Создание системы оценивания сформированности ключевых компетенций в процессе урочной и внеурочной деятельности
методическая разработка по истории на тему
Предварительный просмотр:
Непомнящих Юлия Владимировна
Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой,
и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Методическая система учителя
Создание системы оценивания сформированности ключевых компетенций в процессе урочной и внеурочной деятельности
Приоритетным направлением современной образовательной политики России является комплексная модернизация образования на всех его уровнях и ступенях. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Концепции модернизации образования на период до 2010 года», «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия 2020», Федеральном государственном образовательном стандарте, Законе РФ «Об образовании» № 273-ФЗ. В стратегии инновационного развития Российской Федерации «Инновационная Россия 2020» напрямую подчёркивается тот факт, что учреждения образования не стали для учащихся «школой инноваций», целенаправленная работа по формированию компетенций только началась. В этой связи перед системой образования выдвигается задача построения компетентностно-ориентированного образования с решением комплекса новых задач – от проектирования компетентностной модели выпускника до оценки фактического уровня сформированности ключевых компетенций учащихся.
Свою задачу как учителя истории я вижу в создании собственной методической системы, основанной на компетентностном подходе. Но сразу возникает проблема реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Сложность объясняется следующими факторами:
- нет единого определения «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход»;
- нет единого механизма, алгоритма, технологии, не разработаны условия перехода образовательной организации на компетентностный подход;
- нет системы оценивания компетенций.
Система оценивания результатов учебной деятельности – одна из самых основных проблем образовательного процесса школы. С данной проблемой мы столкнулись, когда приступили к разработке основной образовательной программы основного общего образования. Наша школа с 2010 года в пилотном режиме реализует ФГОС на начальной ступени обучения, с 2012 года – на основной. Как руководитель организации принимала непосредственное участие в создании ООП ООО, а именно – разработала целевой и организационный разделы. Подраздел «Система оценки» разрабатывала на основе примерной ООП. Однако, вопросов оставалось много, с самого начала было понятно, что и как ООП НОО, эту программу не раз ещё придётся дорабатывать, корректировать. Ответы на многие вопросы я получила, поучаствовав во всероссийском телекоммуникационном проекте-конкурсе «Разрабатываем ООП в условиях реализации ФГОС». Материал проекта помог внести ясность, полученные рекомендации, практические советы использую в своей работе.
На первом этапе при создании системы оценивания в школе, важно определиться: какой подход будет использоваться. У школ есть альтернатива: или системно-деятельностный или компетентностный. Если системно-деятельностный – оцениваем УУД, если компетентностный – компетенции. Однако, УУД колосально сложно оценить, как правило используется огромное множество психологических методик – это перегружает работу и администрации, и учителя, а педагога-психолога в школе нет. Оценивание и мониторинг компетенций не требует больших усилий, требуется одно: все должно быть в системе. При этом компетентностный подход не противостоит ФГОС и УУД.
УУД и компетенции близки по смыслу, большой разницы нет: что оценивать и формировать, единственное преимущество компетентностного подхода – большое количество разработанных методик и способов - практически все уже создано, в системно-деятельностном такого инструментария нет.
Так сучилось, что переход на ФГОС на основной ступени совпал с изменениями в моей профессиональной деятельности: с сентября 2012 года стала преподавать по специальности – историю и обществознание в 5-9 классах (до этого преподавала русский язык и литературу в 5-7 классах), в этом учебном году преподаю ещё «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе (модуль «Основы православной культуры»).
В процессе создания ООП ООО заинтересовалась проблемой создания системы оценивания сформированности ключевых компетенций.
Цель методической системы: проектирование системы оценки уровня сформированности учащихся.
Задачи:
- выявить методы, формы и средства оценивания ключевых компетенций учащихся;
- определить критерии и шкалу оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся;
- разработать фонд оценочных средств сформированности ключевых компетенций учащихся.
Для формирования и оценивания выделила три ключевых компетенции: коммуникативную, информационную, учебно-познавательную. На подготовительном этапе, изучив литературу, дала характеристику каждой из компетенций и изучила способы формирования ключевых компетенций. Выделяю следующие пути формирования ключевых компетенций учащихся:
- освоение новых видов деятельности затребованных в любых жизненных ситуациях;
- использование адекватных современных образовательных технологий;
- многообразие методов и форм организационной деятельности;
- увеличение роли самостоятельной работы учащихся.
Затем для формирования каждой из ключевых компетенций подобрала способы оценивания, формы урока, методы и приёмы формирования, компетентностно-ориентированные педагогические технологии.
Задача учителя продумать и организовать активную работу учащихся, обеспечить необходимые условия средствами. Без самостоятельной, осознанной, мотивированной деятельности учащихся не может быть процесса усвоения, урок просто превращается в процесс информированности. От того, насколько чётко учитель определит, какие компетентности будут формироваться при изучении дисциплины, темы, зависят цели конкретного урока, организация всей учебной деятельности.
Способов оценивания ключевых компетенций учащихся существует достаточно много. Главное: следует учитывать то, что ни один из способов оценивания не может оценить уровень компетентности, только комплексное использование общепринятых и инновационных методов и средств оценивания может гарантировать результат. В своей работе использую: компетентностно-ориентированные задания различной модификации, компетентностно-ориентированные тестовые задания, портфолио, рейтинговую накопительную систему.
При выполнении компетентностно-ориентированных заданий учащимся необходимо тщательно прорабатывать теоретический материал, привлекать дополнительную литературу, что способствует усвоению не суммы готовых знаний, а методов их приобретения, более глубокому усвоению уже полученного материала.
Использую следующие компетентностно-ориентированные задания: создание кроссвордов по теме, курсу; создание кластеров, концептуальных таблиц, разработка тестовых заданий по алгоритму, ситуативных задач, написание очерков, эссе, сочинений, создание компьютерных презентаций по теме, проблеме, подготовка доклада, выполнение проектов, исследований. Привлечение к учебно-исследовательской и проектной деятельности позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы и показать публично достигнутый результат.
Для оценки уровня сформированности ключевых компетентностей использую компетентностно-ориентированные тестовые задания, главной целью которых является выявление сформированности или не сформированности тех или иных компетенций. Главное: переход должен быть постепенным. На первых порах предлагаю учащимся комбинированные тесты, куда входят и задания закрытого типа, задания на соответствие, на установление последовательности и задания открытого типа. По мере прохождения материала тестовые задания усложняю.
Другим способом оценки сформированности ключевых компетенций учащихся является технология «Портфолио». Использую «тематический портфолио». В начале изучения предмета (сентябрь) необходимо объявить о формах и периодичности контроля, способах защиты портфолио; критерии оценки заранее известны, открыты и согласованы с учащимися. На каждого ученика заводится электронный архив, в котором фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались.
Применяю рейтинговую накопительную критериально-ориентированную технологию оценивания учебных достижений учащихся. Образовательный процесс проектируется на основе определения компетенций, каждая из которых развивается посредством определённых видов деятельности. Каждый вид деятельности оценивается соответствующим количеством баллов по разработанным критериям. Достоинство такого оценивания заключается в том, что учащиеся могут своевременно принять меры, если их не удовлетворяют полученные баллы. Контроль результатов должен быть постоянным, систематическим и осуществляться на всех этапах. Оказываю консультативную помощь в выполнении самостоятельной работы учащимися. При консультативной помощи я, с одной стороны, оказываю учащемуся помощь при индивидуальной консультации по выполнению самостоятельных заданий, с другой стороны – осуществляю контроль и оцениванию индивидуальную работу каждого ученика. В своей работе использую:
- карту самостоятельной работы,
- карту оценивания доклада, выступления;
- карту оценки тестовых заданий;
- портфолио и т.д.
