Проектирование современного урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
методическая разработка на тему
в чем же новизна современного урока биологии в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстриро-вать ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни зна-ний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полез-ной информации и навыки её применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результата-ми понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти зна-ния в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo1.docx | 78.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением отдельных предметов
Щёлковского муниципального района Московской области
Выступление на методическом объединении
Проектирование современного урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Подготовила: Попова А.О.
- чем же новизна современного урока биологии в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего,
усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстриро-вать ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни зна-ний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полез-ной информации и навыки её применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результата-ми понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти зна-ния в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предпри-имчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономи-
ческое процветание.
Важнейшей задачей каждого учителя биологии при реализации ФГОС
- является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода.
- условиях введения ФГОС ООО учителя биологии должны пересмот-
реть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечи-вал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Позиции | Традиционная деятельность | Деятельность учителя, работающего | |||||
по ФГОС | |||||||
Подготовка | к | Жёстко | структурированный | Сценарный план урока, на 30-60 % | |||
уроку | конспект урока, 0 % свободы | предоставляющий свободу учителю. При | |||||
учителя. При подготовке к | подготовке использует методические ре- | ||||||
уроку учитель использует ме- | комендации, учебник, Internet-ресурсы, | ||||||
тодические рекомендации | и | материалы коллег, происходит обмен | |||||
учебник | конспектами | ||||||
Основные этапы | Основное время урока отво- | Объяснение занимает 20-30 % урока; за- | |||||
урока | дилось | этапу объяснения | и | крепление 5-10 % урока; остальное время | |||
закрепления (80 % - говорение | - самостоятельная деятельность | ||||||
учителя) | |||||||
Главная | цель | Успеть выполнить то, что за- | Организовать деятельность детей по: | ||||
учителя на уро- | планировано на урок | ∙ | поиску, обработке информации; | ||||
ке | ∙ | обобщению способов деятельно- | |||||
сти; | |||||||
∙ | постановке учебной задачи… | ||||||
Деятельность | Реши, спиши, сравни, найди, | Проанализируйте, докажите (объясните), | |||||
учащихся | опре- | выпиши, выполни… | сравните, выразите символом, создайте | ||||
деляется | через | 93 % - репродуктивные зада- | схему или модель, продолжите, обобщи- | ||||
формулирование | ния; | те (сделайте вывод), выберите решение | |||||
заданий | 7 % - исследуй (чаще для | или способ решения, исследуйте, оцени- | |||||
сильных учащихся) | те, измените, придумайте |
Сегодня уроки биологии должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:
- Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
- Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
- Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
- Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
- Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
- Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в обра-зовательном процессе выделялись уроки:
∙ изучения (объяснения) нового материала,
∙ закрепления знаний и формирования умений и навыков,
∙ повторительно-обобщающего характера,
∙ коррекции знаний, умений и навыков,
∙ комбинированный,
∙ контроля знаний, умений и навыков,
то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:
- «открытия» нового знания;
Выделяют 2 цели:
а) Деятельностная: работают на метапредметный результат. Формирование у обучающихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
б) Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё но-вых элементов.
- отработки умений и рефлексии;
а) Деятельностная цель: формирование способностей к рефлексии коррекцион-но-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование соб-ственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирова-ние регулятивных УУД.
б) Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов дей-ствий, понятий, алгоритмов.
- построения системы знаний (общеметодологической направленности);
а) Деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и спо-собностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного со-держания.
б) Содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявле-ние теоретических основ развития содержательно-методических линий.
Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребёнка, а каких ещё не хватает.
- развивающего контроля;
а) Деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению кон-трольной функции.
б) Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алго-ритмов.
- урок — исследования (урок творчества).
а) Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
б) Содержательная цель: проведение эксперимента, наблюдений, чтение лите-ратуры, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребёнка.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразу-мевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе
Структура урока изучения нового матери- | Структура урока «открытия» нового зна- | ||
ала | ния | ||
1) | Организационный этап. | 1) | этап мотивации (самоопределения) к учеб- |
2) | Сообщение темы, постановка цели и задач | ной деятельности; | |
урока. | 2) | этап актуализации и пробного учебного | |
3) | Проверка домашнего задания, воспроизве- | действия; | |
дение и коррекция опорных знаний учащихся | 3) | этап выявления места и причины затруд- | |
(по необходимости). | нения; | ||
4) | Актуализация знаний. | 4) | этап построения проекта выхода из за- |
5) | Введение новых знаний. | труднения; | |
6) | Воспроизведение знаний и овладение | 5) | этап реализации построенного проекта; |
учащимися способами деятельности. | 6) | этап первичного закрепления с проговари- | |
7) | Оперирование знаниями в новых ситуаци- | ванием во внешней речи; | |
ях. | 7) | этап самостоятельной работы с самопро- | |
8) | Обобщение и систематизация знаний. | веркой по эталону; | |
9) | Контроль усвоения, обсуждение допущен- | 8) | этап включения в систему знаний и повто- |
ных ошибок и их коррекция. | рения; | ||
10) Определение и разъяснение домашнего | 9) | этап рефлексии учебной деятельноти на | |
задания. | уроке. |
Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока:
- Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности вы-
полнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в дея-
тельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности
(«надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). Существует несколько приёмов мотивации:
- Парадоксальные факты
- Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого челове-
ка?
- Картофель имеет красивые цветки - белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?
- Создание проблемной ситуации
- В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на гори-
зонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому несколько пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась. А при реше-нии сложной математической задачи опустится другой конец. Почему?
- В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обна-
ружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если ра-ботают мышцы другой руки. Как объяснить это явление?
- Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?
- Использование художественной литературы
- Оцените правдоподобность следующего утверждения Б. Заходера: «Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, бревна, буду-
ары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле), ел и зелень, и извёстку, ел изделия из воску, ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины, несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки, телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты, храмы (церкви), цирки,
чашки, кушал шахматы и шашки, шпалы пробовал и штампы, щётки и электро-лампы, даже юбками питался, даже якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..». Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?
- В. Шекспир написал о сне следующие строки:
...Врачующий бальзам больной души,
Сон - это чудо матери-природы,
Вкуснейшее из блюд в земном пиру.
Насколько прав великий поэт?
- Анализ жизненных ситуаций
- Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина D значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?
- Давно подмечено: для того чтобы не чихнуть, надо сильно надавить на но-
совую перегородку над верхней губой или стиснуть зубы. Как объяснить это явление с научной точки зрения?
- На улицах мы встречаем людей с различной окраской волос: блондины,
брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет во-лос?
- Использование произведений искусства
- Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было бы вылечить Лукерью в наши дни?
- Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, Оле Лукойе, Мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка и другие коро-
тышки, хоббиты).
- В одном из фрагментов балета «Лебединое озеро» балерина делает 34 обо-
рота за 24 секунды. Почему это возможно?
- Черный ящик
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» челове-ка, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и пере-
живает. Какой орган имелся в виду? Что находится в черном ящике? (Модель сердца).
- Использование загадок, пословиц, поговорок
Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки:
- «От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»).
- «Достанется тебе ухо от селёдки» (тема «Рыбы»).
- Разъяснение значимости знаний
- Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устаёт боль-
ше, чем руки. Знаете ли вы почему?
- Объясните, почему нередко мочёные яблоки, солёные огурцы теряют фор-
му?
- Найди ошибку в тексте
«Редукция волосяного покрова, потовых и сальных желёз притупила кожную чувствительность китообразных. Смена среды, ощущаемая при выны-ривании, служит им сигналом для открытия дыхала. В ответ на лёгкое прикос-новение к коже дельфина у него открываются и закрываются глаза. Кожные ре-цепторы сигнализируют животному о прикосновении к телу, о температуре среды, о болевых ощущениях».
Ошибка: притупила.
Верный ответ: не притупила.
- Смысловые пары
Учащимся предлагаются пары слов, из которых нужно построить пред-ложение или сконструировать вопрос:
- устьица - газообмен;
- листья - фотосинтез;
- птицы - дыхание;
- сердце - кровообращение.
- Кто лишний
Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать. Сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
- Экскурс в историю
- Во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материа-
ла использовали мох сфагнум. Почему?
- Одна знатная дама, узнав об исследованиях учёными процесса фотосинтеза,
приказала поставить в свою спальную комнату много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была её ошибка?
- Известно, что Петр I запретил звонить в колокола во время нереста рыб.
Почему?
- Изречения знаменитых людей
- Сократ: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
- Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами,
а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».
- Знаете ли вы, что...
