Целевые установки и организационные формы внеурочной деятельности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Целевые установки и организационные формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.
Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы; создать условия для развития личностных характеристик каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности; углубить и расширить знания обучающихся; способствовать формированию метапредметных универсальных способов учебной деятельности; создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся; содействовать ресоциализации обучающихся.
Основной целью внеурочной деятельности является создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, их успешной ресоциализации.
Задачи внеурочной деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности, оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития учащегося в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие у обучающихся опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- развития у обучающихся опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- создание условий для расширения рамок общения обучающихся с социумом
- применение активных и творческих форм работы с обучающимися , направленных на присвоение учениками определенных духовно-нравственных ценностей.
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно-ценностное общение
- Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение)
- Художественное творчество
Основные организационные формы, реализуемые в рамках внеурочной деятельности:
- Конкурсы, викторины
- Проектная и исследовательская деятельность
- Конференции
- Общественно полезная деятельность
- Тематические вечера
- Театрализованные представления
- Олимпиады
- Выпуск газет, мультимедийных презентаций и т.п.
- Выставки
- Предметные недели
- Конкурсы, викторины.
Ученические конференции
Главная цель – расширение кругозора, формирование навыков исследовательской работы, культуры общения. Тематика конференций определяется проблемами науки, региона или направлениями исследовательской деятельности обучающихся.
Тематические вечера
Главная цель – создать условия для воспитания российской гражданской идентичности, развития познавательных потребностей. Содержание их должно быть межпредметным: встречи с интересными людьми; тематические беседы; проблемные вечера; музыкальные вечера и др.
Олимпиады
Главная цель – выявить мотивированных и одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать развитию интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники.
Выставки
Главная цель – способствовать развитию интереса обучающихся к содержательной стороне экспозиции, творческих способностей обучающихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, рисунки, выполненные на компьютере, учебные пособия и другие изделия и проекты, созданные участниками.
Предметные недели
Главная цель – создать условия для развития интереса к предмету, личностных качеств обучающихся, расширения их кругозора. Предметная неделя – традиционная форма, позволяющая привлечь всех учеников школы к научно – познавательной и проектной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных потребностей.
Общественно полезная (социально значимая) деятельность
Общественно полезная деятельность, наряду с общением, является ведущим типом психологической деятельности подростков. Она характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу людям. Таким образом, ее целевые установки направлены на развитие личности, реализацию принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегося с окружающим социумом и природой.
Театрализованные представления
Цель данной формы работы – создать условия для развития творческих способностей обучающихся, компетенций взаимодействия в группе.
Выпуск газет, мультимедийных презентаций.
Данные формы внеурочной деятельности по своей сути являются проектными работами. При разовом подходе рекомендуется выпуск тематических газет, посвященных отдельным событиям.
Проектная и исследовательская деятельность
Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперед». В общем понимании проект – это управляемая, ограниченная по ресурсам и срокам деятельность, направленная на достижение конкретного результата – создание определенного уникального продукта; или совокупность описаний свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации. Таким образом, критериями проектной деятельности являются: управляемость, уникальность результата, ограниченность по срокам.
Выступление подготовила
учитель истории и обществознания
Варакина Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС.
Презентация на тему "Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС" ....
школьный интеллектуальный клуб - как форма внеурочной деятельности
Материал очень старый. Это не руководство к действию, а скорее информация к размышлению. Кстати, клуб, пусть и в несколько модифиицрованном виде существует и по сей день. В 2021 году ему исполнилось 2...
Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"
Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....
Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности
Выступление на кафедре естественно-математического цикла...
Применение новых организационных форм учебной деятельности, взаимодействия педагога и обучающихся на основе курса «Шахматная азбука».
В данной публикации размещена статья "Применение новых организационных форм учебной деятельности (организованной образовательной деятельности), взаимодействия педагога и обучающихся (воспитаннико...
"Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности"
Статья «Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности» Класс: 10 БУчитель: Мараник Любовь Викторовна Проектная деятельность также активно применяется мною ...
Организационные модели внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Доклад на заседании методического объединения "Школа педагогического мастерства" о базовой форме внеурочной деятельности...