Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
материал на тему
- Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Открытый урок по теме:
«Работа над музыкальным образом
в классе фортепиано
с применением традиционной
и инновационных технологий».
Автор -
преподаватель по классу фортепиано:
Павлова Зоя Николаевна
г. Инта, Республика Коми
2013 год
Открытый урок по теме:
«Работа над музыкальным образом
в классе фортепиано
с применением традиционной
и инновационных технологий».
Цель урока:
- Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
- Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
- Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
- Развивать техническую оснащённость.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
- Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Вид урока: интегрированный.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Реализуемые технологии:
- Развивающего обучения
- Творческая лаборатория
- Художественно-эстетическая
- Информационно-компьютерная
- Здоровьесберегающая
Оборудование:
- Фортепиано
- Стул
- Подставка под ноги
- Сборники нот
- Иллюстрации и рисунки
- Русские народные сказки
- Ноутбук
- Синтезатор
- Таблица
- Портреты композиторов
Ожидаемые результаты:
- Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
- У неё сформирован музыкальный образ;
- Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
- Начало урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
- Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением;
- Заключение:
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание.
№ п/п | Этап урока | Примечания |
1 | Начало урока Организационный момент: - Здравствуй, Карина. Приготовь ноты, дневник, присаживайся. Сообщение темы и постановка задач: - Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки. | Приветствие. Настрой на работу. |
2 | Основной этап Теоретическая часть: Педагог: сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. Кто такой Модест Петрович Мусоргский? Ученица: я не знаю. Педагог: А Александр Лубянцев? Ученица: тоже не знаю. Педагог: Карина, а сказки ты любишь? Ученица: да, очень! Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга? Ученица: мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга. Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что А.Хевелев – известный пианист и педагог. Где он работал? Ученица: в консерватории в Ростове. Педагог: А когда была написана пьеса? Ученица: Хевелев написал много пьес, целый альбом, когда был маленький. Педагог: Да, в совершенно юном возрасте он был очарован «Детским альбомом» П.И. Чайковского, в котором есть произведение «Баба-Яга». Ты тоже играешь пьесу из «Детского альбома». Какую? Ученица: «Новая кукла». Педагог: Как ты думаешь, Карина, музыка точно передаёт образ новой куклы, что он выражает? Ученица: Этот образ выражает радость, кажется, что девочка танцует вместе с куклой. Музыка лёгкая, ласковая. Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Помнишь, в начале урока я тебя спрашивала о композиторе Мусоргском? Он написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание. Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно. Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок. Ученица: У меня получилось так. Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер? Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, деминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс. Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Хевелев написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.
Практическая часть: Педагог:А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга» А. Хевелева. Ученица: исполняет произведение. Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка? Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушонка. Педагог: Опиши, какие у неё волосы? Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы. Педагог: А тембр голоса можно угадать? Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот. Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица? Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее. Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. Форма пьесы трехчастная. Что ты можешь о ней сказать? Ученица: В этой пьесе повторяются 1 и 3 части, а средняя часть отличается по музыке – она яркая, более выразительная. Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, что характеризует ещё и угрюмую, ушедшую в себя, сосредоточенную на своем деле особу. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь, и все это в миноре. Ученица: играет отрывок. Педагог: Дальше двигаемся. Проанализируем интервалы. Ученица: я помню, колючая секунда и тревожная упрямая кварта. Педагог: Молодец! Ты многое запомнила с предыдущих уроков. Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе Бабу-Ягу. Педагог: О чем же говорят нам интервалы? Ученица: Они показывают характер Бабы-Яги, она злая, упрямая, страшная. Педагог: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего? Ученица: низкие ноты передают голос Бабы-Яги, она разговаривает почти басом. Педагог: А как помогает динамика? Ученица: она часто меняется, поэтому чувствуется тревожность. Педагог: Да, посмотри какой разброс от пиано до форте, частые крещендо и диминуэндо говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа. Вот видишь, ты сама смогла все увидеть и понять. Давай рассмотрим вторую часть. Что сразу отличает её от первой? Ученица: Во второй части – аккорды, трудные и красивые, но я их уже выучила. Педагог: Я согласна, аккорды – тревожные, причудливые, волшебные – сразу понятно, что мы в сказке. Меняется фактура – она становится насыщенной, более густой. Кроме того, важную роль здесь играет ритм (ещё одно выразительное средство). На сцену выходит синкопа. Тут придется потрудиться. Покажи аккорды. Ученица: играет аккорды. Педагог: Хорошо, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру. А над синкопой поработаем так:
