Повышение эффективности проектной деятельности на уроках истории
методическая разработка на тему
Повышение эффективности проектной деятельности на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение эффективности проектной деятельности на уроках истории
Работа над проектом является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Огромные объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю в современной школе, подталкивают педагогов к поиску инновационных форм учебной деятельности, интерактивных методов обучения, и в том числе — к применению проектов.
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
Проект — это «пять «П»»:
- Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
- Проектирование (планирование деятельности).
- Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
- Продукт (изготовление, оформление продукта).
- Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию
- данные социологического опроса;
- бизнес-план (11 класс «Фирмы в экономике», «Правовые основы предпринимательской деятельности»);
- исторический журнал;
- законопроект («Законотворческая инициатива»);
- ролевая игра;
- письмо в прошлое
- статья;
- мультимедийный продукт;
- сценарий;
- видеоклип;
- социальная реклама;
- стенгазета;
- разработанный маршрут экскурсии;
- театрализация;
- справочник; интернет-список;
- игра;
- путеводитель и др.
В своей практике я использую метод проектов. Работа над проектом ведется поэтапно. От педагога требуется вносить в работу элементы творчества, чтобы она была востребована слушателями. Учитель не навязывает знания, а принимает точку зрения учащихся, направляя ее в нужное русло. На уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, ребята составляли рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Ребята включали в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле. Интересными были рассказы, написанные от имени воинов – участников греко-персидских войн, а также рассказы от имени современников Александра Македонского.
С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролевые: это инсценировка на уроках истории в 5 классе по теме: «Поэма Гомера «Илиада». Ребята инсценировали момент, связанный с выбором царевича Париса, кому отдать яблоко, предназначенное «прекраснейшей». Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
В основном большинство проектов выполняются во время итоговых уроков, когда по результатам его выполнения я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала. Например, с 8 классом по обществознанию после прохождения тем, связанных с экономикой, мы проводили такие мероприятия, как «Создай свое предприятие», «Реклама товара – залог его успешной реализации» и т.д.
Немаловажным метод проектов является и для учителя. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Для организации исследовательской деятельности необходимо обучение младших школьников, развитие у них таких умений и навыков, которые необходимы в исследовательском поиске. Выделяют следующие умения: видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, доказывать свои идеи, работать с книгами и другими источниками информации.
Существенным является вопрос выбора темы. По моему мнению, правильно выбранная тема – актуальная, творческая ли – это уже половина успеха. Как правильно выбрать тему? По своему опыту скажу, что на конференциях по истории на «ура» идут темы, связанные с историей повседневности и гендерной историей. Зрителям интереснее слушать выступления по истории моды (Мода Древнего Египта), быта (Быт крестьян в XVI веке), архитектуры (Каменное зодчество Древней Руси), искусства (Искусство Древней Индии), еды (Меню средневекового человека), роли женщин («Женщина — фараон Древнего Египта»), чем что-то тяжелое и увесистое («Положение земледельцев после принятия закона Гракхов», «Восстание Спартака» и т.д.).
Далее, чтобы проект получился успешным и заслужил признания, нужно использовать межпредметные связи. Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами: История – литература (Герои греческой мифологии в поэме А.С. Пушкина "Евгений Онегин"). История – география (География Олимпийских игр). История – музыка («Музыкальные инструменты на Руси»; «Значение песни в годы ВОВ»). История-математика (Математика в Древней Греции) и т.д.
Замечено, что участие в конференциях вызывает у учеников положительные эмоции, когда это не добровольно-принудительно, а когда это самим им интересно. Поэтому при выборе темы нужно придерживаться следующих правил: тема должна увлечь исследователя, учитывать его интересы, должна быть конкретна, выполнима и принести пользу исследователю – получить новое знание. Должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена быстро.
Правильно организованная мотивация – залог колоссального успеха. Мотивацию формирует учитель! Очень важно, если учитель неравнодушен к миру науки, любит сам поучаствовать в различных конкурсах. Насколько увлечен учитель – настолько будет увлечен ученик.
Я считаю, что для того, чтобы детям хотелось участвовать в конференциях, педагог должен сам хотеть и участвовать в них. Это сближает учителя и учеников.
Если же у ребят что-то не получается, нужно обсуждать с ними то, что не получилось. Участвующих я всегда поощряю: оцениваю по предмету, к которому относится конкурс, ребята получают грамоты участника, призера или победителя. Похвала, оценки и грамоты мотивируют учеников к участию и в последующем.
Таким образом, при организации исследовательской деятельности учащихся необходимо помнить, что исследование, прежде всего – творческий поиск, познавательный процесс, который не должен сопровождаться принуждением со стороны учителя, а поддержкой и мотивацией учеников на успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Проектная деятельность на уроках истории. Учитель истории и обществознания Ризатдинова Ризида Ибрагимовна (высшая категория).
Проектная деятельность на уроках истории...
Статья на тему "ЭОР НП как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного подхода"
В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Из опыта работы....
Применение ИКТ, метода проектирования , проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания.
Мой педагогический опыт"Применение ИКТ, метода проектирования , проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания&qu...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...
Эффективность проектной деятельности на уроках английского языка
Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я вспомню. Дай мне сделать – и я запомню. Конфуций ...