«Конфликты в подростковой среде»
материал на тему
Предварительный просмотр:
от 12.10.2014г.
Методическое объединение
для педагогов МБОУ ДОД «ДЮЦ № 3»
по теме: «Конфликты в подростковой среде».
Социальный педагог Ченакина Анна Германовна
Цель:
- познакомить педагогов с понятием “конфликт”;
- дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
- углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте.
Необходимые материалы:
- Бумага для упражнения “Снежинки”.
- Бланк теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”
- Таблицы для выполнения упражнения “Алфавит эмоций”.
Ход
Социальный педагог. Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о конфликте, выясним, что это такое, каковы его возможные причины и эмоции.
1. Что такое конфликт.
Что такое конфликт? (Выслушать названные слова: злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа и т.д.).
Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Давайте прикрепим ваши листочки к дереву первоначальных знаний.
2. Упражнение “Ассоциации”.
Если конфликт – это одежда, то какая? Если мебель, то какая?
Какой можно сделать вывод? (У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная).
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями.
Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы ещё убедимся в этом при выполнении упражнения:
3. Упражнение “Снежинки”. Его алгоритм:
- Молча возьмите листок.
- Сложите его пополам.
- Оторвите правый верхний угол.
- Сложите ещё раз пополам.
- Ещё раз оторвите правый верхний угол.
- Ещё раз сложите пополам.
- И ещё раз оторвите верхний правый угол.
- Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.
Рефлексия.
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? (Ответы).
А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.
Конфликт “Учащийся-учащийся”
Косвенно педагога всегда втянут в конфликтные отношения между учащимися, и он обязан участвовать в их разрешении.
Причины конфликтных ситуаций в классе:
Атмосфера соперничества; вражды, нетерпимости, недоверия, неумение общаться, неадекватность выражения эмоций, отсутствие навыков разрешения конфликтов, злоупотребление властью со стороны педагогов.
Сами конфликты в педагогическом процессе можно разделить на три вида.
Первый - конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы сверстников). Такие ситуации уладить легче всего.
Второй - конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями (включая стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в противоречие с желаниями других людей. С этими конфликтами справиться труднее, так как причины их скрыты.
Третий - конфликты между личностными ценностями. Это самый трудный случай. Когда ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем это как угрозу смыслу своей жизни и становимся совершенно нетерпимыми (необязательно считать, что речь при этом идет о религиозных или политических взглядах). Конфликты между целями относятся к той же категории. У каждого человека есть какие-то цели; наши старания достигнуть цели отражают ее ценность для нас. Когда вступают в противоречие цели разных людей, достичь согласия нелегко.
Как распознать какой именно конфликт происходит? Например, учащиеся обсуждают какую-то захватывающую проблему и спорят, кому из них высказываться первому. Что это - борьба за власть или за ресурс, т. е. право первого голоса? Возможно, то и другое. Но разрешить конфликт можно только тогда, когда ясна его суть.
Американский педагог-исследователь В. Крайдлер предлагает такую “формулу конфликта”. Два (или более) человека вступают во взаимодействие и ощущают несовместимые отличия друг от друга или угрозу своим ресурсам, возможностям, потребностям, ценностям. В ответ изменяется их поведение. В этом - суть любого конфликта.
При возникновении конфликта особое внимание следует обратить на обстоятельства, его усиливающие. Среди таковых можно выделить:
- если в поведении участников преобладают отрицательные эмоции (гнев, фрустрация и др.);
- если усилится ощущение угрозы;
- если в конфликт окажутся втянутыми другие люди;
- если учащиеся до конфликта не были дружны;
- если учащиеся не владеют навыками общения и решения конфликтов.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в своей учебной группе. Например, в средних классах общеобразовательной школы часто конфликтуют между собой группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного учащегося и всего класса. По наблюдениям психологов (О.Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных. К сожалению, в последнее время подобное негативное явление стало все чаще встречаться и в детской, и в подростково-молодежной среде.
Кроме того, было подтверждено, что конфликтные юноши воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура), поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс). Не злоупотребляйте наказаниями!
Конфликты в среде учащихся обусловлены важной особенностью возраста и социального статуса: с одной стороны, учащиеся считают себя взрослыми и пытаются вести соответствующим образом, а с другой, находятся в полной или частичной материальной зависимости от своих родителей. Это не позволяет им обрести равное положение со взрослыми, поэтому в среде сверстников они пытаются компенсировать свою неудовлетворенность занимаемым положением и агрессивными формами поведения, демонстрируя свою взрослость перед теми, кто в физическом или личностном плане слабее их. Как и любые конфликты, возникающие в малых группах, конфликты в среде учащихся полностью изжить практически невозможно. Усилия педагога должны быть в первую очередь направлены на то, чтобы предотвратить конфликтные взаимоотношения учащихся. Заметную роль в этом может сыграть дисциплина - умение обеспечить каждому учащемуся необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
Большое влияние на конфликтное поведение учащихся оказывает личность педагога. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия педагога с другими учащимися служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогический такт первого педагога (учителя) оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся. Личностный стиль и педагогическая тактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения учащихся друг с другом.
Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты учащихся, регулировать их. Это, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Что нужно для того, чтобы не дать разгореться конфликту? Самое главное - сосредоточиться на проблеме, а не на участниках; погасить проявление отрицательных эмоций и устранить ощущение угрозы, объективно разобраться конфликтной ситуации.
Упражнение «Я в конфликте»
Цели:
- выразить свое видение самого себя в сложной ситуации
- дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.
Участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации. Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.
Тест «30 пословиц»
Инструкция к тесту:
«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.
Оценка 3 не должна использоваться вовсе.
Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».
После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.
Бланк теста «30 пословиц»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Тест «30 пословиц»
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Рука руку моет.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
- Кто сильнее, тот и прав.
- Не подмажешь — не поедешь.
- С паршивой овцы хоть шерсти клок.
- Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
- Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
- Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
- Убивай врагов своей добротой.
- Честная сделка не вызывает ссоры.
- Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
- Дерись подольше, да ума набирайся побольше.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Добро слово победит.
- Ты — мне, я — тебе.
- Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
- Кто спорит — ни гроша не стоит.
- Кто не отступает — тот обращает в бегство.
- Ласковый теленок двух маток сосет.
- Кто дарит — друзей наживает.
- Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
- Лучший способ решить конфликт — избежать его.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Кротость торжествует над злом.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Интерпретация
1-й тип - «черепашка». У людей такого типа - большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.
3-й тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й тип — «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
- «акулы» чаще используют соревнование»;
- «черепахи» – уклонение;
- «медвежата» – приспособление;
- «лисы» – компромисс»;
- «совы» – сотрудничество.
Упр. «Четыре квадрата»
Благодаря этому упражнению можно проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, оно способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими.
«Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)
1 | 2 |
3 | 4 |
Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».
После того как задание выполнено, тренер предлагает «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваши качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».
После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».
После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».
После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!
Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом Деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.
Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».
Иногда участники испытывают затруднения при переформулировании своих качеств. Нужно предоставить им возможность обратиться за помощью к тренеру или к группе в целом (в этом случае процесс может стать увлекательной тренировкой для всей группы).
Обсуждение может касаться того, какие качества было анализировать и переформулировывать, положительные или отрицательные, в каких ситуациях может пригодиться этот навык.
Тренер может предложить участникам проанализировать по той же схеме своих оппонентов по потенциальному или уже разгоревшемуся конфликту. Такой подход к «противнику» помогает найти в нем позитивные качества и иногда меняет отношение к нему, минимизируя риск конфликтного развития событий. Полезным может оказаться и анализ своих качеств с точки зрения оппонента.
Рефлексия
- Что нового и полезного вы узнали сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"
Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...
Психологические причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте
Причины возникновения конфликтов...
Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»
В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...
Организация в МБОУ СОШ № 180работы по профилактике экстремизма, предупреждению межнациональных конфликтов в подростковой и молодежной среде
анализ и организация работы в ОУ по профилактике экстремизма...
«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».
Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...
Межличностные конфликты в подростковой среде.
Виды конфликтов и способы выхода из них. Школа толеранстности....
Конфликты в подростковой среде
В материале рассматриваются типы, виды конфликтов, стили поведения, наиболее частые конфликтогены, причины и виды конфликтов в подростковом возрасте, ошибки родителей,правила и приемы реше...