Проектная деятельность в биологии.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
В работе представлены составные части организации и проведения проектной деятельности учащихся при изучении курса "Биология: растения...." по теме "Изучение видового разнообразия растений, прорастающих на территории микрорайона".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Форма Паспорта Проекта (вариант) | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся в рамках изучения биологии.
Пояснительная записка
В стратегии модернизации содержания общего образования, в качестве основного ориентира изменений содержания общего образования выдвинута необходимость развития у школьников основных компетентностей, характеризующих самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьника. Эта компетентность характеризует готовность и способность ученика применять усвоенные знания в рамках изучения курса биологии в школе, полученные учеником способы деятельности и личностное отношение для решения практических задач в своей реальной жизни. Школьник получает образцы и формирует свой опыт в решении личностных задач на основе осмысления собственных результатов и собственного опыта, а также овладение новыми технологиями критического отношения к различной информации. Компетентности в способности учиться познавать, делать, учиться жить и учиться быть соответствуют ориентации на фундаментальность знаний, понимание научной картины мира, воспитание биологической и экологической культуры, развитие деятельностной и творческой способности. Это достигается использованием разнообразных методов обучения, в том числе и практических методов, предполагающих работу с изучаемым объектом на экскурсии, на практических занятиях, в уголке живой природы, внеклассная работа опытном участке. Эти работы предполагают распознавание и определение объектов, проведение наблюдений за природными явлениями и биологическими процессами в жизни организмов. Проектная деятельность – один из практических методов, связанных с проведением наблюдений, опытов, способствует развитию исследовательских умений. Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех практических занятий в школе. Эти задачи решаются, в том числе, через проектную и кружковую деятельность.
Рассмотрим использование метода проектной деятельности при изучении курса биологии в школе, представленного в виде ПАСПОРТА ПРОЕКТА.
Тема: «Видовое разнообразие растений, прорастающих на территории Москвы».
Учебный предмет: Биология.
Контингент участников проекта: учащиеся 6-х классов.
Тип проекта: информационно-поисковый (1 этап деятельности школьников), исследовательский (2 этап).
Цель проводимого исследования в рамках проекта: определение видового разнообразия растений, которые прорастают на территории Москвы (или отдельного микрорайона).
Объект исследования: дикорастущие формы растений, прорастающих на территории Москвы (или отдельного микрорайона).
Предмет исследовательской деятельности: организация поисковой деятельности школьников, обеспечивающего получение качественно новой информации при изучении курса «Биология: растения…».
Задача проекта:
1. выработать у школьника поисково-исследовательские умения;
2. использовать различные источники информации при выполнении исследовательской работы;
3. определять видовое разнообразие растений, прорастающих на территории Москвы (или отдельного микрорайона);
4. проводить оценку состояния окружающей среды;
5. оценивать и определять состояние видового разнообразия на исследуемой территории;
6. проводить разъяснение современных проблем экологии и охраны природы;
7. проектировать с использованием ИКТ свои результаты исследования.
Проект рассчитан на 68 часов по 2 часа в неделю.
Последовательность этапов проектно-исследовательской деятельности школьника:
1. Актуальность принятой для исследовательской деятельности темы.
2. Четкое определение проблемы исследовательской деятельности, его предмет и объект исследования.
3. Пошаговое построение плана деятельности (использование карты исследовательской работы) участника проекта.
4. Тщательный сбор информации об исследуемом объекте.
5. Анализ и обобщение собранной информации.
6. Анализ и обобщение полученных в результате практической исследовательской деятельности фактов.
7. Теоретическое составление и оформление результатов исследовательской деятельности.
8. Перевод полученных и обобщенных фактов в электронный носитель в различной форме (графики, диаграммы, таблицы и т.д.).
9. Защита проекта.
Перечисленные этапы можно объединить в наиболее крупные категории: подготовительный, основной и заключительный этапы.
Название этапа | Содержание этапа | Количество часов |
Подготовительный | Определение тем для проектно-исследовательской деятельности учеников. Формирование групп для проведения исследования по выбранной теме. Определение сроков и составление плана исследовательской работы (индивидуальных или групповых). Обучение школьников работе с материалом, способам сбора и поиска информации, способами ее регистрации или перевода в цифровой носитель. | |
Основной | Консультации участников исследовательской работы (индивидуально участнику проекта или группе). Поиск и сбор информации. Выполнение заданий практического, теоретического или исследовательского характера. Анализ и обобщение, сопоставление полученной информации. Подготовка выходных материалов (рукописных или в электронном виде). Исправление и корректирование результатов деятельности. Создание и оформление каталогов, сборников, гербариев и т.п. (индивидуальные или групповые, рукописные или в электронном виде). | |
Заключительный | Подготовка результатов исследовательской работы. Представление результатов работы (доклады, презентации, выпуск сборников печатных работ, выпуск тематических газет и т.д). Подведение итогов исследовательской деятельности. |
В ходе проектно-исследовательской деятельности школьника, на каждом его этапе реализуются определенные ценности, определяется деятельность руководителя (учителя) и деятельность участников проекта (школьники).
