Использование приемов кинотерапии в работе педагога-психолога с родителями
методическая разработка
Выступление педагога-психолога на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_kino.docx | 608.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов кинотерапии в работе педагога-психолога с родителями
Выполнила:
педагог-психолог МБДОУ №154
Клюшина Е.Г.
Формулируя основные задачи психолога в образовании, доктор психологических наук Ю. З. Гильбух в конце 1980–х годов на первое место ставил повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Залогом успешной работы психолога с педагогами и родителями является многообразие применяемых форм и методов. Различные формы взаимодействия могут одновременно являться активными методами обучения, направленными на создание в семье и ДОУ благоприятного психологического климата…
Одним из нестандартных методов, является кинотерапия. Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по-своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру…
Теоретические основы кинотерапии в работе психолога
Терапевтические свойства воздействия киноленты на человека определяются,
- во-первых, механизмом проекции. Фильм в этом случае является тем полотном, на которое зритель (клиент, т.е. родитель) может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает клиенту перенести содержание внутреннего мира во вне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни. Такая проекция своих забот или психологических затруднений облегчает работу над ними. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать», поэтому «отделение» проблемы, проецирование ее на киноэкран уже само по себе оказывает полезное действие, помогая клиенту увидеть себя как бы со стороны.
Во-вторых, в кинотерапии активно работает такой механизм как идентификация, который, несомненно, связан с проекцией. Благодаря проекции и идентификации человек выбирает такого киногероя, который наиболее ему близок в настоящий момент по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, психологической проблеме и т.д. Клиент, выбирая героя и идентифицируясь с ним, проживает за время фильма его жизнь. Образ мыслей, чувства, привычки, черты характера, решения становятся как бы общими — либо спроецированными на героя, либо позаимствованные у него. Понятно, что за счет этих двух психологических механизмов клиент эмоционально включается в происходящее на экране. И здесь стоит помнить о том, что хоть ситуация в кинофильме и вымышленная, но чувства у клиента — всегда настоящие. Целебный эффект этого вида арттерапии достигается еще и потому, что дает личности возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни.
Представляется важным рассмотреть еще один механизм, основанный на законе «фигуры и фона». В соответствии с ним клиент выберет в фильме ту ситуацию (или героя, наиболее запомнившейся эпизод, фразу и т.п.), которая является для него «фигурой», то есть наиболее значимой в данный момент.
Это можно отнести к четвертому механизму, работающему в кинотерапии, — актуализации значимой проблемы (потребности). Таким образом, фильм помогает не только актуализировать скрытые или казалось бы неявные проблемы, что необходимо для эффективной терапии, но и удовлетворять различные потребности личности.
Родители, обращаясь к психологу, в большинстве случаев видят последствия, но не видят причины поведения ребенка. Применение фильмов, мультфильмов, видеороликов подходящей тематики, может достаточно ёмко показать родителям, а так же дать им время понять, принять и увидеть со стороны свои действия.
В работе педагога-психолога ДОУ, этот метод можно использовать разнообразными способами. Я использую его в консультировании и просвещении родителей.
Консультирование с применением данного метода, может иметь различный алгоритм, например, выявив запрос родителя, можно предложить ему домашнее задание в виде просмотра фильма, и ответов на вопросы, или проанализировать фильм вместе на следующей консультации.
Для просветительской работы можно использовать различные формы:
- ссылки на видеоролики на сайте ДОУ;
- буклеты с тематическими подборками, в т.ч. с вопросами для анализа;
- кинотренинг (просмотр роликов на собраниях, всеобучах, обсуждение);
- стендовые консультации с актуальными обновлениями (каналы, вебинары) и т.д.
Используемые материалы, можно разделить на несколько групп:
-художественные фильмы, сериалы (может отсутствовать цензура)
-мультфильмы, социальные ролики;
-youtube-каналы, блоги.
В качестве примеров, приведу часть своего списка материалов, который постоянно пополняется:
Художественные фильмы:
Приключения коряжки – Норвегия 2009 (комедия, фэнтези) - детское одиночество
Я – Сэм – США 2001 (драма) – принятие
Отрочество – США 2014 (драма) – отношения с родителями под призмой времени, развод
Звездочки на земле - Индия 2007 (драма) - инклюзивное образование
Черное зеркало (4 сезон, 2 серия «Архангел») – сериал, Великобритания 2017 - гиперопека
Мультфильмы, социальные ролики:
Головоломка – США, 2015 – переживание стресса, адаптация
«Alike» («Одинаковый») – Испания 2015 – Эмоциональная взаимосвязь, поддержка
Мультфильм канала ESMA - Франция, 2008 - индивидуальные особенности
Youtube-каналы:
Супермамы
Family is…
Вопросы для анализа видеоролика
- Каково общее впечатление от видеоролика? Какие мысли и чувства он вызывает и почему?
- Какова его основная тема?
- Приходит ли ролик к какому-либо явному утверждению, выводу и если да, как это выражено?
- Какой эпизод из видео произвел на Вас наибольшее впечатление?
- Как просмотр этого видео может помочь Вам в конкретной ситуации (или в жизни)?
Литература
- Березин С.В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. – Самара, 2003.
2. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг: практическое пособие для психологов и социальных работников. – Самара, 2008.
3. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.1. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001
4. Психология воспитания: пособие для методистов дошкольного, начального школьного образования, преподавателей и психологов / Под.ред. В.А.Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в работе педагога-психолога
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога.
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога».
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога
Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога...
Использование восстановительного подхода в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Использование служб примирения (медиации) вызывает всё больший интерес в педагогическом сообществе как практический инструмент профилактической деятельности образовательной организации. Методика...
Использование восстановительного подхода в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Использование служб примирения (медиации) как практического инструмента профилактической деятельности образовательной организации вызывает последнее время большой интерес педагогического сообщества. М...