Использование восстановительного подхода в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
методическая разработка по психологии на тему
Использование служб примирения (медиации) вызывает всё больший интерес в педагогическом сообществе как практический инструмент профилактической деятельности образовательной организации. Методика разрешения конфликтов на уровне школьной медиации достаточно подробно разработана в настоящее время.Возможность использования восстановительного подхода изложена в методической разработке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_mediatsiya_-konferentsiya.docx | 13.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование процедуры школьной медиации в работе психолога с детьми с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Мазур Л.С., педагог-психолог
КОГОБУ ШИ ОВЗ №2 г. Нолинска
В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками образовательного процесса. В связи с этим, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) (№193 –ФЗ)», на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов педагоги, входящие в состав Нолинского районного методического объединения по сопровождению инклюзивного образования проработали метод школьной медиации, изучили уже наработанный в России и за рубежом опыт работы школьных служб примирения.
В результате возникло намерение в доступной для учащихся школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья форме познакомить их с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. Частично эти вопросы уже рассматривались педагогом-психологом в ходе проведения психологического тренинга в разделе «Поссорились ? – Помиримся !».
На основании наблюдения, анкетирования, личного интервью были отобраны подростки из разных классов и подготовлены к участию в переговорах в роли посредников, помогающих сторонам конфликта прийти к согласию и сохранить или восстановить добрые отношения. Обучающиеся были ознакомлены с основами конфликтологии, с правилами ведения переговоров, овладели новыми коммуникативными навыками, которые будут полезны и в повседневной жизни.
Процедура примирения проводится с согласия конфликтующих сторон в кабинете педагога-психолога, который является ведущим. Каждая сторона имеет право пригласить свидетелей. Ведущий представляет экспертов( примирителей), которые фиксируют процедуру на специальных бланках с напечатанными вопросами, главная суть которых выяснить внешние поводы конфликта и его внутреннее содержание, и оглашает правила ведения переговоров. Заслушиваются обе стороны и свидетели. Изучается история конфликта. Предлагаются действия по выходу из конфликта. Заключительное слово ведущего подводит итог проведённой процедуры примирения. Выражается благодарность экспертам. Помирившиеся обмениваются рукопожатием. Все участники переговоров становятся в круг и говорят слова прощания, которые варьируются в зависимости от содержания разрешённого конфликта.
Таковы первые, скромные шаги по применению школьной медиации в работе психолога с детьми с умственной отсталость ( интеллектуальными нарушениями). Тем не менее использование восстановительных технологий даже на элементарном уровне способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в работе педагога-психолога
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...
Работа педагога-психолога с одаренными детьми
В докладе представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними для развития умственных и творческих ...
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога.
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога».
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
Использование восстановительного подхода в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Использование служб примирения (медиации) как практического инструмента профилактической деятельности образовательной организации вызывает последнее время большой интерес педагогического сообщества. М...
Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....