Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе
методическая разработка по физкультуре на тему
Здоровый образ жизни, спорт, адаптационый потенциал системы кровообращения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России - 2012».
МБОУ СОШ №34 г.Ставрополь
Тема:
«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе »
Автор: Первых Александр Николаевич
учитель физической культуры
высшей категории,
тренер высшей категории.
МБОУ СОШ №34 г.
2012 год.
Ведение
В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического воспитания, одним из основных является «влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе».
Дифференцированный подход к учащимся при занятиях физической культурой и спортом в практике физического воспитания осуществляется чаще всего на основании их принадлежности к основной, подготовительной и специальной медицинской группе.
Однако, в одинаковых возрастных группах наблюдаются большие индивидуальные отклонения в физическом развитии, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции. Имеется существенное несоответствие между учащимися которые занимаются спортом и ФК, и учащимися которые «предоставлены сами себе» - асоциальное поведение( алкоголизм, курение, наркомание и т.д). /Н.И.Миклашевская, В.С.Соловьева, С.З.Годик, А.В.Волкова, 1998 г./.
Поэтому без учета этой особенности школьников нельзя рационально построить процесс воспитания и формирования современной, жизнеутверждающей личности . Нас не может удовлетворить методика рассчитанная на, так называемого, «среднего» школьника. Один из основных принципов обучения и воспитания – учет особенностей каждого ученика в целях выбора адекватных методов педагогического воздействия. Известна мысль: нет двух одинаковых учеников. Эта педагогическая аксиома должна быть ведущим требованием в разработке дифференцированного подхода к учащимся.
Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности – двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Учитель физической культуры, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физическими упражнениями. Повседневную двигательную активность следует рассматривать, как естественную основу накопления резервов здоровья.
Выход из двигательного кризиса видится как в использовании методов комплексного(интегрального) развития физических качеств, так и в повышении интенсивности и объема физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе.
Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и педагогическая деятельность учителя. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока .Когда учащимся дается одинаковая для всех физическая нагрузка и вид деятельности, то для одних она оказывается оптимальной, для других – недостаточной, для третьих – слишком большой.
В итоге первые работают с достаточным тренировочным и двигательным эффектом, у вторых получается только поддерживающий режим, а третьи реагируют снижением тренировочного эффекта и стойким неприятием физических упражнений.
Следовательно, в практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физического развития, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции учащихся /В.И.Лях,2001 г./.
Острота действия многих факторов постоянно меняется, адекватно должна меняться структура и формы внеклассного направления ФВ школьников . Организация спортивных секций, кружков должна адекватно реагировать на новые, интересные для молодежи виды ФК и спорта (пар-кур, единоборства, танцевальные направления и т.д.).
Все это и определило цель работы: изучить влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ и спорта в школе.
А также определило задачи работы:
1. Изучить изменения уровня физической подготовленности группы учащихся ( за период наблюдения).
2. Оценить изменения успеваемости и уровня здоровья учащихся этой группы.
3. Сопоставить направленность и величину успеваемости, уровня здоровья и показателей физической подготовленности учащихся за период исследования.
4. Изучить возможность оценки формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе.
5. Изучить изменения «структуры здоровья» учащихся под воздействием занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и внеклассных направления ФВ в школе.
Гипотеза работы:
Влияние физической активности через внеклассные направления (группы ОФП, спортивные секции, плавание, туристическая работа, игры на местности, психологические и нравственные постулаты в детском и юношеском коллективе) в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника – является одними из основополагающими , выявленных в этапных обследованиях в течении учебных годов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ специальной литературы по проблеме;
Этапные исследования учащихся (измерения роста, веса тела, частоты пульса, артериального давления, изучение успеваемости и социального поведения);
Этапные контрольные испытания уровня физической подготовленности учащихся;
Методы математической статистики.
Новизной проведенного исследования явилось применения оценки функциональных возможностей организма школьников адаптационный потенциал системы кровообращения.
Обзор литературы.
Двигательная активность- не только особенность высокоорганизованной живой материи, но и необходимое условие самой жизни. Это подтверждено неоднократно в специальных экспериментах и наблюдениях. Ход эволюции развития человека предопределил нормальное функционирование всех его органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. О ее значении в общебиологическом смысле , т.е. для роста и развития живого организма академик А.А.Ухтомский писал еще в начале 20 века. Тот факт, что во время мышечной работы активизируется не только нервно-мышечный аппарат, но и работа внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция, что двигательная активность совершенствует физические особенности, повышает работоспособность и способствует увеличению продолжительности жизни, общеизвестен.
Вместе с тем, в последние годы наблюдается снижение интереса к таким популярным ранее видам, как тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, некоторым спортивным играм, увеличение текучести занимающихся в спортивных школах и секциях.
По мнению ученых, это объясняется тем, что организаторы физкультурно-спортивной работы недостаточно учитывают человеческий фактор. Наряду с созданием объективных условий для занятий (строительство новых стадионов, спортзалов и бассейнов, обеспечение спортинвентарем и оборудованием, увеличение числа квалифицированных специалистов) не уделяется должного внимания субъективным факторам — потребностям, мотивам, целям и интересам занимающихся.
Изучением субъективных факторов занимается социальная психология физического воспитания и спорта. Она исходит из положения об обусловленности всех социально-психологических явлений системой общественных отношений, о необходимости рассмотрения различных проявлений активности человека, его отношений, сознания и деятельности во взаимосвязи с окружающей макро- и микросредой. Работы ученых имеют широкий диапазон — от изучения механизмов воздействия средств массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и др.) на физкультурно-спортивную активность различных общностей людей до исследования проблем формирования мотивации и особенностей воздействия на личность различных сторон физкультурно-спортивной деятельности.
Потребности. Любая активность человека возникает в результате появления у него некоторой нужды, потребности.
Потребность в общем значении — это нужда, надобность, объективная необходимость в определенных условиях существования и развития личности, это та сила, которая заставляет человека проявлять активность.
Круг потребностей человека очень широк. В основе всякого процесса удовлетворения (насыщения) потребности лежит активность человека. Возникновение определенной нужды заставляет его проявлять активность в целом ряде направлений. Например, потребность в общении может удовлетвориться в общественной, организаторской и трудовой деятельности. Вместе с тем, участие в какой-то одной деятельности приводит к удовлетворению целого ряда потребностей, на первый взгляд, даже не связанных между собой: в занятиях ОФК и МС удовлетворяется необходимость в общении, отдыхе, познании.
Процесс образования и развития потребностей очень сложен,
имеет множество путей.
