Программа по проектной деятельности по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Программа составлена на 1ч в неделю для 8 классов, 1 год изучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proet_deyat_bio.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности
Сроки реализации программы Проектная деятельность (биология) составляют 1 год по 1 часу в неделю, всего 35 ч
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ |
Цель программы – Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. |
ЗАДАЧИ: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). |
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального самоопределения в системе обучения;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания учебного материала и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом . Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у школьника ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств
Последовательность работы над проектом
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? |
|
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Список необходимой литературы.
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
45. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
Календарно-тематическое планирование
№ П/п | Темы занятий | Примерные сроки | Примечание | ||
Количество ч | 7а | 7в | |||
1 | 1 этап Проект? Проект! | 1 | 03.09 | 04.09 | |
2 | Как выбрать тему проекта? | 1 | 10.09 | 11.09 | |
3 | Какими могут быть проекты? | 1 | 17.09 | 18.09 | |
4 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | 24.09 | 25.09 | |
5 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 1 | 01.10 | 02.10 | |
6 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | 08.10 | 09.10 | |
7 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; | 1 | 15.10 | 16.10 | |
8 | Выдвижение идеи (мозговой штурм); | 1 | 22.10 | 23.10 | |
9 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы); | 1 | 29.10 | 30.10 | |
10 | Развитие умения видеть проблемы. | 1 | 12.11 | 13.11 | |
11 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1 | 19.11 | 20.11 | |
12 | Развитие умений задавать вопросы. | 1 | 26.11 | 27.11 | |
13 | Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей | 1 | 03.12 | 04.12 | |
14 | Обоснованный выбор способа выполнения задания; | 1 | 10.12 | 11.12 | |
15 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек;. | 1 | 17.12 | 18.12 | |
16 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | 24.12 | 25.12 | |
17 | Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; | 1 | 12.01 | 13.01 | |
18 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 1 | 19.01 | 20.01 | |
19 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 1 | 26.01 | 27.01 | |
20 | Работа с семенами растений | 1 | 02.02 | 03.02 | |
21 | Создание проектов в микрогруппах по теме «Семя. Проросток. Растение.» | 1 | 09.02 | 10.02 | |
22 | Выращивание рассады для пришкольного участка | 1 | 16.02 | 17.02 | |
23 | Изучение роста и развития растения на примере растений для пришкольного участка | 1 | 23.02 | 24.02 | |
24 | Уход за рассадой | 1 | 02.03 | 03.03 | |
25 | Анализ роста и развития рассады | 1 | 09.03 | 10.03 | |
26 | Влияние ухода на рост и развитие рассады. | 1 | 16.03 | 17.03 | |
27 | Влияние солнечного света на рост и развитие растений. | 1 | 06.04 | 07.04 | |
28 | Работа на пришкольном участке, как подготовительный этап высадки рассады. | 1 | 13.04 | 14.04 | |
29 | Посадка растений и уход за ними. | 1 | 20.04 | 21.04 | |
30 | Наблюдение за ростом и развитием растений. | 1 | 27.04 | 28.04 | |
31 | Влияние окружающей среды на рост и развитие растений. | 1 | 04.05 | 05.05 | |
32 | Работа над проектом. | 1 | 11.05 | 12.05 | |
33 | Обсуждение проблем, которые были при работе над проектом. | 1 | 18.05 | 19.05 | |
34 | Защита проекта | 1 | 25.05 | 26.05 | |
35 | Подведение итогов при работе над проектом. | 1 | |||
Итого: | 35ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Проектная деятельность по биологии" 7 класс
Программа рассчитана на 8,5 часов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной ...
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" для 7-9 классов
Предлагаемая программа подготовлена для учеников 7- 9 классов и направлена на развитие метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников.Курс «Проектная деятельность для учеников...
Учебная рабочая программа курса "Проектная деятельность по обществознанию", 9 класс
Курс направлен на свободное развитие личности ребенка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование ценностно-смысловой, учебно-познавательной компетенции....
Программа курса «Проектная деятельность по биологии»
Программа курса «Проектная деятельность по биологии»...
Авторская рабочая программа курса ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 8 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по предмету ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ или ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для учащихся 8-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным пл...