Использование на занятиях средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся
статья
Предварительный просмотр:
Использование на занятиях средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся
Прямое и непосредственное назначение стимулов - ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.
- Методы стимулирования деятельности и поведения — методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения.
Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т. е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.). Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. В основе методов стимулирования лежит воздействие на мотивационную сферу личности, направленное на формирование у воспитанников осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности. Они оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формируют у него навыки управления своими эмоциями, учат управлять конкретными чувствами, понимать свои эмоциональные состояния и порождающие их причины. Данные методы воздействуют и на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание), а также навыков самостоятельного поведения.
В своей работе использую следующие методы:
Соревнование - помогает увидеть и правильно, по достоинству оценить возможности каждого ребенка. Знание потенциальных способностей каждого отдельно взятого воспитанника делает возможным наметить разумную перспективу в дальнейшем развитии способностей, которые должна быть по силам этому ребенку. В группе оно воспитывает волю и характер воспитанников. Особенное значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами воспитанники, они же подводят итоги и определяют победителей. Формы соревнования: конкурсы, смотры художественной самодеятельности, выставки изобразительного искусства и технического творчества (Конкурсы рисунков посвященных дню Защитника Отечества, дню пожилого человека, безопасность и др., выставки ДПИ-« Рождество встречает друзей»,«Флористическая радуга», вокальный конкурс Фейерверк талантов, акция «Помоги птице зимой», )
Поощрение т.е.положительная оценка поступков или поведения учащегося или в целом коллектива. Основанием для поощрения должно быть выполнение требования коллектива.
Поощряя, стремлюсь, чтобы поведение воспитанников мотивировалось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. Решая вопрос о поощрении, советуюсь с воспитанниками.(В качестве поощрения использую одобрение, похвалу, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками)
Наказание – в педагогическом смысле этого слова – внушение воспитаннику, что педагог (или в общем случае коллектив) недоволен поведением, отношением к школьным делам, его конкретными поступками . Использую следующие виды наказания, связанные: 1) с наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав.
Ситуация успеха – Важно психологически настроить воспитанников к тому, что их деятельность будет успешной, создать настрой на положительный результат учения. Достигаю это различными способами, поддержкой стремления к успеху, похвалой в процессе работы на занятии, показом положительных итогов деятельности воспитанников в группе. Большое значение имеет создание успеха для слабоуспевающих учеников. Контролируя поэтапно работу воспитанников, стараюсь выбрать такой момент, когда уверена в положительном результате деятельности обучающихся.
В заключение следует сказать, что методы стимулирования - важная, но не единственная часть педагогической технологии, в которой не менее значимы и организация деятельности воспитанников, и формирование их правильного отношения к актуальным для них проблемам. Генеральная перспектива педагогики заключается в развитии потенциала самовоспитания учащихся, что, в принципе, соответствует закономерностям развития человеческого сознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ребусов, как средство повышения учебной мотивации у обучающихся со сниженным интеллектом на занятиях по социально-бытовой ориентировке
В статье представлены ребусы по разным разделам СБО....
«Коррекция психопатических форм поведения у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках-занятиях коммуникативной стимуляции».
Статья написана на основании материалов М.С.Певзнер и Т.А. Власовой, а так же на основании опыта работы в специальной коррекционной школе VIII вида.Здесь описаны особенности поведения детей-психопатов...
Практическое занятие по профилактике девиантного поведения обучающихся средствами сказкотерапии
Практическое занятие разработано педагогом-психологом с целью организации профилактической работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению...
Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы
Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы...
Игры и упражнения на развитие тактильной стимуляции с использованием методов и средств альтернативной коммуникации.
В данном сообщение описаны особенности тактильного восприятия детей имеющих диагноз "глубокая умственная отсталость". Чётко раскрыты этапы работы по развитию тактильного волсприя...
Методическая разработка серии занятий по внеурочной деятельности «Хор» для обучающихся 5-6 классов « Подарок ко Дню защитника Отечества. Проект «Песня для папы»
Автор Филатова С.Ю. предлагает методическую разработку внеурочных занятий по вокально-хоровому пению, работа над песней «День без выстрела на земле» сл.Михаила Дуди...
Технология личностно-ориентированного подхода наставника как средство предупреждения общественно опасного поведения обучающихся среднего школьного возраста
Современное пространство молодёжи характеризуется тем, что нормы морали, которые ранее строго соблюдались, ныне попираются. Под влиянием западных течений в современном обществе меняется культурн...