Во-первых он связан с изменением положения индивида в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. В каждый возрастной период человек занимает разные места в жизни, это определяет и характер требований, которые предъявляются к нему обществом. Человек только тогда испытывает эмоциональное благополучие, бывает удовлетворен, когда он способен ответить предъявляемым требованиям.
Во-вторых, новые потребности возникают в связи с усвоением человеком новых форм деятельности, с овладением готовыми предметами культуры, с приобретением определенных навыков.
В-третьих, происходит развитие самой потребности от элементарных форм к более сложным, качественно своеобразным.
В-четвертых, развивается структура мотивационной сферы человека: взаимодействующие потребности и мотивы. Как правило, с возрастом изменяются ведущие, доминирующие потребности и их иерархия.
Потребности теснейшим образом связаны с эмоциями: переживаниями, ощущениями приятного или неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение (насыщение) потребности сопровождается возникновением положительных эмоций (радость, счастье и др.), неудовлетворение (дефицит) — отрицательных (отчаяние, печаль и т.д.).
В зависимости между развитием потребностей и эмоциями психологи выделяют два момента:
если способы удовлетворения потребностей сопровождаются
положительными эмоциями, они сами становятся потребностями;
если потребность еще не удовлетворена, но растет вероятность ее удовлетворения, отмечается рост положительных эмоций (B.C. Магун).
.
Мотивы. Активность всегда связана с появлением тех или иных мотивов деятельности. Мотивы возникают и формируются на основе потребностей, однако только при высшем уровне отражения человеком своих потребностей — их осознании. Мотивы всегда являются субъективным отражением потребностей. Мотивы индивидуально специфичны и изменчивы. Развитие их происходит под влиянием окружающей действительности и в процессе воспитания и обучения
Можно выделить (по содержанию) шесть основных типов мотивов (Й.Г. Келишев):
Физического самосовершенствования. Стремление определенной части молодежи ускорить темпы своего развития с тем, чтобы занять достойное место в своем окружении, добиться признания и уважения.
Дружеской солидарности. Желание быть вместе со своими сверстниками, коллегами, находиться в сфере их общения, активно сотрудничать с ними.
Долженствования. Молодым людям кем-то извне вменяются в круг обязан-ностей занятия ОФК и МС.
Долженствование имеет для молодежи различный психологический смысл. Это зависит от многих факторов: ситуации, окружения, роли и статуса обязывающих лиц — родителей, старших братьев и сестер, родных и близких, преподавателей физкультуры, тренеров и др.
Самая простая и наиболее распространенная разновидность этого мотива — обычное послушание, дисциплинированность, стремление быть хорошим.
Более высокая ступень мотива долженствования проявляется в ответственности перед школьным или студенческим коллективом. Наиболее одаренным юношам и девушкам поручается выступить на соревновании, защитить честь класса, школы, института, при этом отмечается моральная ответственность за участие или неучастие. Такое воздействие на личность не остается бесследным, молодежь стремится заниматься физкультурой и спортом.
Соперничества. Стремление выделиться, самоутвердиться в среде сверстников и товарищей, добиться авторитета и поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего.
Подражания. Стремление быть похожими на людей, которые имеют определенные успехи в физкультурно-спортивной деятельности или же обладают особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий.
Образ знаменитого спортсмена становится действенным стимулом, служит определяющим фактором выбора форм занятий или вида спорта.
Спортивных достижений. Стремление добиться каких-либо значимых результатов.
Спортивные мотивы многообразны, как и ступени достижений, и определяются уровнем притязаний. Поскольку достижения в любом виде общественно полезной деятельности, в том числе и в физкультуре и спорте, высоко оцениваются окружающими, вполне естественно, что сами по себе достижения играют важную роль.
К названным основным мотивам можно причислить и второстепенные:
Процессуальный. Привлекает преимущественно не результат, а сам процесс занятий. Люди занимаются ОФК и МС просто потому, что это им интересно.
Игровой. Развлечения и игры. Любая игра в спортзале и на спортивной площадке, на суше или в воде, с мячом или без него, в одиночестве или в команде является прекрасным средством развлечения, нервной разрядки, отдыха.
Комфортности. Желание заниматься, но только при благоприятных условиях: в близко расположенном спортзале или на стадионе, в удобное время, при обеспеченности спортинвентарем, у хорошего тренера и др.
К любым занятиям человек побуждается не одним определенным мотивом, а, как правило, несколькими. Доминирующие мотивы, в свою очередь, подкрепляются второстепенными, в целом образуется система или комплекс мотивов. Любая деятельность, в том числе и физкультурно-спортивная, является полимотивированной (И.В. Имедадзе).
Сходные потребности могут реализовываться в различных мотивах, и наоборот, за однотипными мотивами всегда могут стоять разные потребности. На базе одной потребности может формироваться целый комплекс мотивов, и напротив, один мотив способен вобрать в себя несколько потребностей (Б.Ф. Ломов). Например, на базе потребности в самоутверждении возникают мотивы физического самосовершенствования, соперничества, спортивных достижений как по отдельности, так и совместно. Однако и один мотив, к примеру игровой, может впитать в себя кроме потребности в развлечениях, играх, отдыхе, эмоциональной разрядке также и потребность в движениях, физических нагрузках, общении, в самоутверждении.
Итак, мотивам физкультурно-спортивной деятельности, непосредственным побудителям активности, следует уделять особое внимание, систематически проводить разъяснительную, агитационную и воспитательную работу.
Цели — это психические образования в сознании человека, которые «конструируют» деятельность, определяют ее характер и особенности. То, какой будет деятельность, исходящая из конкретного мотива, обусловливается именно целью.
Цель выступает в двух аспектах: как идеальное или мысленное представление результата и как уровень достижений, на который претендует человек (В.Д. Щадриков). Для физкультурной деятельности большую ценность представляет первый аспект целеполагания, а для спортивной — второй. Вместе с тем, цели будут по-настоящему выполнять направляющую функцию лишь тогда, когда в них сочетаются оба аспекта.
Спортивный. Стремление к достижению высоких спортивных результатов или повышению уже имеющихся, к совершенствованию, завоеванию чемпионских титулов и др. Конкретные целевые установки людей образуются на базе спортивных мотивов (например, процессуальных или игровых).
Физкультурно-оздоровительный. Отсутствие стремлений к спортивному росту и совершенствованию, смутное представление о перспективах в физкультурно-спортивной деятельности. В конкретных целях людей отражается желание укрепить здоровье или поддержать его на достигнутом уровне,
Полуспортивный. Умеренность спортивных притязаний, неопределенность целей. Целеполагание связывается в основном с проверкой возможностей физкультурно-спортивной деятельности. В целях таких людей не отражается даже желание достичь определенных спортивных результатов, а преобладает стремление к соперничеству.
Противоречивый. Отсутствие целей физкультурно-спортивной деятельности.
Установление типов физкультурно-спортивной направленности имеет важное практической значение, ориентирует специалистов на воспитательную работу по формированию недостающих мотивов и помощь людям в постановке конкретных и перспективных целей.
Интересы — довольно значимое звено в цепи побуждения людей к занятиям ОФК и МС. Под ними понимается избирательное отношение человека к объекту, обладающему определенной значимостью и эмоциональной привлекательностью. В каждом интересе обычно представлены оба эти момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознания различно. Когда общий уровень сознания невысок, господствует эмоциональная привлекательность объекта. Чем выше уровень осознания, тем большую роль в интересе играет его объективная значимость.
В интересах отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — ознакомиться с ним.
В структуре интереса различают три основных компонента: эмоциональный, познавательный (когнитивный) и поведенческий (Л.М. Платонова).
Эмоциональный компонент обязателен для любого интереса, он связан с потребностью (ее удовлетворением или неудовлетворением), выражается в том, что человек всегда испытывает определенные чувства, положительные или отрицательные эмоции к объекту или деятельности.
Основные показатели эмоционального компонента: удовольствие; удовлетворенность; величина потребности; оценка личной значимости; удовлетворенность физическим «Я».
Познавательный компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей и, наконец, поиском и подбором средств, приемлемых для удовлетворения возникшей потребности. Этот компонент опирается на знания, убеждения, мнения и установки человека.
Основные показатели познавательного интереса: убежденность в пользе занятий физической культурой и спортом; признание (глубокое осознание) личной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и расширению знаний.
Психолого-педагогические особенности формирования физкультурно-спортивной мотивации
Для педагогической практики важно определить условия и резервы повышения активности и инициативности людей в занятиях ОФК и МС, установить уровни потребности в физическом самосовершенствовании, наметить путь ее дальнейшего формирования.
Под физическим самосовершенствованием понимается совокупность приемов и видов жизнедеятельности, определяющих и регулирующих позицию человека в отношении своего физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья (М.Я. Виленский, А.П. Внуков).
Стремление к физическому самосовершенствованию может иметь различную степень активности — от пассивной до развитой, а направленность — от эгоистической до социально значимой. Именно поэтому важно руководство формированием этого личностно значимого качества. Следует учитывать, что процесс этот сугубо индивидуальный, так как у каждого человека складывается своя, неповторимая система общественных отношений и связанных с ними особенностей поведения, традиций и привычек.
Критерием сформированности потребности принято считать такой уровень самосознания, который активно направляет деятельность на физическое совершенство, здоровый образ жизни, обеспечивает выполнение социальных и профессиональных функций члена общества.
Приемы формирования мотивации
1. Просвещение — действия преподавателя, направленные на формирование сознания, физкультурно-спортивных понятий (занятий) у занимающихся. Просвещение, т.е. воздействие словом, должно органически сочетаться с убеждением делом, с практикой..
Формирование убежденности в необходимости занятий ОФК и МС обязано подкрепляться определенными личными качествами преподавателя и требованиями с его стороны:
гуманизмом, основанным на глубоком уважении к личности занимающихся;
разумностью, предполагающей реальную возможность выполнения требования:
необходимостью доведения до конца предъявляемого требования с осуществлением систематического контроля за его выполнением;
отсутствием привилегий для кого бы то ни было, одинаковым подходом ко всем занимающимся (М.И. Станкин).
2. Упражнение (приучение). Недостаточно сформировать у занимающихся определенные взгляды, нужно и воспитать у них стойкую привычку к активным занятиям. Выполнение физических упражнений, ранее требовавшее раздумий, иногда самоприказа, став привычкой, осуществляется без колебаний и волевых усилий.
В процессе воспитания преподаватель может использовать опосредованные примеры, придерживаясь следующих правил:
образцом для подражания предлагать высоконравственную и высокоидейную личность;
раскрывать мотивы и смысл тех или иных действий человека, о котором идет речь;
научить молодых людей видеть у героя внутреннюю силу, высокий дух, а не только внешнюю форму;
не просто рассказывать о выдающемся человеке, а подводить занимающихся к мысли, что они могут стать такими же;
учить воспитанников не только смотреть на мир глазами своего героя, но и жить его чувствами.
Кроме того, нужно помнить, что преподаватель должен воспитывать собственным примером.
3. Стимуляция (поощрение — наказание). Поощрение — это положительная оценка действий и поступков, признание физкультурно-спортивных успехов и достижений, доставляющее моральное удовлетворение. Оно вызывает положительные эмоции, прибавляет силы, формирует соответствующее отношение к деятельности, пробуждает активность и инициативу, способствует воспитанию волевых черт, стимулирует настойчивость, упорство и старательность. Преподаватель физического воспитания, тренер обязаны в совершенстве знать и применять на практике этот действенный способ формирования мотивации.
Методы изучения мотивации
Существует много методов изучения мотивации физкультурно-спортивной деятельности, но на практике целесообразны наиболее доступные — наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент и тесты.
1. Наблюдение — это целенаправленное изучение и анализ действий и поступков занимающихся в различных ситуациях физкультурно-спортивной деятельности: на уроках, тренировках, соревнованиях..
Фиксация результатов наблюдения предполагает овладение средствами и приемами регистрации фактов в протоколах, дневниках и др. Записи можно вести в следующей форме:
Дата | Ф.И.О. | Поступок (действие) | Условия, способствующие возникнове- нию поступка (действия) | Эмоции, сопровож- дающие поступок (действие) | Речевые ре акции, сопровождающие поступок (действие) | Предпола- гаемые мотивы поступка (действия) | Общий анализ поступка (действия) |
Самое существенное преимущество наблюдения перед другими методами — естественность. Однако в этом случае преподаватель находится в пассивной позиции, вынужден ждать, когда наступит интересующее его явление. Это отрицательный момент. Кроме того, причинно-следственные (мотивационные) связи неотделимы от условий, в которых они возникают, и трудно оценить существенность этих условий, а следовательно, и мотивы действий. Этот недостаток удается в той или иной мере преодолеть в исследованиях, проводимых на протяжении длительного времени.
2. Беседа. Заключается в сборе фактов о мотивации путем личного общения с занимающимся по специально составленной программе. Особенность ее: возможность, сохраняя цель проведения беседы, видоизменять вопросы в соответствии с полученными ответами.