В карте самостоятельной работы отражены виды самостоятельных работ, указан срок сдачи, а также отмечается факт выполнения работы (указаны баллы, полученные за работу). Карта самостоятельной работы выдаётся на первом занятии учащемуся и заполняется по мере выполнения работ, мною ведётся ведомость выполнения самостоятельных заданий каждого ученика.
Итак, организуя работу по созданию системы оценивания, необходимо, во-первых, на основе выявленных узловых тем подразделить предмет на несколько модулей; во-вторых, в начале изучения предмета на первых уроках договориться с учащимися по критериям распределения баллов по видам работ, о сроках сдачи и периодичности проведения контрольных мероприятий, о формах и методах оценивания. Необходимо провести такую разъяснительную работу, чтобы каждому учащемуся стали понятны критерии оценивания, и он отдавал себе отчёт, что необходимо сделать для того, чтобы получить ту или иную отметку. В-третьих, необходимо предложить учащимся разнообразные виды самостоятельной работы: кластеры, кроссворды, схемы, концептуальные таблицы, эссе, очерки, и т.д. В процессе выполнения таких работ, учащимся необходимо тщательно прорабатывать теоретический материал, привлекая дополнительную литературу, что способствует более глубокому усвоению материала. Также привлекаю учащихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые закладывают основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности.
На первых порах необходимо показывать и объяснять на примерах как надо структурировать, выделять главное, схематизировать, пока ученики не освоят алгоритм деятельности. Затем можно постепенно усложнять виды самостоятельных работ, при этом учащиеся получают подробный инструктаж о выполнении заданий.
Такая система оценивания мотивирует учащихся, повышает их заинтересованность и ответственность за результаты учебной деятельности.
Свою задачу я вижу в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения и процедур оценивания, создать фонд оценочных средств. Как я уже говорила выше, оценивание и мониторинг компетенций не требует больших усилий, требуется одно: все должно быть в системе. Однако, имеется трудность в выставлении оценок в журнал. Чтобы устранить это противоречие, разработала механизм перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания.
Составляющие системы оценки ключевых компетенций учащихся можно представить схематично (Схема 1).
Анализируя итоги первого года реализации методической системы, понимаю, что говорить о системе оценивания сформированности ключевых компетенций пока рано. Однако уже сейчас можно сказать, что применение в учебном процессе инновационных средств, позволяющих оценить уровень сформированности компетенций: компетентностно-ориентированные задания, компетентностно-ориентированные тестовые задания, портфолио, рейтинговая накопительная система, обосновано, поскольку общепринятые методы и средства проверки ориентированы в большой степени на оценивание знаниевого компонента.
Результатами своей педагогической деятельности считаю:
• Достаточный уровень усвоения программного материала;
• Высокий уровень учебной мотивации;
• Сформированность навыков проектной и исследовательской деятельности;
• возрождения гражданско - патриотических качеств личности, приверженность к демократическим принципам, гуманистическим идеалам, терпимость, понимание многообразности мира и различных культур.
