Уровневая характеристика сформированности ключевых компетенций у учащихся III ступени
статья на тему
Предварительный просмотр:
УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ III СТУПЕНИ
Компетентностный подход в образовании ориентирует на получение практических результатов образовательного процесса и основывается на культуре саморазвития учащегося. С точки зрения компетентностного подхода важным становится умение ученика самостоятельно решать проблемы, для чего в процессе обучения и формируются ключевые компетенции. Они позволяют человеку самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, формируют личность, раскрывают её задатки. А учитель должен создавать условия для развития задатков и способностей учеников. В этом случае результатом образования становится выпускник, готовый решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Компетенция включает в себя следующие составляющие:
- Когнитивную – знания, опыт;
- Функциональную – умения, владение;
- Личностную – поведенческие умения в конкретной ситуации;
- Этическую – наличие определённых личностных и профессиональных ценностей.
Ключевые компетенции формируются следующими путями:
- освоение новых видов деятельности, затребованных в жизни;
-использование современных технологий;
- увеличение роли самостоятельной работы учащихся;
- увеличение ответственности самих учащихся.
Таким образом, компетентностная модель выпускника III ступени включает в себя:
- Компетенции: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную, информационную, социально-правовую, здоровьесбережения
- Личностные качества: познавательную и творческую активность, ответственность, критическое мышление, умение рефлексировать
- Профессиональное самоопределение: готовность к выбору профессии.
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
здоровьесбережение | ||
знания по вопросам здоровьесбережения поверхностные, бессистемные; - не применяет полученные знания в области здоровьесбережения относительно своего здоровья, не соблюдает правила здорового образа жизни, не участвует в школьных спортивных мероприятиях, не вовлечен в спортивную деятельность; низкая успеваемость по предмету «Физическая культура»; – низкая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, несформированность мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья. | недостаточная степень глубины и си- стемности знаний в области здоровьесбережения; - использует полученные знания в области здоровьесбережения на практике, но не всегда придерживается правил здорового образа жизни, иногда участвует в деятельности школы, ориентированной на здоровьесбережение, вовлечен в спортивную деятельность; хорошая успеваемость по предмету «Физическая культура»; - недостаточно высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей и степень мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья. | знания в области здоровьесбережения глубокие, системные; - осуществляет нормы здорового образа жизни на практике, активно участвует во всех спортивных мероприятиях, занимается спортом, посещает секции; высокая успеваемость по предмету «Физическая культура»; - высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей и степень мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья. |
Социальная компетенция | ||
- знания основ социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, со сверстниками, со старшими поверхностные, бессистемные; - пассивное участие в работе институтов самоуправления и общественных организаций, в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, социальных проектах; есть нарушения устава школы или правонарушения; не проявляет терпимости к мнению других; не сформированность основных нравственных, этических, правовых и трудовых представлений норм и правил; - неспособность учащегося брать на себя ответственность, эмоциональная нестабильность, не умение контролировать свое поведение, есть асоциальные поступки. | - недостаточная степень глубины и системности знаний основ социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, со сверстниками, со старшими; - участие в работе институтов самоуправления и общественных организаций, социальных проектах; результаты участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах не высокие; есть незначительные нарушения устава школы; проявляет терпимость к мнению других; частичная сформированность основных нравственных, этических, правовых и трудовых представлений норм и правил; - способность учащегося частично брать на себя ответственность за поступки, контролировать своё поведение, проявляет активность в общественной и социальной деятельности школы. | - знания основ социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, со сверстниками, со старшими глубокие, системные; - активное участие, стремление быть лидером в работе институтов самоуправления и общественных организаций; активная внеурочная деятельность, занятость в учреждениях дополнительного образования, высокая результативность в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; отсутствие нарушений устава школы, умеет работать в группе, сформированность основных нравственных, этических, правовых и трудовых представлений норм и правил; - способность учащегося брать на себя ответственность за свои поступки, само- контроль в своих действиях, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, мобилен и социально активен. |
Социально-правовая компетенция | ||
- знания в области права, правовых понятий и терминов фрагментарны и поверхностны; - наличие отрицательного социально- правового опыта, склонны к правонарушениям, не умеют работать с правовой информацией, подбирать и анализировать правовые документы; - низкая правовая культура, не в полной мере осознают и проявляют ответственность за свои поступки. | - знания в области права, правовых понятий и терминов соответствует программе, но не умеют оперировать правовыми понятиями, терминами; объем знаний достаточный; - терпимо относятся к правонарушениям окружающих, хотя сами их не совершают, допускают ошибки при отборе нормативно-правовых актов, способны определить проблему и пути её решения; - проявляют среднюю правовую активность, осознают и проявляют ответственность за свои поступки. | - знания в области права, правовых понятий и терминов соответствует программе, стремятся к их постоянному пополнению и совершенствованию; объем знаний высокий; - умение оценивать и анализировать социально-правовые явления с точки зрения допустимости личной и общественной значимости, требовательны к правомерному поведению окружающих, способны самостоятельно проводить поиск и анализ нормативно-правовых документов, определять проблему и пути её решения; - высокая правовая активность, ответственны за свои поступки, само- контроль в своих действиях, активно включены в правовую деятельность, исследования. |
коммуникативная | ||