- Слово «лягушка» образовано от слова «ляга» - нога, бедро. «Лягать» - уда-
рять ногами. В. Даль в своём знаменитом словаре отмечал: «лягать» - ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, но и каждый этап деятельности учеников (поскольку первоначальной мотивации хватает на 7-8 мин.).
- Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней по-
требности к построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для по-
строения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные про-цессы (внимание, память и т.д.);
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «мо-
гу»);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на примене-
ние нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место за-
труднения);
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксиро-
вали, какого знания или умения недостаёт для решения исходной задачи и за-дач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
- Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлек-
сия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного дей-ствия.
Для этого необходимо:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка;
- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и учени-ка: они становятся партнёрами в образовательном процессе
Что делает учитель? | Что делают ученики? |
спрашивает, раздаёт, наблюдает, орга- записывают, слушают, читают, реша-
низует, помогает… ют, исследуют, делают выводы…
Таким образом, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, школьник становится субъектом образовательно-го процесса.
Структура современных уроков биологии, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесооб-разную деятельность.
При подготовке учебных занятий учителям биологии может быть пред-ложено моделировать учебный процесс с использованием технологической карты. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в основной школе и возможность достижения планируемых результатов освое-ния основных образовательных программ на ступени основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структури-ровать урок по выбранным учителем параметрам. Технологические карты рас-крывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и фор-мирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам обра-зования. Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рацио-нальность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Карта включает:
- Этап урока, цель этапа,
- Деятельность учителя,
- Деятельность обучающихся,
- УУД.
Для проведения анализа и самоанализа уроков может быть предложена
схема требований к учебному занятию.
АНАЛИЗ УРОКА НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС
Класс ________________ Дата «___» _____________ 2018 г. Предмет ___________________________________________________ Автор учебника _____________________________________________
Тема_______________________________________________________
Проверяющий:______________________________________________
№ | При | Бал | |
меча | лы | ||
ча- | |||
ние | |||
1. | Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитатель- | ||
ная. | |||
Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | |||
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая | ||
последовательность и дозировка во времени, соответствие построения | |||
урока его содержанию и поставленной цели. | |||
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной те- | ||
мы (учебного материала)? | |||
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | ||
4.1 | Ориентация на новые образовательные результаты | ||
4.2 | Нацеленность деятельности на формирование УУД |
4.3 | Использование современных технологий (проектная, исследователь- |
ская, ИКТ и др.) |
- Содержание урока:
5.1 Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.
5.2 Соответствие содержания урока требованиям программы.
5.3 Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
5.4 Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные свя-зи.
- Методика проведения урока:
6.1 Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
6.2 Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной
- поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотно-
шение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочи-тай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)
6.3 Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.
6.4 Какие из перечисленных методов познания использует учитель (под-черкните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).
6.5 Применение диалоговых форм общения.
6.6 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащи-мися.
6.7 Осуществление обратной связи ученик-учитель
6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для де-тей разного уровня обученности.
6.10 Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения
6.11 Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для
эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач
Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен
6.12 Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- Психологические основы урока:
7.1 Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их бли-жайшего развития
7.2 Реализация развивающей функции обучения Развитие качеств: воспри-ятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.
7.3 Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудно-сти, разнообразие видов учебной деятельности.
7.4 Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока
- Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.
- Наличие элементов нового в педагогической деятельности учители
(отсутствие шаблона).
Итого:
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует, 1 - проявляется ча-стично, 2-ирисутствуст в полном объёме) Подсчитывается сумма баллов.
Критериями эффективности проведения урока при системно-деятельностном подходе являются:
- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готов-
ности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- создание положительно-эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того,
что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию раз-
ных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа учени-
ка, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока английского языка с учетом требований ФГОС
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, ...
Современный урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (технический труд)
Данный материал содержит разработку урока по технологии (технический труд) для учащихся 5-го класса. Данный урок в соответствии с ФГОС входит в раздел "Технология создания изделий из древесных и под...
Проектирование современного урока английского языка в контексте требований ФГОС
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать ...
Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Технологическая карта урока физики в 9 классе...
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...
Современные образовательные технологии на уроках биологии в соответствие с требованиями ФГОС
обобщение опыта...
Доклад на тему: " Современный урок биологии в условиях реализации требований ФГОС"
Доклад составлен по опыту учителя для педагогов естественнонаучного цикла...