Формы и методы повышения качества образования по истории и обществознанию
статья по истории на тему

Филина Вера Николаевна

Формы и методы повышения качества образования по истории и обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы повышения качества образования

           по истории и обществознанию.

Конечно эта тема уже неоднократно рассматривалась нами на наших заседаниях  и я не скажу  ничего  нового. Эти методы вы все успешно применяете , просто может быть сейчас у нас появилось больше возможностей использовать интернет ,компьютер и интерактивные доски.

Хотя я по- прежнему убеждена , что эмоциональный рассказ учителя с указкой у карты не может заменить никакой компьютер.

 Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Каждый ищет её решения по-своему.  Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход  признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.

 Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на , те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

Образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

  1. Генетические факторы. 
  2. Социально-экономические факторы.
  3. Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом учащихся к учебному предмету.

Общие показатели успешного обучения:

  1. Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
  2. Интерес к обучению.
  3. Бесстрессовое обучение.
  4. Стабильность здоровья учащихся.
  5. Удовлетворённость учителя своей работой.

Я работаю в 10-ой школе, и тот, кто был в ней после ремонта , видел , что в каждом классе у нас теперь есть и компьютеры и проекторы ,а в начальной школе у всех интерактивные доски .Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Главными образовательными технологиями на сегодня являются :

1.Проектные методы обучения.

2. «Дебаты».  

3.Коллективное обучение

4.Работа в группах.

 Основные методические инновации связаны с применением  интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

     Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

    В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.

   Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий:

  • резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;

  Компьютер на уроке способствует повышению интереса учащихся к предметам, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, даёт возможность разнообразить форму урока, возрастает возможность организовать проектную деятельность учащихся и т.д.

      Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную и групповую.  Результаты выполненных проектов должны быть материальны ( презентации, видеофильм, различные виды публикаций, и т.д.).

В последние годы увлечение проектной работой стало всеобщим. Если раньше дети печатали доклады и рефераты, то теперь они все создают презентации. Иногда даже нет времени просмотреть их все на уроке , выбираются лучшие.

Работа в группах.

Эта форма познавательной активности школьников  эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания учащихся и эффективна при использовании  на уроках всех типов.

Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Учитель становится координатором, консультантом, советчиком, наблюдает за работой команд. Использование метода группового обучения на уроках обществознания весьма эффективно.

Игра. Следующий интерактивный метод, используемый  на уроках – это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах урока, в основном это в 5-6-х классах. Они предполагают активное творчество учащихся. Во время игры можно побывать и в гостях у простого египтянина и у вельможи (5 кл) , и на рыцарском турнире (6 кл). Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а в игре победителем часто оказывается тот, «у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации.

Мозговой штурм. Для разрешения проблемных задач и вопросов может быть использован такой прием, как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Организация такой деятельности должна основываться на определенных правилах: на обдумывание решений конкретной проблемы выделяется маленький промежуток времени, не более 2 минут; предлагаемые способы разрешения ситуации нельзя критиковать, оценивать; отбираются и анализируются наиболее подходящие решения. Данный прием, познавательную самостоятельную активность делает максимальной.

 

Дискуссия. Другой формой обучения, которая может развивать умение логично, доказательно отстаивать свою точку зрения является дискуссия. Эта форма применяется в основном в старших классах, где дети уже могут вести дискуссию. Дискуссия – это беседа, организуемая учителем, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения.

Например, для чего люди идут во власть, для своего благополучия или для защиты интересов людей? Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свою позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрения.  Элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта, у наших учащихся развито еще слабо. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. 

 Школа была и остаётся обучающим учреждением. От уровня подготовки человека зависит  его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

План1.Потребность общества в качественном образовании.2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.3.Отличительные признаки и методические требования к современному уро...

Методы повышения качества образования в условиях ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы с презентацией....

Формы и методы работы, способствующие повышению качества образования

Рассматриваются педагогические технологии, методы обучения и типы уроков....

Online – физкультура – основной метод повышения качества образования в период дистанционного обучения

Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений как совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования, так и один из факторов повышения качест...

«Совершенствование форм и методов обучения, способствующих повышению качества образования»

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...

Доклад "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"

Доклад для педсовета "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"...

«Практико-ориентированный подход, как метод повышения качества образования при обучении физики»

Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как средства познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного...