Проектирование рабочей программы
статья на тему
Предварительный просмотр:
Проектирование рабочей программы учебного предмета (курса)
Рабочая программа учебного предмета – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы, способы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС основного общего образования.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1015)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации:
Ст. 2, п.9. Рабочая программа учебного предмета, курса.
Ст. 12, п.2. ООП (рабочая программа как компонент ООП) реализуются по уровням общего образования.
Ст. 12, п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Ст. 18. Федеральный перечень учебников; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий.
ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенности образовательной политики организации; образовательные потребности и запросы обучающихся с учётом возрастных особенностей обучающихся, особенности контингента обучающихся, в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья
Региональные, национальные и этнокультурные особенности.
Цели отражают системно - деятельностный подход и логику результатов освоения предмета за курс ООО: личностных, метапредметных, предметных.
Логические связи данного предмета с предметами учебного плана и курсов внеурочной деятельности;
Приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Общая характеристика учебного предмета, курса:
Роль учебного предмета в реализации целей ООО
Обоснование распределения общего количества учебных часов по годам изучения (на основании учебного плана ОО)
Краткое обоснование выбора учителем конкретной авторской программы (или Примерной программы) и учебно- методического комплекта.
При составлении рабочей программы учитель может использовать несколько авторских программ, а также внести в авторскую (Примерную) программу изменения, в случае:
дополнения новыми темами определенного раздела;
увеличения количества часов на тот или иной раздел, тему,
перераспределения количества часов внутри раздела, темы,
изменения последовательности изучения учебного материала
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
преемственность в преподавании предмета по уровням обучения;
специфические компетенции предмета (ценностно- смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования);
направления и формы интеграции урочной и внеурочной деятельности;
возможности предмета в формировании и развитии универсальных учебных действий, проектных и исследовательских умений;
потенциал учебного предмета в решении задач воспитания обучающихся на уровне ООО;
развитие ИКТ - компетентности обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета определяются на основе «Планируемых результатов освоения ООП ООО» и распределяются по годам обучения на уровне ООО.
Для оптимизации работы с тематическим планированием (п.6) в данном пункте следует принять систему сокращений в наименовании результатов освоения конкретного учебного предмета, курса:
Личностные результаты (ЛР1, ЛР2…) отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.
Метапредметные результаты (МР1, МР2..) характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся.
Предметные результаты (ПР1, ПР2…) характеризуют формирование основ, опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях и должны быть представлены по годам обучения по двум уровням: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».
Планируемые результаты должны соответствовать п.4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» в структуре рабочей программы и требованиям контролируемости учебных достижений.
Целесообразно в данном пункте указать критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов по предмету.
Рекомендуется прописать типы заданий, которые может использовать учитель для оценивания достижения обучающимися планируемых результатов (например, контрольная работа, тесты с открытым ответом, задания на сопоставления и т. д.)
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей учебного предмета с предметами учебного плана;
Перечень и название раздела и тем курса;
Необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
Содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы обучающихся, направления творческой и проектной деятельности.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Распределение учебного материала в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации на каждый год обучения ООО.
Разделы и темы тематического планирования должны соответствовать содержанию учебного предмета.
Необходимо показать:
распределение тем внутри разделов с указанием учебных часов;
распределения содержания учебного материала по классам обучения;
характеристику основных видов учебной деятельности;
соответствие видов учебной деятельности планируемым результатам
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Используемый УМК, соответствующий федеральному перечню учебников и учебных пособий;
Список литературы, который учитель использовал при составлении рабочей программы,
Список литературы, развивающей познавательный интерес обучающихся к предмету, в т. ч. электронные образовательные ресурсы;
Список методической литературы для учителя, в т. ч. электронные образовательные ресурсы;
Банк контрольно-оценочных материалов, заданий (КИМов) или ссылка на имеющийся банк заданий;
Банк творческих заданий для обучающихся (темы проектов, сочинений и наблюдений, ролевых игр).
Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса включает в себя характеристику используемого наглядного материала (таблицы, макеты, различные тематические коллекции), список оборудования и приборов, характеристику образовательного пространства учебного кабинета, соответствие имеющегося материально-технического обеспечения запланированным видам деятельности и содержанию учебного курса.
МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные результаты (на основе п. 8 ФГОС). Воспитание российской гражданской идентичности (на основе п. 9 ФГОС). Перечень детализированных результатов:
субъективная значимость жить в России и путешествовать по ее территории
понимание своей сопричастности к России как стране и ее природным ландшафтам
субъективная значимость использования русского языка и языков народов России
тождественность личной культуры российской многонациональной культуре
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России
мотив осмысления российских законов и их выполнение
Группа результатов – «Регулятивные УУД» (на основе ст. 8 ФГОС). Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности (на основе ст. 10 ФГОС).
Перечень детализированных результатов:
Умение анализировать существующие и планируемые образовательные результаты
Умение определять соотношение существующих и планируемых результатов
Умение формулировать главную проблему
Умение формулировать учебную цель и познавательной деятельности
Умение формулировать учебные задачи как шаги достижения
Оценивание образовательных результатов
Детализированные умения (расшифрованные , алгоритмизированные УУД) учитель может измерить в ходе образовательного процесса (текущий контроль),
Развитие метапредметных результатов, т.е. фиксация положительной динамики в «приращении» количества детализированных умений (промежуточная аттестация),
Достижение планируемого образовательного результата, т.е. фиксация соответствия достигнутого планируемому результату, прописанного в рабочей программе (промежуточная или итоговая аттестация).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовительный (организационно-информационный) этап
Создание рабочих проектных групп.
Изучение (актуализация) нормативно-правовых документов сферы образования, раскрывающих содержание и условия реализации ФГОС основного общего образования.
Изучение методических рекомендаций по проектированию программы учебного предмета.
Разработка Положения о рабочей программе учителя
Основной (проектировочный) этап
Анализ образовательной ситуации.
Анализ образовательных потребностей обучаемого контингента образовательной организации.
Отбор и описание личностных, метапредметных и предметных результатов, формируемых в процессе освоения программы учебного предмета.
Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов.
Разработка и описание критериев оценки достижения планируемых результатов.
Изучение и отбор содержания учебного предмета.
Адаптация учебного материала авторской программы с учетом специфики ресурсов и условий образовательной организации.
Разработка тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности.
Отбор и описание методов и приемов адаптации содержания учебного предмета для детей с ОВЗ.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Заключительный этап
Сборка и первичное редактирование программы.
Самоэкспертиза программы по критериям, разработанным административной командой образовательной организации (Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 г. №03-255)
Необходимая коррекция.
Рассмотрение программы на методическом объединении учителей.
Согласование и утверждение программы.
Методическое сопровождение проектирования и реализации программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование рабочей программы по музыке 2 класс
Рабочая программа по учебнику Г.П Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной с УУД!...
Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...
Статья "Технология проектирования рабочей программы"
В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования.В соответствии ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает ...
Проектирование рабочей программы по истории
Методические рекомендации по проектированию рабочей программы по истории, в соответствии с требованиями ФГОС....
Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования
Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...
«Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» 5 класс и формирование УУД»
Материал содержит подробную разработку поурочного планирования по ФГОС. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Сергеевой, Критской....
«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»
В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...