме «Прямоугольные треугольники» класс разбивается на две группы. Группам дается задание вспомнить и записывать все, что знают они по данной теме за определенное время. Дети распределяют обязанности. Выигрывает группа , Вспомнившая большую информацию.
- С 5-го класса ученики заводят общие тетради, где записывают все основные формулы и правила.
Какие бы приемы учебной деятельности не применял учитель на уроках, обучение детей проводится в условиях коллективной учебной работы с классом, в рамках общих задач и содержания обучения:
Все учащиеся должны научиться учиться и овладеть базисными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами.
3.3 Конспект урока.
Тема урока: Сложение положительных и отрицательных чисел.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Место и роль урока: Первый урок по теме.
Цели урока:
- Обучающая: ввести правила сложения положительных и отрицательных чисел, добиться усвоения учащимися правил сложения положительных и отрицательных чисел и умение применять их при вычислении.
- Развивающая: развить познавательный интерес к предмету путем организации игровых заданий, развить логическое мышление, умение рассуждать и делать выводы, развить культуру выражения мыслей в устной и письменной речи.
- Воспитательная: воспитание аккуратности, внимательности, собранности, умения оценивать объективно труд своих товарищей, чувства взаимопомощи.
Средства обучения:
Демонстрационные и игровые кубики, цветной мел, полоски для устного счета, цветные ручки.
Ход урока:
- Организационный момент: «Презирай лень мысли» В. А. Сухомлинский – это девиз нашего урока. Как вы понимаете эти слова? (беседа).
- Устный счет:
- а) |-3,6|+|-0,8|, б)|-4.2|-|-2.9|, в) |-14|+|-17|, г) |-5.7|-|3.5|, д) |3.5|-|-2.2|, е) |-2.4|+|-4.7|
- Из полной бочки отлили сначала 60% всей воды, затем еще 60 л. После этого бочка оказалась пустой. Сколько литров воды было в бочке?
- Сообщение темы урока:
Еще во втором веке до н. э. китайский император Ши Хуан Ди, разгневавшись на ученых, повелел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить. Поэтому содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках. Откуда известно, что китайцы не знали правил сложения отрицательных чисел. Впервые их сформулировали индийские ученые. Вот видите, китайцы не смогли вывести правила сложения отрицательных чисел в свое время. А мы сегодня на уроке постараемся дойти до истины и ответить на вопросы: 1. Как сложить два отрицательных числа? 2. Как сложить отрицательное и положительное число?
- Изучение нового материала:
Правила сложения положительных и отрицательных чисел выведем, играя в кубики, на которых изображены черные и красные кружочки.
Два ученика по очереди подбрасывают кубик. Если выпали черные кружочки, то это проигрышные очки, если выпали красные – выигрышные.
Подбрасываем кубик по 10 раз, далее суммируем очки каждого игрока и выявляем победителя.
Проигрыш – это хорошо или плохо? Значит проигрышные очки записываем отрицательными, а выигрышные – положительными.
С помощью этой игры попробуем вывести правила сложения 2-х чисел с разными знаками (ученики предлагают свои правила).
В дальнейшем учащиеся под диктовку учителя записывают правила в специальных блокнотах цветной пастой и фломастером:
«При сложении двух отрицательных чисел в ответе ставим знак минус и модули складываем (-+-=-).»
«При сложении двух чисел с разными знаками в ответе ставим знак большего модуля и модули вычитаем (++-=?+-)».
Акцентируется внимание учащихся на то что, каждое правило состоит из двух частей – знак, модуль.
Примеры:
- -4,8-6,5
- -5,9+1,7
- -3,5+4,1
Показывается на доске как оформить решение, если невозможно вычислить устно, дети записывают в тетрадях.
- Физкультминутка.
Отвечаем на вопросы. Если да ,то встаем и тянем руки вверх, если нет – приседаем.
Верно ли что:
- 2,5 – десятичная дробь.
- – 7 – натуральное число
- – 5,9 – отрицательное число
- 107,8 – меньше нуля
- Модуль числа всегда положительное число.
- При сложении обыкновенных дробей их нужно приводить к общему знаменателю.
- Закрепление изученного материала. №1045. первый столбик по цепочке – устно. Третий – письменно, у доски и в тетрадях (у доски проговариваются правила). Второй столбик самостоятельно (ответы для самопроверки в переставленном виде на доске)
- Самостоятельная работа в парах по перфокартам. (На двоих одна карточка: Проверяй и отвечай). Дети осуществляют взаимопроверку, взаимооценку и взаимопомощь.
- Рефлекция
- Что нового узнали на уроке.
- Сформулируйте новые правила.
- С какими трудностями столкнулись.
- Домашнее задание:
- №1057 А, 1060 А
- Выучить правила
- Составить 5 примеров на новые правила и решить их в тетрадях.
3.5 Ожидаемый результат:
- повышение уровня подготовки к различным олимпиадам, научно-практическим конференциям, конкурсам.
- повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
- успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ.
Список используемой литературы.
- Стандарты второго поколения. Москва, Просвещение, 2011 г.
- Журналы: «Математика в школе» 1990 г. – 2010 г.
- Интернет сайт: www.1september.ru
- «Внеклассная работа по математике» А. В. Фарков, Москва, 2007 г.
- «Увлечь школьников математикой», Б. А. Хордевский, Москва, 1981 г.
- «Повышение вычислительной культуры учащихся», Москва, 1981 г.
- Совершенствование качества преподавания в республике Татарстан. Преобразование обучения для ХХ1 века.
- УМК Бунимовича «Математика 5-6»
- Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 1977.
- Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика: учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей – СПб, 2009
- Староверова М. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции // Директор школы, 2002, №4
- Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся //Завуч, 1999, №7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя с детьми с ярко выраженными способностями к математике
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся. К большому сожалению, далеко не каждый ребенок может реа...
ПРОЕКТ «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики»
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения, что связано с различными факторами. Специалисты отмечают, что не...
Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики
В этой работе приведены рекомендации для повышения работоспособности слабоуспевающих детей и предложены формы работы с ними на уроке....
Проектная работа «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»».
Новая жизнь требует новых знаний: люди должны уметь применять математические знания в различных областях: оплачивать коммунальные услуги, выбирать выгодные условия кредитования, понимать, как ра...
Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика
В работе описана система работа со слабоупевающими учащимися....
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Проект...
Система работы учителя с детьми с ярко выраженными способностями к изучению физики
Выступление на педсовете...