«Военно – патриотический танец как средство духовно – нравственного воспитания»
учебно-методический материал на тему

Алымова Галина Ивановна

Потребность современного общества в формировании у детей морально – нравственных ориентиров и духовных ценностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Военно – патриотический танец как средство

духовно – нравственного воспитания»

Актуальность этой темы обусловлена потребностью современного общества в формировании у детей морально – нравственных ориентиров и духовных ценностей.

Вопросы патриотического воспитания актуальны для нашего времени. Необходимо четко осознавать значимость такого воспитания, особенно на фоне кризисных явлений российского общества – падения нравственных ценностей. Спасение наших детей от нравственного и духовного оскудения требует постоянного акцента на национальных традициях народа, на воспитании национального самосознания.

А ведь такие формы танцевального искусства, как народный или военно – патриотический танец, приобщают к историческим знаниям, развивают трудолюбие, коллективизм и ответственность.

В современной педагогике существует много противоречий. Я перечислю те, которые затрагивают мою работу. С одной стороны: ориентация общества на нравственно активную и устойчивую личности; необходимость формирования основ народной танцевальной культуры воспитанников существование социального заказа общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности. С другой стороны: рост разнообразных источников негативного характера ежедневного сильного воздействия на подростка, обрушивающихся на еще только формирующуюся сферу нравственности ребенка; пропаганда аморальности современной массовой культуры; отсутствие необходимых качеств у учащихся.

В своей работе я столкнулась с проблемой: преобладание интереса у подростков к танцам современного направления над народными и военно-патриотическими танцами, и как следствие - размытость нравственных ориентиров в обществе. Необходимость патриотического воспитания, но недостаточное участие в этом процессе.

Решение есть: создание условий для приобщения воспитанников к духовно – нравственным  ценностям русского народа и стремления к развитию своих творческих способностей, посредством военно-патриотического танца. Формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство танца, наслаждаться им, а также развивать свои художественно – творческие способности в процессе творчества хореографического коллектива.

Три года назад, я поставила себе несколько задач:

1.Разучить и поставить несколько разнонаправленных военно – патриотических танцев, в условиях материально технических ресурсов МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»;

2. Познакомить с военной культурой и творчеством военных ансамблей;

3. Доказать  эстетический, культурный и нравственный характер военных плясок;

4. Развивать творческие и художественные способности детей;

5. Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

6. Закрепить полученный результат и продолжить творческую танцевальную деятельность военно – патриотической направленности.

Моя деятельность состояла из нескольких этапов:

1. Подготовка условий создания системы патриотического воспитания:

- разработка программы по патриотическому воспитанию;

- разработка алгоритма проведения занятия;

- анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта;

- подбор диагностических методик по основным направлениям проекта;

- наблюдение, обработка и анализ данных о ребенке;

-  прогнозирование различных проблемных ситуаций на занятиях.

- разработка критериев оценки эффективности проекта.

2. Просмотр и изучение видео материалов:

- ансамбль «Казаки России»;

- Академический ансамбль песни и пляски имени А.В. Александрова;

- Ансамбль песни и пляски Западного военного округа;

- Государственный ансамбль песни и танца Тамбовской области «Ивушка» .

3. Разучивание движений, танцевальных фигур (обязательно личный пример).

4. Пошив костюмов и представление танцевального номера в целостном формате.

5. Участие в концертах и фестивалях патриотической направленности, конкурсах областного масштаба. А именно:

- Областной кадетский фестиваль - II место;

- Танцевальная мозаика - III место;

- Отчётный концерт Первомайского р-на;

- Конкурс на приз Главы района - I место;

- Смотр-конкурс МВД;

- и прочее.

Результаты проекта:

1. В период с сентября 2009 по март 2013 года было разучено и поставлено несколько разнонаправленных военно – патриотических танцев. А именно:

- танец «Яблочко»;

- шуточный танец «Военная кадриль»;

- «Гвардейская полька»;

- «Казачья плясовая»;

- «Солдатская пляска»;

- Танцевальная композиция «Закаты алые».

2. Воспитанники познакомились с военной культурой и творчеством военных ансамблей;

3. В результате вовлечения детей в творческий процесс, был доказан эстетический, культурный и нравственный характер военных плясок;

4. Наглядный рост творческих и художественных способностей детей;

5. Сформировано:

- понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина;

- ценностно-смысловые ориентации, нравственные ценности: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;

6. Развито чувство патриотизма и гражданской солидарности.

7. Приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших.

Выводы: Разучивание военно-патриотических танцев группой воспитанников творческого объединения, способствовало приобщению к духовно – нравственным ценностям русского народа. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Система воспитания, имеющая в себе духовно – нравственные основы в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. И общее и дополнительное образование, в лице школы, призвано содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Вся образовательная система, в общем и в частности, призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в современном мире.

Спасибо за внимание

Информационные источники:

1. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.:, 2006.

2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.

3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, 2006.

4. Орешкина Т. А.: Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность– Волгоград: Учитель, 2007г.

5. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

http://www.r-komitet.ru 

http://www.ivushka-tambov.ru 

http://www.cossacksdance.ru 

http://www.milcult.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания.

ГБОУ  СОШ  № 737    ЗАПАДНОГО  ОКРУГА   ГОРОДА   МОСКВЫ...

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Театральное искусство в кадетском корпусе, как средство духовно-нравственного воспитания гражданина.

В настоящее время все острее встает проблема воспитания подрастающего поколения. Поэтому перед учителями поставлены задачи создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала, развития...

«Внеурочная иноязычная проектная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания учащихся»

Статья представляет собой осмысление  опыта проектной деятельности за три года, особое внимание  уделяется процедуре выбора темы,формам презентации и мониторинга результатов...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...