- знания о способах коммуникации (устная, письменная, продуктивная), специальной терминологии и правил, языков поверхностные, бессистемные; - не умение планировать коммуникативную деятельность, пассивность, нежелание вступать в коммуникацию, высказывать свою позицию, нетерпимость к мнению других; монологическая и диалогическая речь развита на низком уровне; низкая успеваемость по предмету «Русский язык, иностранный язык»; наличие деструктивных последствий конфликтов в общении; - не развитость коммуникативных качеств; слабая способность к самоуправлению в общении, принятию решения и ответственности. | - недостаточная степень глубины и системности знания о способах коммуникации (устная, письменная, продуктивная), специальной терминологии и правил, языков; - определяет необходимость своего участия в коммуникации, делать выводы, под- водить итоги, заявлять и отстаивать свою точку зрения; способен к сотрудничеству и работе в группе; проявляет терпимость к мнению других; монологическая и диалогическая речь развита на хорошем уровне; хорошая успеваемость по предмету «Русский язык, иностранный язык»; отсутствие деструктивных последствий конфликтов в общении; - хорошо развиты коммуникативные качества; способны к самоуправлению в общении, принятию решения и ответственности. | знания о способах коммуникации (устная, письменная, продуктивная), специальной терминологии и правил, языков глубокие, системные; - самоопределение в коммуникативной ситуации, умение устанавливать кон- такт, делать выводы, подводить итоги обсуждения, заявлять свою позицию, формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения; владеет навыком публичных выступлений; способен к сотрудничеству, оказывает помощь другим; развитая монологическая и диалогическая речь; высокая успеваемость по предмету «Русский язык, иностранный язык», высокие оценки за творческие, исследовательские работы; умение разрешать конфликты в общении; - высоко развиты коммуникативные качества; способны к самоуправлению в общении, правильно оценить коммуникативную ситуацию и ориентироваться в ней, способность оптимально строить свою речь; обладает навыками сотрудничества в различных областях и социальных группах; стремится быть лидером при командной работе. |
информационная | ||
знание основ поисковой познавательной деятельности, методов работы с информацией и компьютерной грамотности поверхностные, бессистемные; не способен без помощи учителя искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию адекватной задаче, допускает ошибки в подборе, систематизации материала, или полностью заимствует с литературы, Интернета; слабо развиты навыки работы с различными источниками информации; слабое владение основ информационных и телекоммуникационных технологий; - не проявляют интерес к работе с информацией и информационными технология- ми, пассивны. | недостаточная степень глубины и системности знания основ познавательной деятельности, методов работы с информацией и компьютерной грамотности; способен самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, но при этом до- пускает незначительные неточности в вы- полнении задания, слабо систематизирует материал; хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации; хорошее владение основ информационных и телекоммуникационных технологий; - проявляют потребность, готовность и интерес к получению знаний и умений работы с информацией и информационными технологиями, активны. | знание основ поисковой познавательной деятельности, методов работы с информацией и компьютерной грамотности глубокие, системные; способен самостоятельно определять источники информации и стратегию её поиска, анализировать, отбирать, упорядочивать, преобразовывать и передавать информацию адекватной задаче; владеет навыками работы с различными источниками информации, умеет ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; владеет современными IT и практическими навыками работы с компьютером и сетью Интернет; - стремятся к совершенствованию своих знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и работы с информацией использования их в учеб- ной и повседневной деятельности. |
Учебно-познавательная | ||
знание основ, приёмов самостоятельной познавательной деятельности поверхностные, бессистемные; - не способен самостоятельно планировать свою учебную познавательную деятельность, применять освоенные способы в новых ситуациях, выполняет только предписанные действия с опорой на инструкцию в известной неизменяющейся ситуации, выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью учителя; не задает вопросы по сути проблемы, не замечает свои ошибки и не умеет их исправлять; удовлетворительный уровень освоения стандарта по предметам; - демонстрирует безразличие, пассивность к учебной деятельности, не проявляет творчество, инициативу в решении проблемы, задачи без дополнительного стимулирования выполнить порученную работу, стремится снять с себя ответственность. | недостаточная степень глубины и системности знания основ, приёмов самостоятельной познавательной деятельности; - способен самостоятельно планировать свою познавательную деятельность, самостоятельно выполнять типовые действия, требующие выбора методов из числа известных в предсказуемых изменяемых условиях; не всегда задает вопросы по сути проблемы, но способен устранить и исправить допущенные ошибки по рекомендации учителя; способен к выполнению творческой и проектной деятельности и демонстрации своих результатов с помощью учителя; хороший уровень освоения стандарта по предметам; - демонстрирует позитивное отношение к учебной деятельности, ситуативно проявляет творчество, инициативу без дополнительного стимулирования, проявляет ответственность к порученному делу, познавательную активность, интерес. | знание основ, приёмов самостоятельной познавательной деятельности глубокие, системные; - организовывает собственную познавательную деятельность, применяет знания, освоенные способы решения проблем, за- дач в новых незнакомых ситуациях; задает вопросы по сути проблемы, замечает свои ошибки и умеет их исправлять; вовлечен в проектную и исследовательскую деятельность предполагающая получение нового знания, требующих различных инновационных подходов и методов решения; публично демонстрирует результаты своих исследований с использованием компьютерных средств и технологий; высокий уровень освоения стандарта по предметам; - проявляет настойчивость, познавательную активность, стремится к постоянному самосовершенствованию, демонстрирует упорство по достижению поставленных целей, творческий подход, готовность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность за свою деятельность, постоянно стремится выполнить более сложное задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.
Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...
Формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках модернизации образования.
Статья посвящена вопросу формирования ключевых компетенций у учащихся .Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизне...
Диагностика сформированности ключевых компетенций на уроках географии при проблемно-диалоговом обучении
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:-...
Порфолио как один из методов оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся
Роль портфолио в процессе формирования и проверки ключевых компетенций студентов. Структура портфолио студентов. Виды портфолио. Оценка портфолио....
«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...
Создание системы оценивания сформированности ключевых компетенций в процессе урочной и внеурочной деятельности
Описание методической системы...
Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций
Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций...