Технология личностно-ориентированного подхода наставника как средство предупреждения общественно опасного поведения обучающихся среднего школьного возраста
материал
Современное пространство молодёжи характеризуется тем, что нормы морали, которые ранее строго соблюдались, ныне попираются. Под влиянием западных течений в современном обществе меняется культурное пространство молодежи, а вслед за ним кардинально меняются их взгляды на смысложизненные ценности. Личностно-ориентированный подход ставит в центр всей системы образования и воспитания личность ребёнка, обеспечивает комфортные условия в семье и школе, реализует имеющиеся природные потенциалы и предупреждает общественно опасное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Тема: «Технология личностно-ориентированного подхода наставника как средство предупреждения общественно опасного поведения обучающихся среднего школьного возраста»
Авторы: Коломыцева Эльвира Люмировна, Обмачевская Дарья Викторовна, учителя высшей категории МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов |
г. Нефтекумск 2024 г.
Актуальность внедрения воспитательной технологии | Современное пространство молодёжи характеризуется тем, что нормы морали, которые ранее строго соблюдались, ныне попираются. Под влиянием западных течений в современном обществе меняется культурное пространство молодежи, а вслед за ним кардинально меняются их взгляды на смысложизненные ценности. Личностно-ориентированный подход ставит в центр всей системы образования и воспитания личность ребёнка, обеспечивает комфортные условия в семье и школе, реализует имеющиеся природные потенциалы и предупреждает общественно опасное поведение. |
Краткое описание воспитательной технологии | На основе инноваций из различных сфер: психологии, молодежной политики и философии была создана воспитательная технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в развивающем пространстве, позволяющая ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, основанная на гуманно-личностной технологии, технологии сотрудничества и технике досуговых практик. Этот симбиоз поможет сформировать смысложизненные ценности молодежи. Деятельность осуществляется на основе социального партнёрства, что даёт возможность обеспечивать социализацию обучающихся на базе расширения взаимоотношений с различными структурами города, края, региона, организациями, движениями, учреждениями. |
Целевая аудитория воспитательной технологии | Ученики 7-11 классов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающая требованиям содержания новых образовательных программ. |
Цель и задачи воспитательной технологии | Цель: формирование смысложизненных ценностей, твёрдой гражданской позиции через гуманно-личностную технологию, технологию сотрудничества и технику досуговых практик. Задачи:
|
Приемы, методы реализации воспитательной технологии | Гуманно-личностная техника формирует смысложизненные ценности, твёрдую гражданскую позицию через добровольчество, патриотические акции, тренинги и деловые игры, направленные на личностное развитие. Приемами данной техники являются метод календарного планирования, метод анализа рисков, метод Soft Skills (развитие гибких навыков) и другие. Техника сотрудничества реализует принцип демократизации школьного образования, равенство в отношениях наставника с ребёнком, партнёрство в системе взаимоотношений «взрослый – ребёнок». Одним из наиболее эффективных приемов этой техники является прием «Здесь и сейчас», который помогает вернуть внимание к настоящему, понять, что данный момент жизни важен для достижения целей и мечты. Самореализация через техники досуга. Одним из наиболее эффективных приемов этой техники является метод «записной книжки», прием шоу-технологии. |
SWOT-анализ воспитательной технологии | Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной технологии |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной технологии |
|
Период реализации воспитательной технологии | 2 года *в приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной технологии по Диаграмме Ганта |
Результаты (ожидаемые результаты внедрения предлагаемой практики в воспитательный процесс |
|
Приложение № 1
SWOT-анализ воспитательной технологии
« Технология личностно-ориентированного подхода наставника как средство предупреждения общественно опасного поведения обучающихся среднего возраста»
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
1. Новизна практики. 2.Специализированное анкетирование и диагностические опросники. 3. Базируется на принципах психологии, молодежной политики и философии. | 1. Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс. 2. Привлечение социальных партнеров из различных профессиональных областей. 3. Трансляция опыта воспитательной практики на региональном уровне. |
Слабые стороны | Угрозы (риски) |
1. Высокие материальные затраты (экскурсии, мероприятия, акции). 2.Дисбаланс между личностными и временными ресурсами педагога. | 1. Отсутствие помещения для проведения занятий с детьми. 2. Отсутствие методической литературы для сопровождения практики. |
Приложение № 2
План-график реализации воспитательной технологии
(Диаграмма Ганта)
№ | Наименование этапа | Длительность | Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах) | |||||
Сентябрь октябрь ноябрь | декабрь январь февраль | март апрель май | Сентябрь октябрь ноябрь | декабрь январь февраль | март апрель май | |||
1 | Подготовительный | 3 месяца | ||||||
2 | Организационный | 3 месяца | ||||||
3 | Теоретический | 3 месяца | ||||||
4 | Практический | 9 месяцев | ||||||
5 | Итоговый | 3 месяца |
*синим цветом в диаграмме наглядно показано, в какой период будет реализован определенный шаг/этап/задача
Приложение № 3
Личностно-ориентированная технология , опирающаяся на принципы гуманизации и демократизации взаимоотношений с обучающимися, направлена на развитие личностных качеств ребёнка, отличается от других индивидуальным подходом управлением сотрудничества и яркой гуманистической направленностью содержания. Формирование личностных качеств, обеспечивающих социализацию ребёнка в будущем с применением личностно-ориентированного подхода, позволяет воспитать всесторонне развитую личность, готовую к вызовам современного мира.
Гуманно-личностная техника отличается своей психолого-терапевтической направленностью, одним из приёмов которой является анкетирование.
Анкетирование проводится в начале и в конце года, а затем анализ результатов позволяет определить правильно ли происходит ранжирование смысложизненных ценностей или нет.
Анкета "Жизненные ценности"
Что для вас самое главное в жизни? (отметьте, подчеркнув три варианта)
- Здоровье.
- Материальная обеспеченность.
- Возможность заниматься творчеством.
- Благополучие семьи и близких.
- Соблюдение этических норм и норм морали.
- Карьерный рост.
- Возможность помогать людям.
- Принятие.
- Отдых и развлечения.
Какие из этих ценностей вы считаете труднодостижимыми? (приведите три примера)
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
Довольны ли вы тем, как складывается ваша жизнь? (подчеркните)
- Да, вполне
- Не совсем
- Меня не устраивает моя жизнь
В чем вы видите причину своих успехов и неудач? (подчеркните)
- Это - стечение обстоятельств
- Это - результат чужих действий, которые от меня не зависят
- Причина - в моих собственных поступках и чертах характера [1].
Далее, исходя из данных результатов, организуется работа в направлении коррекции смысложизненных ценностей.
Техника сотрудничества.
Сущность данной технологии заключается в заданных исходных установках: социальном заказе (родители, школа, общество), образовательном ориентире, помощи в социализации обучающихся [2].
Приемами данной технологии являются:
- метод календарного планирования;
- метод анализа рисков;
- метод Soft Skills (развитие гибких навыков) и другие;
- метод «Здесь и сейчас»
Метод «Здесь и сейчас», который может широко применяться в школьной жизни и при регулярной практике приносит прекрасный эффект:
- тренировка навыка возвращения в настоящий момент, радость от присутствия в нём;
- снижение тревожности и улучшение настроения;
- умение работать со своим подсознанием, убеждениями и эмоциями.
Этот метод помогает вернуть внимание к настоящему, понять, что данный момент жизни важен для достижения целей и мечты. Сделай сейчас, не откладывай на завтра.
Инструментами метода «Здесь и сейчас» являются квесты и тренинги, упражнения «Снежный ком», «Копилка новостей», «Прошлое, настоящее, будущее».
Метод Soft Skills
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми [3].
Независимо от специальности ребенку понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков» в будущем. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни [4]. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
На основе метода Soft Skills хорошо проводить так называемые «планерки» с классом, рабочие встречи или организационные классные часы, деля его на группы по категориям:
- коммуникация;
- критическое мышление;
- управление проектами, людьми и собой;
- наставничество и менторинг;
- решение проблем и принятие решений;
- эмоциональный интеллект;
- экологическое мышление;
- милосердие;
- самоанализ и саморефлексия.
Инструментами этого метода являются классные встречи, планирование, тренинги, социальное партнерство и классные часы, деловые игры «Царство», «Найди пару», «Сотворение мира», упражнения «Просьба», «Мой идеальный коллектив»
Деловая игра «Объединенное королевство»
Ученикам предлагается представить себя жителями объединенного королевства. Как во всяком королевстве, здесь есть король, королева, их придворные и подданные.
Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом их функции при дворе.
Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получают свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон, остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал.
На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по одному изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения.)
Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос - что происходит в нашем королевстве?
Обсуждение (примерные темы): «Я понял, что сегодня / сейчас...»; «Меня удивило...»; «Я почувствовал...»; «Думаю, что...»; «Сегодня меня раздражало...»; «Мне очень понравилось / не понравилось...».
Упражнение «Просьба»
Цель: Активизация участников, формирования навыков убеждения, развитие навыков креативности, поиск нестандартного решение проблем, анализ средств достижения цели.
Инструкция: Каждый из вас получает по 5 монет. В течение 5 минут вы свободно передвигаетесь по кабинету, стараясь собрать как можно монет. Второй участник может дать. А может не дать вам монету. Но вы должны постараться его уговорить или еще другим способом увеличить монеты.
Обсуждение: Какая тактика получение денег у каждого участника? Что удалось, а что сложно? Легко ли расставаться со своими деньгами и какие аргументы самые действенные? Кто больше собрал монет, какая тактика? Кто остался без монет, что чувствовали, когда отдавали монеты и почему? Всегда ли цель достигается любыми средствами?
Результатом техники регулярного менеджмента является построение классного коллектива, нахождение оптимального варианта в управлении классом, чёткое разграничение прав и обязанностей учащихся. Главное – это умелая организация процесса, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение учащихся.
Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»
Нарисуйте три больших круга на листе бумаги, отметив любым удобным для вас символом или знаком каждый из них: это круг прошлое, этот - настоящее, этот – будущее. Вспомните и напишите или нарисуйте в каждом круге 5-7 событий, которые имели, имеют или могут иметь для вас наиболее важное значение. Влияние в жизни. Поразмышляйте, какие перемены принесли, принесут в вашу жизнь эти события.
Упражнение «Чемодан»
Участники группы называют необходимые качества, которые пригодятся им в пути, ведущий записывает их на изображении чемодана.
Упражнение «Продолжи фразу «Жизнь – это…» или «Я живу для того, чтобы …»
Цель: помочь подростку осознать смысл жизни.
Игра «Хороший день»
Каждый участник говорит о том, что хорошего произошло в его жизни за день.
Ведущий обращается к группе: «Многое в своей жизни мы делаем автоматически: встаем утром, едим, учимся или работаем, смотрим телевизор, ложимся спать. Жизнь становится привычной и однообразной. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путь под названием «жизнь», осознать свои жизненные цели, в чем для каждого из вас заключается смысл жизни, приобрести новый опыт, новые взгляды на жизнь в целом, увидеть в окружающей действительности что-то неожиданное и очень ценное.
Возьмите с собой в дорогу те свои качества, которые помогают вам в жизни».
Игра упражнение «Мечтатель»
Ребята записывают на карточках то, о чем мечтают, потом опускают их в коробочку. Когда все выполнят задание, то по очереди достают первую попавшую карточку. С этого момента каждый должен рассказать о мечте, написанной на карточке, как о своей. Это дает возможность посмотреть на свою мечту со стороны, оценить возможности и пути осуществления.
Упражнение «Прекрасное далёко»
Цель: выработать у участников тренинга умение составлять позитивный образ будущего для того, чтобы справляться с ежедневными проблемами и страхами. Игра предназначена для направленной визуализации.
Инструкция: Ведущий говорит членам группы: «Вы долго путешествовали и, наверное, устали. Сядьте как можно удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха.
Представьте себе, что каждый из вас заснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит себя самого через 5 лет. (На выполнение этого задания дается 15 секунд.)
Обратите внимание на то, как вы выглядите через 5 лет, где вы живете, что вы делаете. (На выполнение этого задания дается 15 секунд.) Представьте себе, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (На выполнение этого задания дается 15 секунд.)