Методом беседы можно выяснить физкультурно-спортивное прошлое занимающегося и тем самым получить данные для обеспечения мотивов тех или иных действий.
Несмотря на широкие возможности беседы для оценки мотивации, ее следует рассматривать как вспомогательный метод, используемый либо для получения дополнительных данных, либо как исходный этап исследования отношения занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, оценки этой деятельности в семье занимающегося, собственных его интересов, целей и идеалов.
3. Анкетирование — сбор данных о мотивации на основе письменного отчета учеников по специально составленной программе..
Сопоставление анкет с результатами реальной деятельности занимающихся дает наиболее объективную информацию о мотивах.
4. Тест — метод психологической диагностики(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ), предназначенный для установления в сравниваемых величинах меж-индивидуальных различий спортивной психологии. Для определения мотивации широко применяются проективные тесты (термин введен американским психологом Л. Франко в 1939 г.). Они имеют ряд преимуществ перед другими методами:
1) относительная свобода выбора ответа и тактики поведения респондента;
2) отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;
3) измерение не какой-либо отдельной характеристики мотивации, а получение общей ее картины.
5. Эксперимент. Метод сбора фактов о мотивации физкультурников и спортсменов в специально созданных условиях. В практике используется крайне редко, что связано с нехваткой психологических знаний о сущности проблемы мотивации у тренеров и преподавателей.
Час здоровья
Одним из широко используемых методов организации учебного труда является организация и проведение часа здоровья, как для отстающих ребят, так и для всех остальных, так как час здоровья способствует снятию у учащихся статистического напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху.
Час здоровья организуют и проводят ученические общественные организации, совет коллектива физической культуры школы и его актив, физорги классов под руководством классных руководителей и учителей начальных классов.
Учащиеся занимаются в спортивной форме. Содержание часа здоровья должно быть взаимосвязано с программой по физической культуре. С этой целью во время проведения часа здоровья в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры при прохождении соответствующего раздела программы. Таким образом совершенствуются изученные навыки. Нужно учитывать, что наибольшим интересом у детей и подростков пользуются подвижные и спортивные игры. У младших подростков появляется увлечение определёнными видами спорта. Мальчики (юноши) больше увлекаются хоккеем, футболом, различными видами единоборств, где можно лучше показать своим сверстникам свою ловкость, силу, смелость. Девочки (девушки) предпочитают занятие упражнениями, связанными с проявлением выразительности, плавности. Нравятся девочкам (девушкам) и спортивные игры, а особенно - волейбол, настольный теннис, баскетбол.
Однако какой бы вид спорта ребята не любили, воспитателю необходимо заботиться о разностороннем развитии детей и поэтому включать в занятия для всех учащихся упражнения, направленные на общую физическую подготовку. Это бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с мячом, подвижные игры, подвижные игры, которые должны быть составной частью каждого занятия. Вместе с тем, ребят нужно ориентировать на то, чтобы они уделяли внимание лёгкой атлетике, лыжной подготовке, конькам, спортивной и художественной гимнастике.
Во время часа здоровья должны быть обеспечены строгое соблюдение техники безопасности и медицинский контроль.
Учителя школы, с учётом состояния здоровья, физической подготовленности и личного желания, могут заниматься вместе с учащимися или объединятся в группы для того, чтобы выполнять отдельные упражнения и совершать прогулки на открытом воздухе. При этом следует иметь в виду, что различные по сложности физические упражнения обладают разной степенью воздействия на организм человека. Поэтому при оздоровительных занятиях особенно важен индивидуальный подбор упражнений и дозирование нагрузок.
Система внеклассных занятий ФВ
Направления работы | Показатели |
Количество: Учеников школы, регулярно занимающихся ФУ Работающих спортивных секций | 100% 4-8 (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ) |
Охват: а) группа ОФП б) занятия в спортивных секциях | 30-40 % 40-50 % 20 % |
Участие каждого ученика в спортивных соревнованиях | 8-10 раз в году |
Количество: Инструкторов по спорту и тренеров Спортивных судей Дней здоровья и спорта (в году) | 10-20% 5-10% 8-10% |
Адаптационный потенциал системы кровообращения
Общеизвестно, что здоровье человека представляет собой многогранное состояние, формирование которого имеет временной диапазон и зависит от многих внутренних (генетических) и внешних (социальных) факторов, к которым относится и физическая нагрузка. Исследования показывают, что человек в процессе индивидуальной адаптации создает запасы (банк) двигательной памяти, составляющие основу приобретенных простых и сложных двигательных реакций. Возникшие в результате систематической физической нагрузки на клеточном уровне синтеза нуклеиновых кислот и белков биохимические и структурные изменения в организме предопределяют формирование долговременной и устойчивой его адаптации, иначе называемой системным структурным следом, представляющим собой определенный физиологический комплекс. Динамика компонентов этого комплекса обеспечивает существенное расширение функции клетки и тем самым увеличивает физиологическую мощность доминирующей функциональной системы, ответственной за адаптацию организма человека к заданной физической нагрузке.
Необходимым условием формирования "физиологического структурного следа" является учет биологической закономерности развития детского организма. Данная закономерность характерна тем, что физическая нагрузка каждого последующего занятия физическими упражнениями должна приходиться на суперкомпенсаторную фазу, наблюдаемую в периоде восстановления. Тренирующий эффект этого занятия должен, по существу, закреплять "след" предыдущего, обеспечивая в итоге кумулятивный эффект, выраженный в виде определенных устойчивых адаптационных перестроек функциональных систем организма ребенка. После прекращения действия характерной физической нагрузки на эти системы активность генетического аппарата в клетках, ответственного за адаптацию конкретных функциональных систем, резко снижается, что ведет к стиранию формирующегося "физиологического структурного следа", составляющего основу тренировочного эффекта урока. Установлено, что "фаза суперкомпенсации" возникает, как правило, на следующий день после активной физической нагрузки (эффект кумуляции). Следовательно, достичь этого эффекта можно лишь в случае, если разрыв между занятиями не будет превышать одного-двух дней, а количество занятий в неделю будет не менее трех-четырех .
Адаптация к физическим упражнениям.
1. Срочная и долговременная адаптация.
Срочная и долговременная адаптация. Резкое изменение условий внешней среды, несущее угрозу организму, запускает его сложную адаптивную реакцию. Основной регуляторной системой последней является гипоталамо - гипофизарноадреналовая система, деятельность которой, в конечном итоге, и перестраивает активность вегетативных систем организма таким образом, что сдвиг гомеостаза устраняется или заблаговременно прекращается. В этой адаптивной перестройке активно участвует и нервная система, особенно ее гипоталамический отдел. В центральной нервной системе происходят изменения клеточного обмена, в частности, повышается метаболизм важнейших биологических макромолекул — РНК и белков. После ликвидации нарушений гомеостаза метаболизм макромолекул в нервных структурах, участвующих в процессе адаптации, все еще остается измененным. В этом и заключается механизм адаптации: если угроза повреждения гомеостаза повторится, она будет протекать уже на фоне измененного, адаптированного к стрессорному воздействию метаболизма клеточных структур.
Поскольку повторное воздействие стресс-фактора приводит к адаптации, а именно на этом основаны тренировки, то сдвиги в метаболизме РНК и белков биологически целесообразны и способствуют более эффективному развитию физиологических адаптации. В процессе формирования адаптации к природным факторам среды ведущую роль играют реакции коры надпочечников, возбуждаемые секрецией адренокортикотропного гормона гипофиза. Любое интенсивное воздействие на организм приводит к появлению в организме изменений, лучше всего определяемых по состоянию надпочечников — их весу и химическому составу или по выделению в кровь и содержанию в тканях гормонов кортикостероидов и катехоламинов. Это касается, в основном, формирования индивидуальных адаптаций, реакций организма на факторы внешней среды.
Необычные факторы окружающей среды (в данном случае – физическая нагрузка) оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здоровье и работоспособность человека, называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем человека, иногда даже неблагоприятной для здоровья.\
При длительных неадекватных воздействиях экстремальных факторов на организм человека функциональные перестройки определяются
Своевременным включением процессов восстановления гомеостаза их силой и продолжительностью.
Большинство адаптационных реакций человеческого организма осуществляются в два этапа: начальный этап срочной, но не всегда совершенной, адаптации, и последующий этап совершенной, долговременной адаптации.
Срочный этап адаптации возникает непосредственно после начала действия раздражителя на организм и может быть реализован лишь на основе ранее сформировавшихся физиологических механизмов. Примерами проявления срочной адаптации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на тепло, рост легочной вентиляции и минутного объема кровообращения в ответ на недостаток кислорода. На этом этапе адаптации функционирование органов и систем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но не обеспечивая наиболее оптимальный адаптивный эффект. Так, бег нетренированного человека происходит при близких к максимуму величинах минутного объема сердца и легочной вентиляции, при максимальной мобилизации резерва гликогена в печени. Биохимические процессы организма, их скорость, как бы лимитируют эту двигательную реакцию, она не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.
Долговременная адаптация к длительно воздействующему стрессору возникает постепенно, в результате длительного, постоянного или многократно повторяющегося действия на организм факторов среды. Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постоянного количественного накопления изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Такова адаптация к недостижимой ранее интенсивной физической работе (тренировка), развитие устойчивости к значительной высотной гипоксии, которая ранее была несовместима с жизнью, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов.
Таков же механизм и качественно более сложной адаптации к окружающей действительности.
При действии на организм слабых, пороговых раздражений (реакция тренировки) в центральной нервной системе развивается возбуждение, быстро сменяющееся охранительным торможением, что обеспечивает снижение ее возбудимости, реактивности по отношению к слабому раздражителю. При действии раздражителей средней силы происходит развитие "реакции активации" — активации защитных систем организма, которая, однако, не носит характера патологической гиперфункции. Уровень энергетического обмена при этой реакции менее экономичен, чем при реакции тренировки, но, в отличие от стресса, не приводит к истощению. Таким образом, адаптация организма к слабым и средним по силе воздействиям происходит без элементов повреждения и истощающих организм энергетических трат. При этом отмечается в первом случае (реакция тренировки) — постепенное, а во втором (реакция активации) — быстрое повышение резистентности организм.
Методы исследования.
Сбор показателей для определения изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе проводился в сентябре – мае 2005,2006, 2007, 2008 года в МОУ СОШ №34 г.Ставрополя. В эксперименте было задействовано 70 юношей и 75 девушек 8-10х классов. Для возрастной однородности в группу были включены уч-ся, хронологический возраст которых на месяц обследования составлял 14-17 лет.
Сбор информации для определения уровня здоровья, успеваемости , социального поведения проводился по общепринятой методике.
После сбора этих показателей проводились контрольные испытания с целью определения физической подготовленности.
- Экспериментальная группа №1 – учащиеся которые заняты внеклассных направлениях ФВ(спортивные секции, кружки, модолежнные движения и д.р.).
-Экспериментальная группа №2 - учащиеся которые «предоставлены сами себе».
В подборе контрольных испытаний и условий их проведения, я опиралась на методические рекомендации, разработанные Л.Б. Корчагиной в своей работе «Таблица оценки физической подготовленности уч-ся общеобразовательных школ г.Москвы». В связи с этим контрольные испытания №1 и №2 каждый год проводились в индинтичных условиях (время, место, содержание, форма одежды и др).
В процессе эксперимента все результаты фиксировались в протоколах.
Протоколы:
1.обследования адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения (методика усовершенствована А.Н.Первых, учитель ФК МОУ СОШ №34.).
2. успеваемости .
3.социального поведения.
Определялся фактический возраст школьников. В обследовании детей это важно в связи с имеющимися погодовыми изменениями признаков физического развития и функционального состояния организма. Индекс А – соотношения систолического давления и диастолического артериального давления с учетом возраста: САД + возраст и ДАД. Определение нормальной массы (НМ) тела осуществлялся по таблице, составленной по стандартам физического развития школьников Ставропольского края в соответствии с возрастом и ростом. После этого определялся избыток или дефицит массы тела(М):
М = т-НМ.
Соотношение массы тела с частотой пульса определяли индекс Б .
Затем вычислялся адаптационный потенциал (АП):
АП =___А__+__Б__
100
При анализе экспериментальных данных и оценке групповых различий я уделяла серьезное внимание проблеме математико-статистической обработке данных.
Для сравнения результатов в экспериментальных группах №1 и №2 и показателей достоверности такого сравнения определились: средняя арифметическая величина всех показателей исследования, коэфициэнт корреляции, среднее квадратичное отклонение средней арифметической величины полученной на выборочной совокупности от истинной, которая была-бы получена на генеральной совокупности, достоверность коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Для боле точной оценки достоверности сравниваемых показателей использовался критерий Стьюдента.
Наиболее простым методом определения (уровня здоровья)АП является его вычисление по показателям частоты пульса (ЧП), уровня артериального давления (АД), роста (Р), массы тела (МТ) и возраста (В) по формуле:
АП = 0.004(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) – 0,009(Р) + 0.014(В) – 0.27
САД – систолическое артериальное давление
ДАД – диастолическое артериальное давление
Полученные данные сравниваться с таблицами, приводимым в метод. рекомендациях по оценке АП системы кровообращения школьников, составленными П.А.Филеши и Н.Н.Сиваковой, Ставрополь ,1989 год.
