Индивидуальный план профессионального развития
учебно-методический материал на тему
Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_prof_razvitiya.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Матюшинская СОШ» Верхнеуслонского района
Индивидуальный план профессионального развития учителя
русского языка и литературы Саматовой Дании Вахидовны
на 2018-2023 годы
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы.
Общий стаж: 36 лет
Педагогический стаж: 36 лет
Квалификационная категория, дата присвоения: первая, декабрь 2013 г.
Курсы повышения квалификации: по программе дополнительного профессионального образования для учителей русского языка и литературы. «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС», 108 часов, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации работников образования Института психологии и образования
Тема самообразования педагога: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».
Суть процесса самообразования
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. К этим источникам знаний относятся: курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет, видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Познавательная деятельность (постоянная работа с информацией). Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и другие.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес к учебной деятельности.
I. Тема работы методического объединения учителей русского языка и литературы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителей гуманитарного цикла в условиях обновления содержания образования.
Задачи:
1.Совершенствование педагогической компетенции учителей : «Педагогические технологии, соответствующие инновационному обучению в условиях ФГОС ООО» через самообразование, участие в работе творческих мастерских, использование современных информационных технологий, внедрение дистанционных методов обучения.
2.Развитие системы проектирования в предметном и метапредметном пространстве школы через урочную и внеурочную деятельность.
3.Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей по теме « Современный урок как фактор формирования положительной мотивации к обучению в условиях ФГОС".
4.Развитие содержания образования, интеграция основного и дополнительного образования.
5.Совершенствование технологий и методов работы с одаренными детьми.
6. Подготовить учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как форме итоговой аттестации учащихся.
II. Тема по самообразованию:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».
Аттестация: 2018 год.
Категория (планируемая категория после аттестации – первая)
Цель:
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности учителя; совершенствование работы с одаренными детьми и наиболее подготовленными учащимися через конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции; уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе; обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла; через работу по самообразованию - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными методами преподавания русского языка и литературы учителей города и республики;
- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания русского языка и литературы;
-разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.
- изучить психологические и возрастные особенности школьников
Предполагаемые результаты:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
-формирование УУД учащихся на уроках русского языка и литературы;
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков с применением информационных технологий,
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- повышение качества преподавания предмета;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Основные направления самообразования:
- профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- психолого - педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
- охрана здоровья,
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- эстетическое (гуманитарное).
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.
Пояснительная записка
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы.
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1.Изучить литературу по данной проблеме.
2. План работы по самообразованию:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностные механизмы профессионального развития. Организация рефлексии как условие подготовки к профессиональной деятельности. Система социальных коммуникаций образовательной организации как условие становления молодого специалиста.
Эссе о проблемах учителя в школе, особенно - молодого специалиста...
Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период
Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...
Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...
Профессиональная рефлексия как элемент самоактуализации и стимул профессионального развития педагога
Аналитическая статья-размышление об особенностях профессиональной педагогической рефлексии и рассмотрения её в качестве инструмента профессионального роста.Подлинно профессиональное развитие нем...