Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО
проект по физике (9 класс) на тему

Мухарлямова Гульнур Азалевна

Технологическая карта урока физики в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_publikatsiya_nsdocx.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр

повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа на тему:

Проектирование современного урока физики  в соответствии с  требованиями ФГОС ООО

Работу выполнила:

Мухарлямова Гульнур Азалевна

Научный руководитель:

                                                                                     Русанова Инна Александровна

Казань – 2016

Постановка проблемы:

Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Цель проекта: составить технологическую карту современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС ООО

2.Изучить требования к современному уроку

3. Выбрать тему урока

4.Составить технологическую карту урока

5.Создатьпрезентацию проекта

Целевая группа проекта: учителя ООО, студенты педагогических ВУЗ и  ССУЗ

Срок реализации проекта: сентябрь 2016 года

Место реализации проекта: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Повышение эффективности освоения обучающимися данной темы.

2.Развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

3.Формирование личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

4.Овладение приёмами сотрудничества.

5. Формирование навыков участия в различных формах организации учебно – исследовательской и проектной деятельности.

Литература

1.Стандарты второго поколения. ФГОС ООО

2.Учебник Физика 9 класс Н.С. Пурышева,  Н.Е. Важеевская, В. М. Чаругин

Анализ эффективности проекта

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению ведут к таким результатам, как творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

Вход учащихся в учебную деятельность проектирован через проблемную ситуацию. Материал урока доступен для возрастной категории. Применимы фронтальные, групповые, парные формы организации деятельности учащихся на уроке.

Созданы условия для включения всех в активную деятельность. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Учащиеся осуществляют   учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальный методы). В основе урока заложен принцип системно-деятельностного подхода. Урок проблемный и развивающий: учитель нацеливается   на сотрудничество с учениками и направляет их на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Организованы проблемные и поисковые ситуации, для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.Ученики на уроке должны показать умение использовать свои знания.

Средства ИКТ    расширяют возможности предъявления разного типа информации.

Исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Применяется на уроке обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).Вывод должны делать сами учащиеся;

На уроке развиваются

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, патриотизм, уважение к Отечеству, ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к осознанному выбору профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.

Метапредметные результаты: способность использования освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные)в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории,  сформированность  коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, ставить и формулировать для себя новые задачи,  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; , строить  логическое рассуждение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; самостоятельное приобретение новых знаний; формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Предметные результаты: сформированность умения решать физические задачи;сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

Завершенность — одно из требований к хорошему уроку- Поэтому нужно начало урока связать с его концом и ответить на вопрос: Чего добились?

Урок физики в 9 классе по теме «Передача электрической энергии на расстояние».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

- изучить схему передачи электрической энергии на расстояние, применять полученные знания в практической деятельности;

 - развивать логическое мышление; познавательную компетенцию, используя данные о производстве, передаче и использовании электроэнергии;

- воспитать бережное отношение к электрической энергии; способность к сотрудничеству.

Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы обучения

УУД

1.Организационный этап.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; заинтересовать материалом

Включает лампу, задаёт вопрос:

-Ребята, почему загорелась лампа?

-Откуда идёт в лампу электрический ток?

Давайте мы с вами сделаем маленькое, но необычное путешествие… по проводам.

Любая работа должна иметь цель, давайте мы тоже поставим перед собой цель:

Запишем цель урока на листочках.

-Включили лампу.

Разные варианты ответов

Прослеживалось умение формулировать цель.

Цель: узнать, откуда и как ток поступает в лампу, то есть в потребитель, узнать

где производят электрический ток,

как передают электрический ток

потребителю,

как потребляют электрический ток.

Мотивация к учебной деятельности

Создание проблемы

Поставление цели

Личностные: формирование познавательного интереса, уважения ко всем окружающим.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цель.

Работа в группе:

Вам в группах в течение 1 минуты нужно сделать схематический рисунок, где нужно показать путь электрического тока в лампу (начало показывает на доске)

Время вышло.

Кто может добавить в схему элемент? Кто может с доски взять элемент?

Сделайте, пожалуйста, вывод:

А теперь обратите внимание на экран. Вы видите более красочную схему поступления тока в потребитель.

