Проектирование рабочей программы
статья на тему

Маер Сергей Владимирович

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_rabochey_programmy.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование рабочей программы учебного предмета (курса)

 

Рабочая программа учебного предмета – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы, способы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС основного общего образования.  

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

 

  ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ)
  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1015)
  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации:
  Ст. 2, п.9. Рабочая программа учебного предмета, курса.
  Ст. 12, п.2. ООП (рабочая программа как компонент ООП) реализуются по уровням общего образования.
  Ст. 12, п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
  Ст. 18. Федеральный перечень учебников; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий.

ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»):

  Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
  Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы
  Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
  общую характеристику учебного предмета, курса;
  описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  содержание учебного предмета, курса;
  тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
  планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

  Особенности образовательной политики организации; образовательные потребности и запросы обучающихся с учётом возрастных особенностей обучающихся, особенности контингента обучающихся, в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья
  Региональные, национальные и этнокультурные особенности.
  Цели отражают системно - деятельностный подход и логику результатов освоения предмета за курс ООО: личностных, метапредметных, предметных.
  Логические связи данного предмета с предметами учебного плана и курсов внеурочной деятельности;
  Приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Общая характеристика учебного предмета, курса:

  Роль учебного предмета в реализации целей ООО
  Обоснование распределения общего количества учебных часов по годам изучения (на основании учебного плана ОО)
  Краткое обоснование выбора учителем конкретной авторской программы (или Примерной программы) и учебно- методического комплекта.
  При составлении рабочей программы учитель может использовать несколько авторских программ, а также внести в авторскую (Примерную) программу изменения, в случае:

  дополнения новыми темами определенного раздела;
  увеличения количества часов на тот или иной раздел, тему,
  перераспределения количества часов внутри раздела, темы,
  изменения последовательности изучения учебного материала

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

  преемственность в преподавании предмета по уровням обучения;
  специфические компетенции предмета (ценностно- смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования);
  направления и формы интеграции урочной и внеурочной деятельности;
  возможности предмета в формировании и развитии универсальных учебных действий, проектных и исследовательских умений;
  потенциал учебного предмета в решении задач воспитания обучающихся на уровне ООО;
  развитие ИКТ - компетентности обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета определяются на основе «Планируемых результатов освоения ООП ООО» и распределяются по годам обучения на уровне ООО.

Для оптимизации работы с тематическим планированием (п.6) в данном пункте следует принять систему сокращений в наименовании результатов освоения конкретного учебного предмета, курса:

  Личностные результаты (ЛР1, ЛР2…) отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.
  Метапредметные результаты (МР1, МР2..) характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся.
  Предметные результаты (ПР1, ПР2…) характеризуют формирование основ, опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета 

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА 

Планируемые результаты рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях и должны быть представлены по годам обучения по двум уровням: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».

   Планируемые результаты должны соответствовать п.4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» в структуре рабочей программы и требованиям контролируемости учебных достижений.
   Целесообразно в данном пункте указать критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов по предмету.
  Рекомендуется прописать типы заданий, которые может использовать учитель для оценивания достижения обучающимися планируемых результатов (например, контрольная работа, тесты с открытым ответом, задания на сопоставления и т. д.) 

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА  

  Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей учебного предмета с предметами учебного плана;
  Перечень и название раздела и тем курса;
  Необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
  Содержание учебной темы:

  основные изучаемые вопросы;
  практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  формы и вопросы контроля;
  возможные виды самостоятельной работы обучающихся, направления творческой и проектной деятельности.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий 

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Распределение учебного материала в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации на каждый год обучения ООО.

Разделы и темы тематического планирования должны соответствовать содержанию учебного предмета.

