Целевые установки и организационные формы внеурочной деятельности
статья на тему

Варакина Елена Николаевна

материал для выступления на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Целевые установки и организационные формы   внеурочной  деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.

Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы; создать условия для развития личностных характеристик каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности; углубить и расширить знания обучающихся; способствовать формированию метапредметных универсальных способов учебной деятельности; создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся; содействовать ресоциализации обучающихся. 

Основной целью внеурочной деятельности является создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, их успешной ресоциализации.

Задачи внеурочной деятельности:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности, оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий  для индивидуального развития учащегося  в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие у обучающихся  опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • развития  у обучающихся опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • создание условий  для расширения рамок общения  обучающихся с социумом
  • применение  активных  и творческих  форм работы с обучающимися , направленных на  присвоение учениками  определенных духовно-нравственных ценностей.

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение)
  • Художественное творчество

Основные организационные формы, реализуемые в рамках внеурочной деятельности:

  • Конкурсы, викторины 
  • Проектная и исследовательская деятельность 
  • Конференции
  • Общественно полезная деятельность 
  • Тематические вечера 
  • Театрализованные представления 
  • Олимпиады 
  • Выпуск газет, мультимедийных презентаций  и т.п. 
  • Выставки 
  • Предметные недели 
  • Конкурсы, викторины.

Ученические конференции 
Главная цель – расширение кругозора, формирование навыков исследовательской работы, культуры общения. Тематика конференций определяется проблемами науки, региона или направлениями исследовательской деятельности обучающихся. 
Тематические вечера 
Главная цель – создать условия для воспитания российской гражданской идентичности, развития познавательных потребностей. Содержание их должно быть межпредметным: встречи с интересными людьми; тематические беседы; проблемные вечера; музыкальные вечера и др. 
Олимпиады 
Главная цель – выявить мотивированных и одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать развитию интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники. 
Выставки 
Главная цель – способствовать развитию интереса обучающихся к содержательной стороне экспозиции, творческих способностей обучающихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, рисунки, выполненные на компьютере, учебные пособия и другие изделия и проекты, созданные участниками. 
Предметные недели 
Главная цель – создать условия для развития интереса к предмету, личностных качеств обучающихся, расширения их кругозора. Предметная неделя – традиционная форма, позволяющая привлечь всех учеников школы к научно – познавательной и проектной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных потребностей. 
Общественно полезная (социально значимая) деятельность

Общественно полезная деятельность, наряду с общением, является ведущим типом психологической деятельности подростков. Она характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу людям. Таким образом, ее целевые установки направлены на развитие личности, реализацию принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегося с окружающим социумом и природой. 
Театрализованные представления 
Цель данной формы работы – создать условия для развития творческих способностей обучающихся, компетенций взаимодействия в группе. 
Выпуск газет,  мультимедийных презентаций. 
Данные формы внеурочной деятельности по своей сути являются проектными работами. При разовом подходе рекомендуется выпуск тематических газет, посвященных отдельным событиям.

Проектная и исследовательская деятельность 
Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперед». В общем понимании проект – это управляемая, ограниченная по ресурсам и срокам деятельность, направленная на достижение конкретного результата – создание определенного уникального продукта; или совокупность описаний свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации. Таким образом, критериями проектной деятельности являются: управляемость, уникальность результата, ограниченность по срокам. 

Выступление подготовила

учитель истории и обществознания

Варакина Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС.

Презентация на тему "Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС" ....

школьный интеллектуальный клуб - как форма внеурочной деятельности

Материал очень старый. Это не руководство к действию, а скорее информация к размышлению. Кстати, клуб, пусть и в несколько модифиицрованном виде существует и по сей день. В 2021 году ему исполнилось 2...

Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

Применение новых организационных форм учебной деятельности, взаимодействия педагога и обучающихся на основе курса «Шахматная азбука».

В данной публикации размещена статья "Применение новых организационных форм учебной деятельности (организованной образовательной деятельности), взаимодействия педагога и обучающихся (воспитаннико...

"Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности"

Статья «Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности» Класс: 10 БУчитель: Мараник Любовь Викторовна Проектная деятельность также активно применяется мною   ...

Организационные модели внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Доклад на заседании методического объединения "Школа педагогического мастерства"  о базовой форме внеурочной деятельности...