Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
материал на тему
- Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 30.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Открытый урок по теме:
«Работа над музыкальным образом
в классе фортепиано
с применением традиционной
и инновационных технологий».
Автор -
преподаватель по классу фортепиано:
Павлова Зоя Николаевна
г. Инта, Республика Коми
2013 год
Открытый урок по теме:
«Работа над музыкальным образом
в классе фортепиано
с применением традиционной
и инновационных технологий».
Цель урока:
- Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
- Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
- Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
- Развивать техническую оснащённость.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
- Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Вид урока: интегрированный.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Реализуемые технологии:
- Развивающего обучения
- Творческая лаборатория
- Художественно-эстетическая
- Информационно-компьютерная
- Здоровьесберегающая
Оборудование:
- Фортепиано
- Стул
- Подставка под ноги
- Сборники нот
- Иллюстрации и рисунки
- Русские народные сказки
- Ноутбук
- Синтезатор
- Таблица
- Портреты композиторов
Ожидаемые результаты:
- Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
- У неё сформирован музыкальный образ;
- Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
- Начало урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
- Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением;
- Заключение:
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание.
№ п/п | Этап урока | Примечания |
1 | Начало урока Организационный момент: - Здравствуй, Карина. Приготовь ноты, дневник, присаживайся. Сообщение темы и постановка задач: - Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки. | Приветствие. Настрой на работу. |
2 | Основной этап Теоретическая часть: Педагог: сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. Кто такой Модест Петрович Мусоргский? Ученица: я не знаю. Педагог: А Александр Лубянцев? Ученица: тоже не знаю. Педагог: Карина, а сказки ты любишь? Ученица: да, очень! Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга? Ученица: мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга. Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что А.Хевелев – известный пианист и педагог. Где он работал? Ученица: в консерватории в Ростове. Педагог: А когда была написана пьеса? Ученица: Хевелев написал много пьес, целый альбом, когда был маленький. Педагог: Да, в совершенно юном возрасте он был очарован «Детским альбомом» П.И. Чайковского, в котором есть произведение «Баба-Яга». Ты тоже играешь пьесу из «Детского альбома». Какую? Ученица: «Новая кукла». Педагог: Как ты думаешь, Карина, музыка точно передаёт образ новой куклы, что он выражает? Ученица: Этот образ выражает радость, кажется, что девочка танцует вместе с куклой. Музыка лёгкая, ласковая. Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Помнишь, в начале урока я тебя спрашивала о композиторе Мусоргском? Он написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание. Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно. Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок. Ученица: У меня получилось так. Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер? Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, деминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс. Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Хевелев написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.
Практическая часть: Педагог:А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга» А. Хевелева. Ученица: исполняет произведение. Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка? Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушонка. Педагог: Опиши, какие у неё волосы? Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы. Педагог: А тембр голоса можно угадать? Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот. Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица? Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее. Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. Форма пьесы трехчастная. Что ты можешь о ней сказать? Ученица: В этой пьесе повторяются 1 и 3 части, а средняя часть отличается по музыке – она яркая, более выразительная. Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, что характеризует ещё и угрюмую, ушедшую в себя, сосредоточенную на своем деле особу. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь, и все это в миноре. Ученица: играет отрывок. Педагог: Дальше двигаемся. Проанализируем интервалы. Ученица: я помню, колючая секунда и тревожная упрямая кварта. Педагог: Молодец! Ты многое запомнила с предыдущих уроков. Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе Бабу-Ягу. Педагог: О чем же говорят нам интервалы? Ученица: Они показывают характер Бабы-Яги, она злая, упрямая, страшная. Педагог: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего? Ученица: низкие ноты передают голос Бабы-Яги, она разговаривает почти басом. Педагог: А как помогает динамика? Ученица: она часто меняется, поэтому чувствуется тревожность. Педагог: Да, посмотри какой разброс от пиано до форте, частые крещендо и диминуэндо говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа. Вот видишь, ты сама смогла все увидеть и понять. Давай рассмотрим вторую часть. Что сразу отличает её от первой? Ученица: Во второй части – аккорды, трудные и красивые, но я их уже выучила. Педагог: Я согласна, аккорды – тревожные, причудливые, волшебные – сразу понятно, что мы в сказке. Меняется фактура – она становится насыщенной, более густой. Кроме того, важную роль здесь играет ритм (ещё одно выразительное средство). На сцену выходит синкопа. Тут придется потрудиться. Покажи аккорды. Ученица: играет аккорды. Педагог: Хорошо, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру. А над синкопой поработаем так:
Ученица: выполняет упражнения. Педагог: Какую сцену мы здесь нарисовали? Ученица: Я думаю, что Баба-Яга колдует. Педагог: Конечно, она совершает какие-то магические ритуалы, какой-то волшебный обряд; прыгает, гикает, потрясает своей корявой клюкой в воздухе. Вот так аккорды и синкопа придали всему зловещий налет, погрузили нас в атмосферу страшной сказки. А в конце пьесы, в третьей части Баба-Яга уходит, и лишь издалека нам чудятся звуки, напоминающие о ней. Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги? Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось! Педагог: Несомненно! А мы, чтобы ещё больше почувствовать тембральные краски, поиграем на синтезаторе. Ученица: пробует сыграть мотивы первой части и аккорды средней части на ситезаторе. | Развитие познавательного интереса. Закрепление знаний полученных ранее, развитие памяти. Проверка эмоционального восприятия произведения ученицей. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса. Воспитание эстетического вкуса, умения слушать и слышать классическую музыку. Формирование навыка самостоятельности в обучении. Проверка творческого домашнего задания. Развитие воображения. Повторение ранее изученного материала. Постановка цели для изучения нового материала. Развитие речи, воображения. Формирование понятия «музыкальный образ». Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности. Формирование правильного туше. Закрепление пройденного, межпредметная связь с сольфеджио. Расширение представлений учащейся о возможностях фактуры и средств музыкальной выразительности. Преодоление технических неудобств. Работа над ритмической точностью. Воспитание прилежания в освоении исполнительского приема. Эмоциональное раскрытие образа для выявления общей кульминации произведения. Первичная проверка усвоения нового материала. Развитие внутреннего слуха, поиск новых тембральных красок. |
3 | Заключение Рефлексия: Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке? Ученица: создавали музыкальный образ Бабы-Яги. Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась? Ученица: Я узнала, что Бабу-Ягу изображали такие композиторы, как Чайковский, Лядов, Мусоргский и Хевелев. Познакомилась с произведением Мусоргского. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образы персонажей. Теперь я смогу дома работать над выразительностью образа Бабы-Яги. И ещё я заметила, что в музыкальных произведениях о Бабе-Яге все композиторы использовали штрих стаккато, наверное, потому что он передаёт слушателям тревожность. Оценивание: Педагог: Карина, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом Бабы-Яги, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку! Домашнее задание: Педагог:
До свидания, на следующем уроке нас также ждёт интересная работа! | Подведение итогов урока. Закрепление знаний. Формирование умения делать выводы, обобщения. Постановка перспективных целей для дальнейшей работы. Комментарии педагога к работе ученицы, обоснование оценки. Постановка задач для отработки приемов, рассмотренных на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"
Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....
Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"
Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....
Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над музыкальным образом"
Работа над пьесой П.И.Чайковского "Осень"...
Открытый урок по теме: « В детском музыкальном театре. Опера» Музыка 2 класс по программе Е.С.Критской
Открытый урок во 2 классе по теме: "В детском музыкальном театре. Опера". На данном уроке учащиеся познакомятся с понятием "музыкальный театр, послушают оперу М.Коваля "Волк и семе...
Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных технологий.
Открытый урок проводился в рамках прогрммы по музыке Е. Критской и Сергеевой по теме:"Авторская песня:прошлое и настоящее". Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне...
Конспект Открытого урока по теме «Работа над качеством звукоизвлечения в классе фортепиано»
С первых уроков для меня важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук полный, мягкий, сочный, и привить потребность в таком звучании....
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Зоя Николаевна! Познакомилась
Зоя Николаевна! Познакомилась с конспектом Вашего открытого урока. Очень подробно изложена практическая часть.Понравились методические приемы, используемые Вами на уроке. Спасибо за публикацию!