Делают схематический рисунок в течение 1 минуты.

Одна группа предлагает свою работу.

Ребята дополняют, исправляют свою работу.

Следовательно, ток поступает в лампу с электростанции по проводам.

Смотрят на схему на экране

Частично поисковая работа

Работа в группе

Выполнение проектной (исследовательской)

работы ЛЭП

Сравнение, анализ, вывод

Применение ИКТ

Личностные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение делать сравнение, анализ, вывод

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество

Регулятивные:внесение необходимых дополнений и корректив в план; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия

Предлагаю опыт:

- Подключите катушку к амперметру, введите полосовой магнит в катушку, выведите его из катушки, а теперь оставьте магнит в покое. Когда возник ток в катушке?

-Как называется явление возникновения тока в катушке под действием переменного магнитного поля?

- Обратимся к истории: кто открыл это явление?

-Явление электромагнитной индукции лежит на основе работы современного устройства. Что это за устройство?

-Где находится генератор?

-Следовательно, что происходит на электростанции?

Обратимся к изображению генератора (на экране).

 Беседа по вопросам:

-Основные части генератора?

-Как иначе можно назвать ротор и статор?

-Принцип работы генератора

- При движении магнита

-Явление электромагнитной индукции (подробный разбор явления)

Английский учёный Майкл Фарадей в 1831 году.

- Генератор

-На электростанции

- Генератор вырабатывает электрическую энергию.

- Ротор и статор

-Магнит и катушка

Подробный разбор принципа работы генератора

Опыт, исследовательская работа. Беседа.

Демонстрационный эксперимент.

ИКТ

Личностные: приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество со сверстниками, умение строить монологическое высказывание, умение осуществлять, оценку действий партнера; умение слушать и понимать речь других; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные:умение организовать учебную деятельность

Познавательные:

умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения

3.Первичное усвоение новых знаний.

Постановка учебной задачи

Цель этапа: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке,

развитие навыков наблюдения, любознательности.

создать проблемную ситуацию; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия

-Какие электростанции вам известны?

-Предлагает совместный разбор работы АЭС по рисунку (на экране)

Применение трансформаторов.

- С какой целью применяются трансформаторы?

-повышающий трансформатор?

-понижающий трансформатор?

-потери энергии в проводах ЛЭП в виде тепла.

-АЭС, ТЭС, ГЭС

-Беседа с учителем о работе АЭС по рисунку

Монологические ответы учащихся

-Для повышения и понижения напряжения в проводах (разбор каждого вопроса).

Работа с учебником, то есть разбор готовой информации

Беседа

Личностные: понимание физических основ и принципов работы машин и механизмов

Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, участие в обсуждении работы, умение анализировать ответ товарища

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации

4.Закрепление

Цель этапа: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; организовать самопроверку учащимися своих решений.

Предлагает разобрать строение и принцип работы металлодетектора

Вернулись с путешествия, то есть к лампе.

-Откуда и как ток поступает в потребитель?

Электрический ток заходит к нам домой.

-Что он там делает?

-А за работу тока нужно платить?

- От нас зависит работа тока и сколько нам платить?

Разбор принципа работы металлодетектора

От электростанции по проводам через трансформаторы.

-Совершает работу

-Нужно

-Зависит. Нужно энергию экономить.

Научно- исследовательская работа

Вывод, итог

Личностные: развитие творческих способностей, способность к наблюдению за собственной речью

Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, участие в обсуждении работы, умение анализировать ответ товарища

Регулятивные:

осознания качества и уровня усвоения, умение давать самооценку.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюРефлексия

Цель этапа: совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.

- Какой урок провели?

Что нового узнали?

Свяжите начало урока и конец.

Монологические ответы учащихся

Подведение итога урока

Предметные: умение логически рассуждать, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС"...

Мастер- класс «Системно - деятельностный подход в проектировании современного урока в соответствие требованиям ФГОС»

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развити...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Проектирование современного урока в соответствии с ФГОС

В материале дается характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС, разбираются типы уроков, рассматривается структура урока в рамках деятельностного подхода, предлагается создать конструкт ...