Схема 1. Составляющие системы оценки ключевых компетенций учащихся
Стратегия оценивания планируемых результатов | Система оценок | Методы оценивания | Процедура и правила оценки |
Важной составляющей образовательного результата является совокупность ключевых компетенций: - учебно-познавательная - информационная - коммуникативная Технологии реализации компетенций: 1) Посредством использования средств информационных технологий на уроках 2) посредством исследовательской и проектной деятельности. 3) использования модульных технологий 4)критериально-ориентированной технологией оценивания и др. Мониторинг сформированности ключевых компетенций - демонстрация овладения компетенцией, что должен уметь и выполнять учащийся по окончании изучения предмета, курса, модуля. Характеристика компетенции плюс показатели демонстрации владения компетенцией. Показатели сформированности компетенций по четырех бальной шкале: 3, 2, 1, 0. 3 – показатель ярко выраженный; 2 – показатель заметно выражен; 1 – показатель выражен, но проявляется не всегда (редко); 0 – данный показатель не проявляется Диагностика помощью специальных листов, заполняемых всеми предметниками в конце каждого полугодия, вычисляется средний балл Блоки мониторинга: когнитивный компонент (знание и понимание), дятельностный (практическое и оперативное применение знаний) и личностный (личностные качества, установки, ценностные ориентации). | Компетенции и их критерии: Учебно-познавательные компетенции: воспринимает устную информацию с первого предъявления, самостоятельно разбирается с инструкцией учебника, способен самостоятельно выделять главное, осознанно выполняет задания и добивается результата, способен дать правильный развернутый ответ, способен дать объективную оценку результатам работы, способен усвоить программу в нормативные сроки Информационные компетенции имеет знания о способах хранения информации, правилах ее эффективного запоминания, умеет работать с учебной и информационно-познавательной литературой, умеет самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, ее анализировать и отбирать необходимую, умеет ее перерабатывать и предъявлять окружающим Коммуникативные компетенции: владеет способами эффективного позитивного общения, знает особенности взаимодействия людей с учетом их возраста, пола, социального статуса и культурных традиций, проявляет готовность к диалогу и взаимопринятию себя, окружающих и их отношение к себе, умеет позитивно решать конфликтные ситуации, имеет свой индивидуальный стиль позитивного общения и взаимодействия с окружающими. Способы оценивания ключевых компетенций: Текущий контроль – КОЗ Промежуточный – тестовые задания Итоговый – блок заданий, которые позволяют проверить не только степень усвоения учебного материала, но и основные умения и навыки. | Рейтинговая накопительная система оценивания, предусматривающая переход от констатирующего к накопительному статусу баллов, основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащегося, предусмотренных образовательной программой. Элементы технологии: Общественный договор. Общественный договор может осуществляться на нескольких уровнях: - в начале четверти или полугодия учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться; - каждая работа также может оцениваться на основании ряда критериев и инструкций к ним, которые также вырабатываются в ходе общественного договора. Рубрики (инструкции по оцениванию) делают процедуру оценивания максимально прозрачной. В рубриках расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Работа над ошибками логично встраивается именно при критериальном оценивании. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ Прибавление, а не уменьшение. Описать уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение. Итоговое оценивание - по каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную. | Обобщающие уроки проходят в виде семинаров, на которых учащиеся выступают с докладами, сообщениями, рефератами по проблемным темам. Организация контроля является логическим продолжением заложенного разноуровневого дифференцированного подхода. Учащимся предлагается целый блок заданий. Задания составляются в соответствии с ФГОС, Примерными программами для основной и средней (полной) школы и позволяют проверить не только степень усвоения учебного материала, но и основные умения и навыки. Например, по истории: Количество заданий от 14 до 18, каждое из которых имеет оценку в баллах в зависимости от степени сложности: 1 балл – задания проверяют знание понятийного аппарата, дат основных событий, 2 балла – задания на знание исторических фактов, 3 балла – задания проверяющие умения и навыки в проведении учащимися анализа, сравнения, выделения причинно-следственных связей, поиска доказательств, формулирование вывода, 4 балла – задания, которые мотивируют ученика излагать собственную позицию. На оценку 5 необходимо набрать 20 баллов, на 4 – 15 баллов, на 3 – 10 баллов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Формирование ключевых компетенций учащихся во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности
Статья была опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Отражение основных идей ФГОС основного общего образования в программе и учебниках по географии Издат...
Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...
Порфолио как один из методов оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся
Роль портфолио в процессе формирования и проверки ключевых компетенций студентов. Структура портфолио студентов. Виды портфолио. Оценка портфолио....
Из опыта работы: "Использование различных средств физической культуры спортивно-оздоровительной направленности в процессе урочной и внеурочной деятельности".
Использование различных средств физической культуры спортивно-оздоровительной направленности в процессе урочной и внеурочной деятельности, является неотъемлемой частью прцесса физического воспит...
Статья "Формирование учебно-познавательной компетенции школьников в урочной и внеурочной деятельности".
Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности....
Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций
Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций...