Методические рекомендации по составлению рабочей программы
методическая разработка на тему
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_napisaniya_rabochih_programm.pptx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методические рекомендации по составлению рабочей программы
Обоснование В соответствии с пп.7 п.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения.
Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) Кто составляет Рабочую программу?
Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя.
Что такое Рабочая программа? Рабочая программа - документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
Что такое Авторская программа? Авторская программа ( программа , разработанная одним или группой авторов) - документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения.
Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели)
Рабочая учебная программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении. (по О.Г. Важновой )
К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий.
Что значит составить рабочую учебную программу по предмету? Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью: сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС; сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС; выявить расхождения, зафиксировать их; добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы; перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.
Функции рабочей программы: нормативная информационно-методическая организационно-планирующая
Исходные документы для составления рабочих программ Закон «Об образовании» - http://www.consultant.ru/popular/edu/ ФГОС второго поколения- http :// standart.edu.ru /catalog.aspx?CatalogId=223 Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/ Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533 Авторские программы по выбранной системе
Алгоритм разработки рабочей программы Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента. Провести организацию и структурирование отобранного содержания. Разработать новый календарно-тематический план Определит ь результаты усвоения программы (УУД). Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК. Составить пояснительную записку. Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке. Утвердить рабочую программу.
Структура рабочей программы Титульный лист Пояснительная записка Характеристика учебного предмета Место предмета в учебном плане Содержание учебного предмета Результаты усвоения программы Календарно-тематическое планирование Материально-техническое обеспечение
Структура учебной рабочей программы учителя . пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные ( компетентностные ) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса . Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса
Титульный лист содержит: наименование общеобразовательного учреждения; грифы согласования и утверждения рабочей программы; фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы; название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа; указание класса, параллели, на которой изучается программа; год составления программы.
Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ : Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями . В этом случае необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных изменений, с указанием учебника, учебных пособий, которые используются для реализации данной программы; учебно-тематическое планирование; Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника); Использование авторской программы с внесенными изменениям и. В этом случае необходимы пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, и учебно-тематическое планирование. Авторская программа учителя. Целесообразно для инновационных программ (позволяющих получать качественно новый результат) организовать рецензирование – внутреннюю и внешнюю экспертизу.
Рабочая программа по … (название предмета в соответствии с учебным планом) для … класса разработана на основе Примерной программы основного начального образования по … (название учебного предмета), соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) по … (название предмета), и авторской программы под редакцией… (полные библиографические данные программы). В соответствии с учебным планом школы на 2010-2011 учебный год рабочая программа рассчитана на … (33, 34, 68, 102, 136, 170) часа ( ов ) в год (… час (а) в неделю). Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием (полные данные учебника), утвержденным приказом по школе от 23.04.10 г. № 70 в списке учебников, используемых 2010-2011 учебном году. * Если в авторской программе при сравнении ее с Примерной вы обнаружили отсутствие отдельных разделов, тем, содержательных элементов, вы должны это отразить в пояснительной записке, указав, какие изменения – включения и где вы произвели. Выберите свой вариант записи: «Сопоставление содержания Примерной и авторской программ показало, что в авторской программе отсутствуют отдельные содержательные элементы ФКГОС. В целях полной реализации ФКГОС в рабочую программу за счет резерва времени внесены следующие … (разделы, темы, дидактические единицы):
№ Раздел Дидактические единицы (или темы) Кол-во часов
Или другой вариант: «Сопоставление содержания Примерной и авторской программ показало, что в авторской программе отсутствуют отдельные содержательные элементы ФГОС. В целях реализации ФГОС в рабочую программу при сохранении расчасовки авторской программы в содержание уроков внесены следующие элементы: № урока Тема урока Дополнительное содержание
Тематическое планирование тема Основное содержание Планируемые результаты предметные УУД О языке (4 часа) Зачем человеку язык Язык как средство общения. Лингвистика – наука о языке Осознание роли языка как средства общения и роли коммуникативных умений в жизни человека Личностные: гражданский партиотизм , … Регулятивные: понимать смысл задачи Познавательные: Давать определение понятиям Коммуникативные: владеть устной и письменной речью
Пояснительная записка содержит: нормативную базу преподавания данного учебного предмета Рабочая учебная программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года , примерной основной образовательной программой начального общего образования , разработанной в соответствии с требованиями ФГОС - 2010 года издания и авторской программой по математике для 1-4 классов… цели и задачи данной программы обучения Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся В результате изучения курса … в … классе обучающиеся
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом: учебник (полные библиографические данные) авторская программа (если есть с указанием библиографии) методическое пособие и т.д. Например: (пособия не ранее 2010г.) 1. Литература. 9 кл .: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ авт. – сост. Т.Ф. Курдюмова , Н.А. Демидова и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой . - М.: Дрофа, 2006.
Результаты усвоения программы Личностные результаты Метапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Предметные результаты
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : начальная школа ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация ; самоуважение и самооценка Смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации ; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов
Календарно-тематический план № Тема урока Кол-во ч-ов Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Хар-ка деятельности уч-ся Контрольно-измери - тельные мат-лы Дом.зад . Дата
Рабочая программа это: нормативный документ , определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету; индивидуальный инструмент педагогического работника , которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта; как основной компонент образовательной программы общеобразовательного учреждения является средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
Путь утверждения учебной программы членов педагогического коллектива (учителя) 1.Рассматривается на методическом объединении или на научно-методическом совете (см. Устав). Решение ШМО или НМС оформляется протоколом. Возможно предварительная внешняя экспертиза. (июнь месяц) 2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должно быть отметка о принятии программы ШМО или НМС, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 31 августа. 3. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.
Литература
Успехов в работе!
Интернет-ресурсы http://school22-pr.ucoz.ru/st3.jpg http://www.niro.nnov.ru/?id=4622 http://59428.edusite.ru/images/p51_p1672395.jpg http://e-educ.ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286381709_cover.jpg http://www.stihi.ru/pics/2011/01/20/5193.jpg Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 6, 2011 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ....
Методические рекомендации по составлению рабочих программ
Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....
методические рекомендации по составлению рабочих программ
Данные материалы будут полезны учителям русского языка и литературы при составлении рабочих программ по предметам....
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии...
Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс
Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы.
Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебны...
Методические Рекомендации по составлению рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета – документ образовательного учреждения, который:üРегламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;üУчитывает с...