Способы руководства исследовательской деятельностью участника проекта.
Этапы проекта | Деятельность руководителя проекта | Деятельность участника проекта |
Ценностно-ориентированный | Мотивация участников проектной деятельности; Организация участников по созданию проекта; Раскрытие значимости проекта; Стимулирование активности участников, создание элементов успеха в деятельности участников. | Осознание участниками мотива деятельности, значимости предстоящей исследовательской работы. |
Конструктивный | Объединение участников проекта в группы; Консультации участников (индивидуально отдельных участников и группы в целом); Стимулирование поисковой деятельности участников проекта; Подготовка карты, памятки, пособия, алгоритмов по организации практической и теоретической деятельности участника проекта; Оказание практической помощи в реализации проекта. | Включенность в проектно-исследовательскую деятельность индивидуально или в группе; Составление плана работы; Первичный поиск источника информации; Сбор теоретических материалов; Проведение практических работ, наблюдений, описаний и т.д.; Выбор формы реализации темы проекта. |
Оценочный, рефлексивный | Мотивирование и стимулирование участников проекта; Консультации по результатам работы. | Самооценка деятельности; Оформление и представление результатов проекта. |
Паспорт проектно-исследовательской деятельности школьника состоит из следующих пунктов.
1. Название проекта.
2. Руководитель проекта.
3. Консультанты проекта (если есть необходимость включения учителей географии, химии и т.д).
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
5. Учебные предметы, близкие к теме проекта или включенные в исследовательскую деятельность.
6. Возраст школьников, на которых рассчитан проект.
7. Состав группы (Ф.И. школьника, класс).
8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский и т.д.).
9. Цель проекта.
10. Задачи проекта.
11. Теоретические или практические вопросы проекта, на которые должны ответить в ходе выполнения работы.
12. Предполагаемые результаты проекта.
13. Этапы работы над проектом (форма, продолжительность, содержание работы и т.д.).
14. Предполагаемое распределение задач и ролей в группе.
15. Полученный теоретический и научный результат.
16. Оформление результатов проектной работы (индивидуальные или групповые).
Методические рекомендации.
Четкость формулирования темы.
Посильность для выполнения проекта темы.
Тщательная и пошаговая организация работы каждого участника проектной группы.
Объективность оценивания хода работы каждого участника в ходе выполнения и завершения работы над проектом.
Стимулирование личных достижений каждого участника проекта на протяжение всего времени и хода выполнения работы.
Оказание практической помощи в ходе работы.
Фиксирование собранных результатов.
Отбор первостепенной информации из источников и полученных в ходе наблюдения или исследования.
Оформление, хранение и представление исследовательской работы.
В состав проектной папки входят:
1. паспорт проекта.
2. план выполнения проекта и отдельных этапов работы.
3. промежуточные отчеты группы (теоретическая и практическая часть проекта).
4. собранная информация по теме с указанием источника информации.
5. результаты и анализ собранного теоретического материала или наблюдаемых явлений.
6. описания, эскизы, таблицы, диаграммы и т.д.
7. материалы к презентации.
8. рабочие материалы, черновики участников группы.
9. перевод работы в рукописный или цифровой вариант.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники проекта. Записи должны быть четкими, читаемые.
Наработанный материал проекта способствует формированию мировоззрения, расширению и углублению знаний о многообразии жизненных форм, определению общебиологических закономерностей, их причинно-следственные связи, формируются исследовательские, коммуникативные и научно-познавательные навыки у учащихся. В ходе работы реализуются задачи экологического, биологического, трудового, эстетического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проектной деятельности по биологии 8-9 класс
Самостоятельная научно-исследовательская деятельность учащихся дает возможность более глубокого и личностно-значимого изучения материала , что повышает заинтересованность в овладении материалом курса ...
Программа по проектной деятельности по биологии для 8 класса
Программа составлена на 1ч в неделю для 8 классов, 1 год изучения...
курсовая работа "Проектная деятельность по биологии как средство развития познавательной активности учащихся"
Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям...
Рабочая программа "Проектная деятельность по биологии" 7 класс
Программа рассчитана на 8,5 часов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта о...