Система подготовки к ЕГЭ по математике
статья (11 класс) на тему

Яблоновская Ирина Александровна

Система подготовки к ЕГЭ по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки к ЕГЭ по математике

       Основная цель введения ЕГЭ – это независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Поэтому в жизни каждого выпускника школы ЕГЭ - серьёзное испытание. Для того чтобы к ЕГЭ подготовиться, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы,  процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.  Конечно, задания ЕГЭ  составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. И раньше не просто было подготовить учащихся к экзамену. С 2015 года  экзаменов стало два – базовый и профильный. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдаче уже двух экзаменов?»  А научить школьника математике и подготовить к успешной сдаче  ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи.

  Выделяю пункты  готовности обучающихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ:

  1. информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правила заполнения бланков и т.д.);
  2. предметная готовность (качество подготовки по математике, умение выполнять задания КИМов);
  3. психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзаменов). 

Проводится информационная работа, как с детьми, так и с их родителями. На родительских собраниях освещаются следующие вопросы:

- общие положения проведения ЕГЭ;

- сроки и общие правила проведения ЕГЭ;

- результаты пробных ЕГЭ;

- информационные сайты подготовки к ЕГЭ.

      Главное в моей работе как учителя - это предметная подготовка обучающихся по математике и к сдаче ЕГЭ. Начинаю такую подготовку с 10 класса. Выстраиваю подготовку так, чтобы от простого переходить к сложному. Вначале рассматриваем типовые задачи базового уровня и  1 части профильного уровня. Учащиеся должны научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения. Задания разбираем по темам. А когда все темы пройдены, или почти пройдены, приступаем к комплексным тестам, примерно со 2 полугодия 11 класса, когда непосредственная подготовка к экзамену начинается в ходе повторения. У обучающихся уже накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности. Каждая тема дается в сжатом виде с основными акцентами, разбираются типовые задания. На каждую тему отводится  несколько занятий (обычно 2-3). Основная отработка заданий ведется в комплексных тестах, когда заканчивается обобщающее тематическое повторение. Все тренировочные и диагностические работы стараюсь проводить с жестким ограничением времени, чтобы заранее привыкали и умели контролировать время. Также стараюсь учить учащихся использовать личный запас знаний, применяя различные «хитрости» для получения ответа наиболее простым и понятным способом, применяя метод логического рассуждения.

Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 10 класса;

2. Собирать учебный материал (по типу ЕГЭ) и использовать готовые печатные и

    электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи»;

4. Психологическая подготовка к  ЕГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (факультативных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

Систематически на уроках каждому раздаю тест в 10,11 классах. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом объясняю, где и как можно было решить задачу быстро и хитро, чтобы сэкономить время. Также выдаю тесты для работы дома, чтобы была возможность попробовать найти решение предложенных задач.

Когда уже удается заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи»: учу определять трудность заданий; знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой; приучаю ребят к методу  внимательного просмотра: «Нет ли короткого пути решения? Продвигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту.

Чтобы  работу по подготовке к  экзамену проводить в течение всего учебного года, в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала. КИМы в основном распечатываю сама.

Все интересные задания стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы. Консультации индивидуальные. Ребята знают, что с вопросами базового уровня и 1 части профильного уровня,  можно подойти в любое время, но вопросы второй части  профильного уровня требуется больше времени и подготовки, поэтому заранее договариваемся и учащиеся приходят в назначенное время.  По результатам выполнения   уже выявляются  два, три ученика, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий, но работа с ними проводится индивидуально.

Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют  индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных  материалов.  Работая с КИМами  с 10 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории. Несколько раз в течение года проводятся пробные экзамены, репетиционный экзамен, диагностические работы.

Стараюсь максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 10 - 11 классах систематически провожу факультативную работу по предмету. У нас в школе в расписании отведен 1 час на изучение  курса «Подготовка к ЕГЭ по математике» и 1 час на изучение курса «Решение задач исследовательского характера».  Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики,  помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену.

Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно - ориентированного подхода. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения разделяю класс на 3 группы.

1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования.

2 группа - обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать балл, достаточный для поступления в учебное заведение, не предъявляющего высокие требования к уровню математической подготовки.

3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в ВУЗ.

Осуществление индивидуальной и уровневой подготовки к ЕГЭ осуществляю через использование ИКТ. Наличие в интернете открытого банка заданий ЕГЭ позволяет включать задания из открытого банка в текущий процесс, а на завершающем этапе подготовки к экзамену эффективно проводить диагностику недостатков усвоения отдельных тем и их устранение путем решения конкретных серий задач. Открытый банк заданий дает возможность проходить в школе и дома диагностические работы в режиме он - лайн. Используемые интернет – ресурсы:

  1. Информационный портал ЕГЭ,
  2. Образовательный портал  Решу ЕГЭ,
  3. Сайт Дмитрия Гущина,
  4. Сайт Алексея Ларина.

Психологическая подготовка.

  1. В первую очередь работаю над повышением уровня мотивации как основы хороших результатов.
  1. Продолжаю развивать такие качества личности, как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке, самостоятельность.
  2. Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности.
  3. Каждый обучающийся должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить.
  4. Готовлю обучающихся к длительному самостоятельному занятию предметом, требую объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению.
  5. Обязательно учу стратегии выполнения работы, правильно распределять свое время при выполнении работы, уметь конкретизоваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками.

Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. Подготовка - это не только натаскивание и отработка заданий прошлых лет. Это готовность обучающихся работать с КИМами, изучение программного материала с включением заданий текстов и в той форме, что и в ЕГЭ, работа над устранением пробелов в знаниях, развитие умений рационально организовывать свою деятельность, уметь ориентироваться во времени, в выборе посильных заданий.

Все эти действия помогают выпускникам подготовить себя психологически к процессу сдачи экзамена,  укрепляет в обучающихся чувство уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование Дневника.ру в создании системы подготовки к ЕГЭ по математике в районном методическом объединении"

Проект представлен на конкурс "Инноватика в образовании" Забайкальского образовательного форума-2012....

Программа курса «Система подготовки к ЕГЭ по математике» для учащихся 11 класса

Пояснительная запискаЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире м...

Система подготовки к ГИА. по математике. ( из опыта работы).

В работе рассказывается о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...

Система подготовки к ГИА по математике

В статье рассмотрены принципы эффективной подготовки к ГИА, методические приемы для качественной подготовки (приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи, инсценировка "тупика" в реш...

Система подготовки к ЕГЭ по математике

В данной  методической теме показаны этапы работы  и система работы учителя при подготовке ЕГЭ по математике....

Система подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 10-11 классов

Делюсь опытом подготовки учащихся к ЕГЭ....

Система подготовки к ЕГЭ по математики

Каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Ведущая идея моего опыта - повышение качества математической подготовки школьников на основе ис...