Определение успеваемости:
В течении проведения исследований по окончанию четверти все оценки заносились в ведомость и подчитывалось средняя арифметическая сумма.(А.ср)
а+б+в - количество оценок «5», «4», «3».
с - количество учащихся экспериментальной группы
* а+б+в
А.ср = ---------
с
*Образец ведомости:
№ группы эксперимента | средняя арифметическая сумма | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 |
№2 |
Определение социального поведения:
По истечению четверти во время проведения эксперимента фиксировались все явления анти-социального поведения в ведомость.
Образец ведомости:
№ группы эксперимента | Количество анти-социалных поступков | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 |
№2 |
Подведение предварительных итогов по годам эксперимента: Образец ведомости:
Год эксперимента | Уровень здоровья | Уровень успеваемости | Уровень социального поведения |
2009 уч/год |
2010 уч/год |
2011 уч/год |
2012 уч/год |
Анализ и обсуждение полученных данных
Новизной проведенного исследования явилось применения оценки функциональных возможностей организма школьников (АП системы кровообращения) .
Вычисление адаптационного потенциала (АП):
АП =___А__+__Б__ 100
Содержанием этапных обследований явилось измерение – роста, веса, ЧСС, артериального давления. Контрольные испытания были направлены на определение некоторых показателей физической подготовленности и их изменение в течение наблюдения (челночный бег 3*10м, поднимание туловища из исходного положения лежа – количество раз за 1 мин, прыжок в длину с места). Выбор контрольных тестов обусловлен возможностью их проведения в зале. Испытание проводились по общепринятой методики. Определение Адаптационного потенциала системы кровообращения у каждого уч-ся проводилось по методике предложенной Н.Н.Сиваковой и П.А.Филеши. обследования адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения (методика АП).
Полученные данные позволили провести сравнительную оценку изменения средних величин адаптационного потенциала системы кровообращения и проведенных контрольных испытаний., а так же провести сравнительную оценку успеваемости и социального поведения
Сравнительная характеристика изменения средних величин адаптационного потенциала системы кровообращения и некоторых показателей физической подготовленности уч-ся 14-17 лет за 4 учебных годов /2008-2012/.
МБОУ СОШ №34 г.Ставрополь
Юноши и девушки 14-17 лет экспериментальной группы №1
/32 мальчиков + 38 девочек = 70 человек/
Показатели | Разновидность двигательных способностей | 2008-2009г | 2010-2012г | t | Р |
АП |
| 2.70 | 2.84 | 1,924 | >0,05 |
Чел.бег 3*10м (с) | Быстрота | 5.4 | 5.1 | -1.254 | >0,05 |
Поднимание туловища (раз за 30 сек) | Силовые способности | 28 | 30 | -0.054 | >0,05 |
Прыжок в длину с места(см) | Скоростно-силовые | 1.81 | 1.89 | -0.029 | >0,05 |
Потягивание Отжимание (кол-во раз) | Силовые способности | 5 | 8 |
|
|
Юноши и девушки 14-17 лет экспериментальной группы №2
/36мальчиков + 39 девочек = 75 человек/
Показатели | Разновидность двигательных способностей | 2008-2009 | 2010-2012г | t | Р |
АП |
| 1.86 | 1.98 | 1,845 | >0,05 |
Чел.бег 3*10м (с) | Быстрота | 7.9 | 7.6 | -1.005 | >0,05 |
Поднимание туловища(раз за 30 сек) | Силовые способности | 18 | 21 | -0.894 | >0,05 |
Прыжок в длину с места(см) | Скоростно-силовые | 1.64 | 1.66 | -0.580 | >0,05 |
Потягивание Отжимание (кол-во раз) | Силовые способности | 2 | 3 |
|
|
-Как видно из приведенных даны, отсутствие достоверности изменения АП и показателей физ.подготовленности за период исследования в экспериментальной группе №1 указывает на то, что систематические занятия ФК и спортом( спортивных секциях и кружках на базе МБОУ СОШ №34) приводит к повышению АП системы кровообращения., улучшению и сохранению здоровья ребят.
-Увеличение величин АП системы кровообращения за период исследования в экспериментальной группе №2 в моем исследовании, рассматривается как результат накапливающегося утомления – подтверждает отсутствие формирования кумулятивного эффекта, ухудшение состояния здоровья. А выявленные незначительные улучшения средних величин показателей физической подготовленности – я склона рассматривать как результат естественного роста школьников.
Структура здоровья – является достаточно информационным показателем, который дает разносторонию характеристику группы.
Сравнительная характеристика динамики средних величин АП системы кровообращения и некоторых показателей физической подготовленности уч-ся 14-17 лет за 4 учебных годов /2008-2012/.
Показатели | юноши | девушки |
| 2008-2009 | 2010-2012 | 2008-2009 | 2010-2012 |
АП | 1.69 | 1.76 | 1.74 | 1.80 |
Подтягивание, поднимание(кол-во раз | 32 | 34 | 20 | 20 |
Чел.бег 3*10м | 9.2 | 9.03 | 9.5 | 9.4 |
Прыжок в длину с места | 160 | 161 | 149 | 149 |
Определение успеваемости:
В течении проведения исследований по окончанию четверти все оценки заносились в ведомость и подчитывалось средняя арифметическая сумма.(А.ср)
а+б+в - количество оценок «5», «4», «3».
с - количество учащихся экспериментальной группы
* а+б+в
А.ср = ---------
с
*Образец ведомости:
№ группы эксперимента | средняя арифметическая сумма | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 70 | 4,8765 | 84 % | 67+69+71+70/4 = 70 |
№2 75 | 3,00674 | 52 % | 73+72+77+73/4 = 75 |
Определение социального поведения:
По истечению четверти во время проведения эксперимента фиксировались все явления анти-социального поведения в ведомость.
