Формы организации работы по максимальному уменьшению группы риска и повышению тестового балла по истории и обществознанию в ходе подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
материал на тему
Доклад на тему: Формы организации работы по максимальному уменьшению группы риска и повышению тестового балла по истории и обществознанию в ходе подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы организации работы по максимальному уменьшению группы риска и повышению тестового балла по истории и обществознанию в ходе подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Особенности подготовки
Современный уровень подготовки учащихся средних школ по обществознанию довольно часто оказывается предметом обсуждения среди специалистов. Многие считают, что учащихся трудно подготовить к ЕГЭ по обществознанию, потому что в таком виде экзамен не проверяет основных знаний выпускников. Но нужно понять, что ЕГЭ – данность и, следовательно, каждому учителю придется ответить на следующие вопросы: как готовить учеников к его сдаче, менять или нет методику преподавания, как использовать активные приемы современных образовательных технологий?
В современных условиях решить эту проблему качественной подготовки к ОГЭ старыми методами невозможно. Идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.
Анализируя ситуацию прошлых лет, а выпускники 11 классов сдают ЕГЭ по обществознанию ежегодно. Это первый сдаваемый предмет после обязательных русского языка и математики. Можно сделать вывод, что проводиться достаточно большая работа, но вместе с тем полученный результат не всегда соответствует прогнозируемому.
Скорее всего дело в том, что учащиеся излишне уверенны в своих знаниях при выборе предмета обществознание для итоговой аттестации.
Если у учащегося нет интереса к предмету, желания приложить усилия, поработать, то даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену в школе, результат не будет высоким. Одного желания мало, необходим системный подход.
При подготовке к единому экзамену по обществознанию от выпускника требуются умения и навыки по извлечению информации из текста, умение анализировать и делать выводы. Тестовые задания ЕГЭ проверяют именно сформированность умений и навыков, а не просто знание понятий и терминов и т.п. В связи с этим необходима новая система проведения уроков обществознания, способная подготовить выпускника к ЕГЭ.
В первую очередь это проведение мониторингов, которые позволяют выявить учащихся группы риска, выявить пробелы в полученных знаниях (неусвоенный материал) , скоординировать работу, определиться с дополнительными занятиями , обратить внимание на повторение пройденного материала.
Работа с учащимися «группы риска».
Эту работу я провожу с самого начала учебного года. с начала учебного года определила «группу риска»;
- составила план индивидуальной работы с каждым учащимся, график консультаций;
- веду у них учет выполнения домашних работ;
- имеется лист ликвидации пробелов по той или иной теме;
- стараюсь выработать у них навыки работы с тестовыми заданиями;
- научить избегать «слабые» места при выполнении тестов;
- учить учащихся технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа;
- учить обратить внимание на ключевые слова «верно», или «неверно»;
- учить учащихся правильно заполнять бланки ОГЭ.
Работу по подготовке к ЕГЭ лучше начинать с 8-10 класса. Но уже в 5 классе я использую Рабочие тетради по обществознанию, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. Так в рабочих тетрадях много заданий , аналогичных заданиям в ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, что позволяет учащимся отработать алгоритм выполнения задания.
Учащиеся приобретают навык выполнять задания, которые предложены в виде тестирования и различных видов письменной работы. К 9 классу учащиеся уже обладают необходимой тестовой культурой. В 10 классе уже значительная часть учащихся определяется с выбором предметов необходимых для итоговой аттестации. На протяжении 10 класса продуктивнее всего использовать задания ЕГЭ в различных формах, в том числе использовать текущее повторение. Главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения.
В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания на сравнение сходных процессов, явлений; классификацию социальных объектов; установление соответствия двух рядов информации; на поиск недостающего звена для подкрепления нужного вывода и т.п. Примеры подобных заданий можно найти в публикациях открытых материалов ЕГЭ, ОГЭ ( демоверсия).
Специальных усилий требует работа по формированию ведущих понятий курса. В особую группу уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность. В практике преподавания хорошо зарекомендовал себя прием анализа понятий в «связках» (природа – общество, культура – общество, природа – культура, общество – цивилизация и т.п.).
Отдельные уроки могут проводиться в форме занятий-практикумов, занятий лабораторного типа. В ходе занятий-практикумов учащиеся с опорой на учебник, на объяснение учителя, с привлечением материалом СМИ выполняют разнообразные познавательные задания, включая и такую их разновидность, как задание-задача.
Особо стоит обратить внимание на следующие аспекты:
1. Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.
2. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
4. При решении тестов не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.
5.Существует также ещё одна особенность ЕГЭ по обществознанию - необходимость написания эссе. Методика написания эссе есть во многих методических пособиях. Мне больше нравится тетрадь – тренажер «Учимся писать мини- сочинение» Чернышевой О.А.
Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий.
Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать.
С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.
Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда.
Таким образом:
Наилучший способ подготовки к любой аттестации, в какой бы форме она ни проводилась, это упорный труд на протяжении всего процесса обучения. С первых этапов нацеливаю школьников на то, что подготовка к итоговой аттестации - это тяжелый, сложный труд, где нет случайностей. Выпускникам необходимо осознать, понять, что результат будет только тогда, когда будут устранены все отвлекающие факторы. Не нужно надеяться на случайную удачу в виде легкого варианта, возможностью воспользоваться телефоном или ещё чем-то другим. Необходимо много работать.
Человек достигнет результата, только делая что-то сам...
(Александр Пятигорский, русский философ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»
Цель программы:- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;- способств...
Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)
В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя истории и обществознания
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя истории и обществознания...
Формы и методы повышения качества образования по истории и обществознанию
Формы и методы повышения качества образования по истории и обществознанию...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства используемые в учебном процессе Дреминой Екатериной Владимировной, учителем истории, обществознания МОУ «Татауровская СОШ» Прибайкальского района республики Бурятия.
материал представлен в рамках реализации ИОМ...
Формы организации работы учителя гимназии в условиях ФГОС. Подготовка к введению третьего поколения. Из опыта работы.
В статье представлен опыт работы методической учителя по подготовке к введению ФГОС третьего поколения в гимназии....
«НАСТАВНИЧЕСТВО В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ» (из опыта работы)
Введение.Основная часть:Что я узнала о наставничестве на курсах «Кружкового движения» НТИ? 1...