Ученица: выполняет упражнения. Педагог: Какую сцену мы здесь нарисовали? Ученица: Я думаю, что Баба-Яга колдует. Педагог: Конечно, она совершает какие-то магические ритуалы, какой-то волшебный обряд; прыгает, гикает, потрясает своей корявой клюкой в воздухе. Вот так аккорды и синкопа придали всему зловещий налет, погрузили нас в атмосферу страшной сказки. А в конце пьесы, в третьей части Баба-Яга уходит, и лишь издалека нам чудятся звуки, напоминающие о ней. Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги? Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось! Педагог: Несомненно! А мы, чтобы ещё больше почувствовать тембральные краски, поиграем на синтезаторе. Ученица: пробует сыграть мотивы первой части и аккорды средней части на ситезаторе. | Развитие познавательного интереса. Закрепление знаний полученных ранее, развитие памяти. Проверка эмоционального восприятия произведения ученицей. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса. Воспитание эстетического вкуса, умения слушать и слышать классическую музыку. Формирование навыка самостоятельности в обучении. Проверка творческого домашнего задания. Развитие воображения. Повторение ранее изученного материала. Постановка цели для изучения нового материала. Развитие речи, воображения. Формирование понятия «музыкальный образ». Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности. Формирование правильного туше. Закрепление пройденного, межпредметная связь с сольфеджио. Расширение представлений учащейся о возможностях фактуры и средств музыкальной выразительности. Преодоление технических неудобств. Работа над ритмической точностью. Воспитание прилежания в освоении исполнительского приема. Эмоциональное раскрытие образа для выявления общей кульминации произведения. Первичная проверка усвоения нового материала. Развитие внутреннего слуха, поиск новых тембральных красок. |
3 | Заключение Рефлексия: Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке? Ученица: создавали музыкальный образ Бабы-Яги. Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась? Ученица: Я узнала, что Бабу-Ягу изображали такие композиторы, как Чайковский, Лядов, Мусоргский и Хевелев. Познакомилась с произведением Мусоргского. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образы персонажей. Теперь я смогу дома работать над выразительностью образа Бабы-Яги. И ещё я заметила, что в музыкальных произведениях о Бабе-Яге все композиторы использовали штрих стаккато, наверное, потому что он передаёт слушателям тревожность. Оценивание: Педагог: Карина, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом Бабы-Яги, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку! Домашнее задание: Педагог:
До свидания, на следующем уроке нас также ждёт интересная работа! | Подведение итогов урока. Закрепление знаний. Формирование умения делать выводы, обобщения. Постановка перспективных целей для дальнейшей работы. Комментарии педагога к работе ученицы, обоснование оценки. Постановка задач для отработки приемов, рассмотренных на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-271192-1384108629.jpg)
Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"
Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-271192-1384108629.jpg)
Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"
Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/04/picture-825025-1475592066.jpg)
Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над музыкальным образом"
Работа над пьесой П.И.Чайковского "Осень"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/22/picture-1033825-1603389713.jpg)
Открытый урок по теме: « В детском музыкальном театре. Опера» Музыка 2 класс по программе Е.С.Критской
Открытый урок во 2 классе по теме: "В детском музыкальном театре. Опера". На данном уроке учащиеся познакомятся с понятием "музыкальный театр, послушают оперу М.Коваля "Волк и семе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/11/picture-750602-1699726812.jpg)
Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных технологий.
Открытый урок проводился в рамках прогрммы по музыке Е. Критской и Сергеевой по теме:"Авторская песня:прошлое и настоящее". Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65580.jpg)
Конспект Открытого урока по теме «Работа над качеством звукоизвлечения в классе фортепиано»
С первых уроков для меня важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук полный, мягкий, сочный, и привить потребность в таком звучании....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/07/picture-808573-1615144394.jpg)
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Зоя Николаевна! Познакомилась
Зоя Николаевна! Познакомилась с конспектом Вашего открытого урока. Очень подробно изложена практическая часть.Понравились методические приемы, используемые Вами на уроке. Спасибо за публикацию!