Образец ведомости:
№ группы эксперимента | Количество анти-социалных поступков | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 70 | 1+0+2+0=3 | 2.1 % | 67+69+71+70/4 = 70 |
№2 75 | 6+4+12+19=41 | 30.7 % | 73+72+77+73/4 = 75 |
Подведение итогов по годам эксперимента:
Год эксперимента | Уровень здоровья АП системы кровообращения | Уровень успеваемости | Уровень социального поведения |
Экспериментальные группы | №1 | №2 | №1 | №2 | №1 | №2 |
2005 уч/год | 2.56 | 1.85 | 76% | 58% | 1 | 6 |
2006 уч/год | 2.70 | 1.86 | 78% | 56% | 0 | 4 |
2007 уч/год | 2.79 | 1.90 | 81% | 55% | 2 | 12 |
2008 уч/год | 2.84 | 1.98 | 84% | 52% | 0 | 19 |
Анализ успеваемости и социального поведения, уровня здоровья двух групп дает возможность сделать вывод:
1.Экспериментальная группа №1 по истечению эксперимента Доказала – достоверный математический вывод, что школьники занимающиеся внеклассными направлениями ФВ уровень успеваемости высок (84 %)., а экспериментальной группе №2 успеваемость низкая (52%).
2. Анализируя подведение итогов социального поведения, экспериментальная группа № 1 имеет ( 2.1% ) нарушения правил социального поведения общества, а экспериментальная группа № 2 имеет (30.7% ) с явно выраженным увеличением к концу эксперимента.
3. -Как видно из приведенных даны, отсутствие достоверности изменения АП и показателей физ.подготовленности за период исследования в экспериментальной группе №1 указывает на то, что систематические занятия ФК и спортом( спортивных секциях и кружках на базе МОУ СОШ №34) приводит к повышению АП системы кровообращения., улучшению и сохранению здоровья ребят.
4. -Увеличение величин АП системы кровообращения за период исследования в экспериментальной группе №2 в моем исследовании, рассматривается как результат накапливающегося утомления – подтверждает отсутствие формирования кумулятивного эффекта, ухудшение состояния здоровья. А выявленные незначительные улучшения средних величин показателей физической подготовленности – я склона рассматривать как результат естественного роста школьников.
Представленные мною данные дают основание говорить о том, что ухудшение структуры здоровья, ухудшение социального поведения и успеваемости- еще раз подтверждает – как основополагающие влияние физической активности через внеклассные направления ФВ и спорта на формирование потребности в физическом развитии, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции современного школьника.
Изложенные данные позволяют считать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
ВЫВОДЫ:
1.Экспериментальная группа №1 по истечению эксперимента Доказала – достоверный математический вывод, что школьники занимающиеся внеклассными направлениями ФВ уровень успеваемости высок (84 %)., а экспериментальной группе №2 успеваемость низкая (52%).
2. Анализируя подведение итогов социального поведения, экспериментальная группа № 1 имеет ( 2.1% ) нарушения правил социального поведения общества, а экспериментальная группа № 2 имеет (30.7% ) с явно выраженным увеличением к концу эксперимента.
3. -Как видно из приведенных даны, отсутствие достоверности изменения АП и показателей физ.подготовленности за период исследования в экспериментальной группе №1 указывает на то, что систематические занятия ФК и спортом( спортивных секциях и кружках на базе МОУ СОШ №34) приводит к повышению АП системы кровообращения., улучшению и сохранению здоровья ребят.
4. -Увеличение величин АП системы кровообращения за период исследования в экспериментальной группе №2 в моем исследовании, рассматривается как результат накапливающегося утомления – подтверждает отсутствие формирования кумулятивного эффекта, ухудшение состояния здоровья. А выявленные незначительные улучшения средних величин показателей физической подготовленности – я склона рассматривать как результат естественного роста школьников.
Представленные мною данные дают основание говорить о том, что ухудшение структуры здоровья, ухудшение социального поведения и успеваемости- еще раз подтверждает – как основополагающие влияние физической активности через внеклассные направления ФВ и спорта на формирование потребности в физическом развитии, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции современного школьника.
Изложенные данные позволяют считать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Приложения.
На основании сделанных выводов предлагается программа по повышению эффективности ЗОЖ современного школьника.
Программа здоровья на базе спортивного клуба «Патриот»МОУ СОШ №34
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ I—IV КЛАССОВ:
-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
-овладение школой движений;
-развитие координационных (точности "воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности- реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
-формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
-выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
-приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
-воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.'
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Учащиеся, оканчивающие начальную школу, должны достигнуть следующего уровня физической культуры.
Знания: влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность; гигиенические правила при выполнении физических упражнений, проведении закаливающих процедур; режим дня и двигательный режим; элементарные знания о правилах и формах занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное -время.
Двигательные умения, навыки и способности.
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, 'другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7—9 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3—5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7—9 шагов; прыгать с поворотами на 180—360°;
совершать опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, ' козла; проплывать 25 м. В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы массой до 150 г на дальность из разных исходных • положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой руками -(с места и с 1—3 шагов разбега); толкать набивной мяч:
массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастичёского обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек. В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся I—IV классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5—2 кг с' соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять прыжок с мостика на козла или коня высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50—' 100 см с выполнением стоя и в приседе с поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сед; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой .
для учащихся I—IV классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в. коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола и единоборствах: осуществлять простейшие единоборства:
„«Бои петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из крута».
' В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом- держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр комплексно воздействующих на организм ребенка
типа «Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности:, осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на Занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы- помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемых самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
ЧАСТЬ 1.
УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
1.1. Цели и задачи:
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов;
-средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом уроке.
. Вместе с тем отличительной особенностью. учебных занятий:
-в начальной школе является акцент на решении образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием прежде всего разнообразных координационных, а также" кондиционных способностей. Итогом решения образовательных задач урока должно явиться выработанное умение и интерес- учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и использовать их в свободное время. В процессе уроков учитель должен определить предрасположенность ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий этими видами.
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых Качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
1.2. Организационно-методические указания
Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы необходимо согласовать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности, учащихся класса. "Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной одежде и обуви в соответствии с температурными и погодными условиями.
Организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависят от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий с учащимися I— IV классов особенно важно правильно называть, упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для. обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на формирование двигательного навыка или на развитие двигательной способности определяется только методической направленностью. Умелое сочетание на, уроке развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения метода стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того, как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который в младшем школьном возрасте должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое- внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры.
Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна Сочетаться с предоставлением им определенной свободы, и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи: с природоведением (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); с математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Оценка успеваемости должна складываться, главным образом, из качественных критериев оценки (отметки) уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, -способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнении усредненных учебных количественных нормативов.
Уроки физической культуры должны строиться на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства. Обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре,' уже с младшего школьного возраста, необходимо учитывать интересы и склонности детей. Учитывая большие индивидуальные различия внутри даже одного возраста, учитель должен -стремиться предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Для этого он может использовать различные организационные формы: объединять учащихся разного возраста и параллельных классов, проводить занятия отдельно среди мальчиков и девочек.
