ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
статья на тему

Урукова Раиса Валерьевна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urukova_logopediya_statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Важной частью работы по устранению общего недоразвития речи у дошкольников является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями. Проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, наглядная информация в родительских уголках, выпуск газеты и др. На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

По заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребенка родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком.

Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:

-  развитие мотивационной основы речевой деятельности;

- расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи:

- развитие диалогической и монологической форм речи.

На каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.

Основные задачи;

  1. Формирование навыка понимания речи.
  2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.
  3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.
  4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.
  5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).
  6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.                                                      

    Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте.

На консультациях и совместных занятиях родителям показывают логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу.

Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.

Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Как же помочь родителям научиться «правильно» указывать на ошибки детей? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец.

Замечания нужно стараться делать на фоне общего одобрения. Если же без порицаний не обойтись, то нужно попробовать выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.

Часто сталкиваясь, с нежеланием ребенка делать что-либо положенное, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что мало эффективен. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка. Можно заставить его механически заучивать задания, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом.

В общении с ребенком нужно избегать слов нет, нельзя, императивных советов, готовых решений, критики выговоров и обвинений. Первый и главный путь – постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его.

Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли », сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас. И чтобы занятия эти были успешными необходимо:

  1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случаю к случаю.
  2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы:

10-15 минут – для детей младшей группы;

15-20 минут – для детей средней группы;

20-30 минут – для детей старшей группы.

  1. К моменту занятий предварительно изучить задание ( не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
  2. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
  3. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.
  4. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравиться заниматься с ним.
  5. Родителям – иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, детей с речевыми нарушениями, условно можно разделить на два блока: просветительский и практический. В презентации коротко описаны основные направления это...

Взаимодействие учителя - логопеда с родителями

Структура работы с родителями...

«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей  является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...

Опыт работы по теме: "Современные методы взаимодействия логопеда и родителей"

Опыт работы с родителями в современных условиях. Задачи и методы взаимодействия в условиях логопункта....

Взаимодействие логопеда с родителями

Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по В.А.Петровскому):1-й этап: «Трансляция родителям положительног...

"Взаимодействие логопеда и родителей в коррекционной работе"

Взаимодействие логопеда и родителей в коррекционной работе...