Проектная деятельность по биологии
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Проектная деятельность в биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_po_biologii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии).

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

  • формировать и развивать творческие способности ученика;
  • развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
  • создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
  • заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
  • постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.

проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Для внедрения в практику проектной деятельности, исследовательского метода, прежде всего необходимо решить такой вопрос: с какого возраста ученики могут принять участие в такой деятельности и в каких формах это будет происходить, как будет происходить защита проектов и кто к ней будет привлечен (эксперты-учителя, родители, слушатели и т.д.).

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение части учебного года не должна отнимать много времени. Ведь не надо забывать и о том, что существует учебная программа, домашние задания по другим предметам, о том, что многие ученики помимо школьной жизни имеют и другие интересные для них занятия..

Всегда надо помнить, что на ученика ложатся задачи по наблюдению, описанию и обобщению результатов работы, требующие от него ответственного отношения и определенных затрат времени.

Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?

  • Составить план работы.
  • Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
  • Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
  • Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
  • Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
  • Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
  • Составить нормы и требования по оформлению работы.
  • Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
  • Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
  • Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.

Поскольку проект в значительной степени отличается от реферативной работы, приведу общие требования, примерные критерии оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению проекта, оформлению проекта и защите проекта.

Общие требования к проектной работе по биологии.

Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

  • введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
  • место и время выполнения работы;
  • краткое описание используемых методик с сылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
  • систематизированные, обработанные результаты исследований;
  • выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
  • практическое использование результатов проекта;
  • социальная значимость проекта;
  • приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в биологии.

В работе представлены составные части организации и проведения проектной деятельности учащихся при изучении курса "Биология: растения...." по теме "Изучение видового разнообразия растений, прорастающи...

Программа проектной деятельности по биологии 8-9 класс

Самостоятельная научно-исследовательская деятельность учащихся дает возможность более глубокого и личностно-значимого изучения материала , что повышает заинтересованность в овладении материалом курса ...

Программа по проектной деятельности по биологии для 8 класса

Программа составлена на 1ч в неделю для 8 классов, 1 год изучения...

курсовая работа "Проектная деятельность по биологии как средство развития познавательной активности учащихся"

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир.  Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов

Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов

Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  ...