При трех и более разовых занятиях в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается.
Начинать освоение навыка плавания рекомендуется с 1-х классов.
1.4. Базовая 'часть содержания, программного материала уроков:
1.4.1. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по разделу «Основы знаний»: приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний. Общее понятие о здоровье: Здоровый образ жизни и его слагаемые (оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек).
Занятия физической культурой и укрепление здоровья, преимущества здорового образа жизни. Понятие о духовном и те-- лесном самосовершенствовании. О вреде курения, алкоголя, нар-. котиков. Профилактика заболеваний. Личная гигиена (уход за полостью рта и зубами, за глазами, ушами, волосами и кожей);
сон и отдых; физические упражнения и физическая подготовленность; необходимость периодических осмотров, здоровый образ жизни. Правила проведения закаливающих процедур. Режим дня и двигательный режим. Отдых и расслабление. Правила поведения и безопасности на занятиях. Понятия о спортивных. достижениях. -
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Осенью и зимой принимать воздушные ванны 2 раза в день. Сначала по 5—10 мин, постепенно довести до 30—60 мин (температура воздуха от +22 до +16°С). Воздушные ванны рекомендуются в сочетании с занятиями гимнастикой, подвижными и спортивными играми. Летом световоздушные ванны — 10—60 мин и дольше. Солнечные ванны. В средней полосе между 9—11 ч от 4 :
до 60 мин (на все стороны тела). Водные процедуры. Обтирание рано утром, после зарядки или до дневного сна 2— 3 мин. Обливание — утром после зарядки, воздушной и солнечной ванн (летом) 40—Г20 с (в зависимости от возраста, инди- . видуальных особенностей). Душ — утром перед едой или перед дневным сном, 90—120 с. Купание в реке, водоеме. Первые купания при температуре воздуха +24°С, воды от +20°С, продолжительность — около 2 мин. В дальнейшем пребывание— в воде может быть постепенно увеличено до 10—15 мин. Хождение босиком. Осенью и зимой начинать с нескольких минут хождения босиком в комнате с постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение" по траве .
При хорошем состоянии здоровья зимой возможны в течение 10—40 с хождение и бег по снегу.
Способы саморегуляции. Изменение телесных и психических проявлений состояний организма. Контроль и регуляция тонуса скелетной мускулатуры. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения. Самомассаж.
Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Тестирование физических (двигательных способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости).
1.4.2. Гимнастические упражнения
Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг, общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазаний и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.
Большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без предметов. С. их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи и прежде всего образовательные.. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым или необычным. Именно новизна и необычность являются несомненными признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию разнообразных координационных способностей. Количество общеразвивающих упражнений фактически безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более простых, освоенных, к более сложным. В урок следует включать от 3—4 до 7—8 таких упражнений. Затрачивая на каждом занятии Примерно 3—6 минут на общеразвивающие упражнения без предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащихся начальной школы реальные кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий.
В каждый урок следует включать новые общеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет неинтересно ученикам.
Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, .резьба, лепка, конструирование) и стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное количества Преподаватель должен помнить, что упражнения с предметами должны содержать элементы новизны Если для этой цели применяются знакомые упражнения, их следует выполнять при изменении отдельных характеристик движения (пространственных, временных, силовых) или всей формы привычного двигательного, действия. Среди упражнений с предметами наибольшее. внимание следует уделять упражнениям с большими и малыми мячами.
Большое значение в физическом воспитании младших школьников принадлежит также акробатическим и танцевальным упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью,. возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.
Выполняя программный материал по построению и перестроению, не рекомендуется много времени тратить на их. осуществление, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.
1.4.3. Подвижные игры
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте .они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели к собственному содержанию игр.
1.4.5. Плавание
Если в начальной школе главными задачами обучения являлось овладение основными умениями проплывать 50 м, соблюдая правильную координацию движений рук, ног, в сочетании с дыханием, а также умения прыгать и погружаться в глубокую воду", то в V—IX классах требования к плавательной подготовленности учащихся повышаются. :
Основной целью освоения данного раздела , является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Реализация этой цели обеспечивается
решением следующих задач: прочное освоение техники одного ;
из способов .спортивного плавания; приобретение умения плавать, используя второй спортивный способ; дальнейшее совершенствование разнообразных плавательных умений (ныряние, ;старт, повороты, финиш) и развитие координационных и кондиционных (главным образом, выносливости) способностей,
В школах, где есть возможность заниматься плаванием, круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы. Уроки плавания могут осуществляться также в виде отдельных курсов. При соответствующих климатических условиях эти занятия можно , выносить за сетку учебных часов и проводить в теплое время | года в городских и загородных оздоровительных лагерях.
Из 45 минут урока не менее 30 минут следует проводить в воде. Остальное время отводится общеразвивающим и специальным упражнениям пловца. При изучении таких умений, как стартовые прыжки, прыжки в воду, ныряние и плавание под водой, особое внимание следует уделять безопасности проведения занятий и состоянию водоема.
1.4.7. Единоборства:
Начиная с VI класса в содержание программного материала включены элементы единоборств. Этот материал, [во-первых. овладению учащимися жизненно важных навыков\ во-вторых, оказывает разностороннее воздействие., как координационных , быстрота реагирования и перестроения двигательный действии, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному мышления, дифференцирование силовых движения) и кондиционных (скоростно-силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с использованием единоборства содействуют также воспитанию волевых качеств (смелости, решительности, уверенности).
Элементы данного раздела можно изучать в течение всего урока и включать отдельными частями других разделов, и прежде всего гимнастика Занятия по овладению техническими приемами единоборств требуют подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники безопасности. При соответствующей подготовке учителя программный материал может быть расширен за счет приемов других видов:
Единоборств /рукопашный бой/ - Часы на более углубленное освоение можно выделить из вариативной части программы.
Часть II
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО И ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Во второй части программы представлены цели и задачи, содержание, организационно-методические указания физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня.
К ним относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.
Каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровительной работы в частности через спортивный клуб каждой школы.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Дни здоровья и спорта. Включают в себя массовые показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений, включенных в настоящую программу, и другие мероприятия активного отдыха.
Подвижные игры и соревнования. По видам физических упражнений, включенных в программу спортивного клуба «Патриот».
Спортивные праздники. Аттракционы, соревнования .
Спартакиады. Туристические слеты. Походы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности
Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.Именно поэтому любое общеобразовательное у...
«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »
В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...
Формирование потребности здорового образа жизни
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близк...
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности Здоровье – бесценное досто...
«Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности»
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – ...
«Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в коррекционной школе»
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность,...