Повышение эффективности проектной деятельности на уроках истории
методическая разработка на тему

Валикова Ангелина Николаевна

Повышение эффективности проектной деятельности на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение эффективности проектной деятельности на уроках истории

Работа над проектом является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Огромные объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю в современной школе, подталкивают педагогов к поиску инновационных форм учебной деятельности, интерактивных методов обучения, и в том числе — к применению проектов.

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

  1. Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  2. Проектирование (планирование деятельности).
  3. Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
  4. Продукт (изготовление, оформление продукта).
  5. Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию

  • данные социологического опроса;
  • бизнес-план (11 класс «Фирмы в экономике», «Правовые основы предпринимательской деятельности»);
  • исторический журнал;
  • законопроект («Законотворческая инициатива»);
  • ролевая игра;
  • письмо в прошлое
  • статья;
  • мультимедийный продукт;
  • сценарий;
  • видеоклип;
  • социальная реклама;
  • стенгазета;
  • разработанный маршрут экскурсии;
  • театрализация;
  • справочник; интернет-список;
  • игра;
  • путеводитель и др.

В своей практике я использую метод проектов. Работа над проектом ведется поэтапно. От педагога требуется вносить в работу элементы творчества, чтобы она была востребована слушателями. Учитель не навязывает знания, а принимает точку зрения учащихся, направляя ее в нужное русло. На уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, ребята составляли рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Ребята включали в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле. Интересными были рассказы, написанные от имени воинов – участников греко-персидских войн, а также рассказы от имени современников Александра Македонского.

 С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролевые: это инсценировка на уроках истории в 5 классе  по теме: «Поэма Гомера «Илиада». Ребята инсценировали момент, связанный с выбором царевича Париса, кому отдать яблоко, предназначенное «прекраснейшей». Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

В основном большинство проектов выполняются во время итоговых уроков, когда по результатам его выполнения я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала. Например, с 8 классом по обществознанию после прохождения тем, связанных с экономикой, мы проводили такие мероприятия, как «Создай свое предприятие», «Реклама товара – залог его успешной реализации» и т.д.

Немаловажным метод проектов является и для учителя. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Для организации исследовательской деятельности необходимо обучение младших школьников, развитие у них таких умений и навыков, которые необходимы в исследовательском поиске. Выделяют следующие умения: видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, доказывать свои идеи, работать с книгами и другими источниками информации.

Существенным является вопрос выбора темы. По моему мнению, правильно выбранная тема – актуальная, творческая ли – это уже половина успеха. Как правильно выбрать тему? По своему опыту скажу, что на конференциях по истории на «ура» идут темы, связанные с историей повседневности и гендерной историей. Зрителям интереснее слушать выступления по истории моды (Мода Древнего Египта), быта (Быт крестьян в XVI веке), архитектуры (Каменное зодчество Древней Руси), искусства (Искусство Древней Индии), еды (Меню средневекового человека), роли женщин («Женщина — фараон Древнего Египта»), чем что-то тяжелое и увесистое («Положение земледельцев после принятия закона Гракхов», «Восстание Спартака» и т.д.).

Далее, чтобы проект получился успешным и заслужил признания, нужно использовать межпредметные связи. Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами: История – литература (Герои греческой мифологии в поэме А.С. Пушкина "Евгений Онегин"). История – география (География Олимпийских игр). История – музыка («Музыкальные инструменты на Руси»; «Значение песни в годы ВОВ»). История-математика (Математика в Древней Греции) и т.д.

Замечено, что участие в конференциях вызывает у учеников положительные эмоции, когда это не добровольно-принудительно, а когда это самим им интересно. Поэтому при выборе темы нужно придерживаться следующих правил: тема должна увлечь исследователя, учитывать его интересы, должна быть конкретна, выполнима и принести пользу исследователю – получить новое знание. Должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена быстро.

Правильно организованная мотивация – залог колоссального успеха. Мотивацию формирует учитель! Очень важно, если учитель неравнодушен к миру науки, любит сам поучаствовать в различных конкурсах. Насколько увлечен учитель – настолько будет увлечен ученик.

Я считаю, что для того, чтобы детям хотелось участвовать в конференциях, педагог должен сам хотеть и участвовать в них. Это сближает учителя и учеников.

Если же у ребят что-то не получается, нужно обсуждать с ними то, что не получилось. Участвующих я всегда поощряю: оцениваю по предмету, к которому относится конкурс, ребята получают грамоты участника, призера или победителя. Похвала, оценки и грамоты мотивируют учеников к участию и в последующем.

Таким образом, при организации исследовательской деятельности учащихся необходимо помнить, что исследование, прежде всего – творческий поиск, познавательный процесс, который не должен сопровождаться принуждением со стороны учителя, а поддержкой и мотивацией учеников на успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Статья на тему "ЭОР НП как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного подхода"

В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Из опыта работы....

Применение ИКТ, метода проектирования , проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания.

Мой педагогический опыт"Применение ИКТ, метода проектирования ,  проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания&qu...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Эффективность проектной деятельности на уроках английского языка

Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я вспомню. Дай мне сделать – и я запомню. Конфуций ...