Взаимодействие логопеда с родителями
консультация
Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по В.А.Петровскому):
1-й этап: «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ns_portal.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие логопеда и семьи в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами.
Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. С каждым годом число детей логопатов увеличивается.
Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор, компьютер, планшет и телефон. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянное взаимодействие ребенка исключительно с техникой оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того, насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители, поэтому повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи. К сожалению, многие родители занимаются с детьми по заданию логопеда очень поверхностно.
Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.
Тетрадь индивидуальных заданий является азбукой обучения ребенка правильной речи. Индивидуализация обеспечивается последовательностью прохождения разделов плана работы и объемом материала в каждом из них. Это дает возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что — только уточнения и повторения.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанционирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будет осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.
Как утверждает Г.В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции».
Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей и поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными: Педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
- Беседы и консультации: направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им казалось необходимым.
- Общие и групповые родительские собрания: родители выступают, в основном, в роли пассивных слушателей.
- Наглядная демонстрация: оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.
Таким образом, традиционные форм работы логопеда с семьей не так эффективны: работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.
Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по В.А.Петровскому):
1-й этап: «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2-й этап: «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап: «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап: «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям
Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:
∙ приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;
∙ помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;
∙ убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
∙ убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Информационное просвещение предполагает знакомство:
∙ с возрастными особенностями становления детской речи;
∙ с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
∙ с методами коррекционно-развивающего воздействия. Обучающее просвещение включает в себя:
∙ обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
∙ привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
∙ формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолевают не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решают многие внутриличностные конфликты и проблемы детей и родителей, благодаря чему создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с особенностями в развитии, формируются детско-родительские отношения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие логопеда и родителей
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, детей с речевыми нарушениями, условно можно разделить на два блока: просветительский и практический. В презентации коротко описаны основные направления это...
Взаимодействие учителя - логопеда с родителями
Структура работы с родителями...
«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...
Медиатека - способ взаимодействия логопеда с родителями
Описание способа взаимодействия...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...
Опыт работы по теме: "Современные методы взаимодействия логопеда и родителей"
Опыт работы с родителями в современных условиях. Задачи и методы взаимодействия в условиях логопункта....
"Взаимодействие логопеда и родителей в коррекционной работе"
Взаимодействие логопеда и родителей в коррекционной работе...