Необходимо показать:

  распределение тем внутри разделов с указанием учебных часов;
  распределения содержания учебного материала по классам обучения;
  характеристику основных видов учебной деятельности;
  соответствие видов учебной деятельности планируемым результатам

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  Используемый УМК, соответствующий федеральному перечню учебников и учебных пособий;
  Список литературы, который учитель использовал при составлении рабочей программы,
  Список литературы, развивающей познавательный интерес обучающихся к предмету, в т. ч. электронные образовательные ресурсы;
  Список методической литературы для учителя, в т. ч. электронные образовательные ресурсы;
  Банк контрольно-оценочных материалов, заданий (КИМов) или ссылка на имеющийся банк заданий;
  Банк творческих заданий для обучающихся (темы проектов, сочинений и наблюдений, ролевых игр).

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса включает в себя характеристику используемого наглядного материала (таблицы, макеты, различные тематические коллекции), список оборудования и приборов, характеристику образовательного пространства учебного кабинета, соответствие имеющегося материально-технического обеспечения запланированным видам деятельности и содержанию учебного курса. 

 

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  

Личностные результаты (на основе п. 8 ФГОС). Воспитание российской гражданской идентичности (на основе п. 9 ФГОС). Перечень детализированных результатов:

  субъективная значимость жить в России и путешествовать по ее территории
  понимание своей сопричастности к России как стране и ее природным ландшафтам
  субъективная значимость использования русского языка и языков народов России
  тождественность личной культуры российской многонациональной культуре
  сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России
  мотив осмысления российских законов и их выполнение

Группа результатов – «Регулятивные УУД» (на основе ст. 8 ФГОС). Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности (на основе ст. 10 ФГОС).

Перечень детализированных результатов:

  Умение анализировать существующие и планируемые образовательные результаты
  Умение определять соотношение существующих и планируемых результатов
  Умение формулировать главную проблему
  Умение формулировать учебную цель и познавательной деятельности
  Умение формулировать учебные задачи как шаги достижения

Оценивание образовательных результатов

  Детализированные умения (расшифрованные , алгоритмизированные УУД) учитель может измерить в ходе образовательного процесса (текущий контроль),
  Развитие метапредметных результатов, т.е. фиксация положительной динамики в «приращении» количества детализированных умений (промежуточная аттестация),
  Достижение планируемого образовательного результата, т.е. фиксация соответствия достигнутого планируемому результату, прописанного в рабочей программе (промежуточная или итоговая аттестация). 

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Подготовительный (организационно-информационный) этап

  Создание рабочих проектных групп.
  Изучение (актуализация) нормативно-правовых документов сферы образования, раскрывающих содержание и условия реализации ФГОС основного общего образования.
  Изучение методических рекомендаций по проектированию программы учебного предмета.
  Разработка Положения о рабочей программе учителя

Основной (проектировочный) этап

  Анализ образовательной ситуации.
  Анализ образовательных потребностей обучаемого контингента образовательной организации.
  Отбор и описание личностных, метапредметных и предметных результатов, формируемых в процессе освоения программы учебного предмета.
  Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов.
  Разработка и описание критериев оценки достижения планируемых результатов.
  Изучение и отбор содержания учебного предмета.
  Адаптация учебного материала авторской программы с учетом специфики ресурсов и условий образовательной организации.
  Разработка тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности.
  Отбор и описание методов и приемов адаптации содержания учебного предмета для детей с ОВЗ.
  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Заключительный этап

  Сборка и первичное редактирование программы.
  Самоэкспертиза программы по критериям, разработанным административной командой образовательной организации (Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 г. №03-255)
  Необходимая коррекция.
  Рассмотрение программы на методическом объединении учителей.
  Согласование и утверждение программы.
  Методическое сопровождение проектирования и реализации программы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование рабочей программы по музыке 2 класс

Рабочая программа по учебнику Г.П Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной с УУД!...

Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...

Статья "Технология проектирования рабочей программы"

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования.В соответствии ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает ...

Проектирование рабочей программы по истории

Методические рекомендации по проектированию рабочей программы по истории, в соответствии с требованиями ФГОС....

Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования

Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...

«Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» 5 класс и формирование УУД»

Материал содержит подробную разработку поурочного планирования по ФГОС. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Сергеевой, Критской....

«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»

В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...