Теперь сделайте три глубоких вдоха. Потянитесь, напрягите, а затем расслабьте свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что увидели.
Сейчас каждый возьмет лист бумаги и запишет, каким он будет через 5 лет: где будет жить и работать, кто будет рядом. Подумайте также над тем, как вы достигли этого. (На выполнение этого задания дается 10 минут.)»
После выполнения задания участники вновь занимают свои места в кругу. Проводится обсуждение. Ведущий задает участникам тренинга следующие вопросы:
• Довольны ли вы увиденным образом будущего?
• Что понравилось больше всего?
• Было ли что-то, что не понравилось?
• Что хотели бы изменить в своем образе будущего?
• Какие шаги для этого необходимо сделать?
Самореализация через техники досуга
Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. С одной стороны, в случае, когда ребенок имеет большой объем неорганизованного свободного времени и не умеет распорядиться им, это нередко приводит к духовной нищете, внутренней опустошенности, лени и безделью. С другой стороны, современный ребенок, имеющий свободный доступ в интернет и множество источников информации, в силу огромной загруженности и информационной многозадачности попадает в ситуацию «жизнь равна учебе». В этом случае ребенок так же несчастлив. Отсюда и возникают всевозможные асоциальные формы поведения подростков, что не способствует формированию смысложизненных ценностей.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Ключевыми направлениями реализации техник досуга являются:
- Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность;
- Вовлечение молодежи в занятия творчеством;
- Патриотическое воспитание молодежи;
- Привлечение молодежи к ведению ЗОЖ и занятию спортом и другие.
Досуговые техники – это возможность выбора времяпровождения не по популярности и престижности, а через стремление к самопознанию и пониманию смысла жизни.
Одним из наиболее эффективных приемов этой техники является метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.
Так же эффективен и прием шоу-технологии. Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:
- деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);
- соревновательность на сцене;
- подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.
Этапы: подготовка («Сцена», «Ведущий», «Зал», оценивание, оформление); реализация: запуск (разогрев); сценическое действо; финал; диагностика результата.
Основными инструментами данной техники являются анкетирование, опросники, праздничные мероприятия, тематические классные часы. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, однако, не всегда классный руководитель строит свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, предлагать новые формы и виды досуговых занятий.
Cписок литературы
- Афанасьева, Ю.Л. Кошарная, Г.Б.; «Ценностные ориентации современной российской молодежи»
- Живага А.Ю. Особенности профессиональных ориентаций молодежи /[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01003541708
- https://урок.рф/library/razvitie_soft_skills_kak_trend_sovremennogo_obr_090423.html
- https://trends.rbc.ru/trends/education/5e90743f9a7947ca3bbb6523
- https://mnfs.ru/about/
- https://cyberpedia.su/11xa86c.html
- https://assz.ru/psihologicheskii-trening-na-smysl-zhizni-cikl-treningovyh-zanyatii-s/
- http://www.psihdocs.ru/lekciya-pedagogicheskie-tehnologii-v-vospitatelenom-processe-i.html?page=7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат «Развитие орфографической грамотности обучающихся среднего школьного возраста»
Теоретические и практические материалы по развитию орфографической грамотности обучающихся...
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста...
Мероприятие для обучающихся среднего школьного возраста.Терроризм.
В рамках данного занятия дети получат необходимые знания о сущности терроризма. А так же познакомятся с правилами безопасности и способами поведения в чрезвычайной ситуации.Цели: - фор...
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста
Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной моти...
Методические разработки на тему "метод круговой тренировки для развития силы обучающихся среднего школьного возраста".
Михайлова А. Г.Учитель физической культуры Содержание комплексов для развития силы мышц у детей среднего школьного возраста по метолу круговой тренировки Изучение ...
Методические рекомендации для проведения родительских собраний на тему "Профилактическая работа,направленная на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи"
Своевременное информирование родителей о последствиях тех, или иных действий ребёнка в соответствии с законодательством РФ предотвращается большую часть правонарушений со стороны учащихся....
Научная публикация: "Современная хореография как средство развития творческого воображения у детей среднего школьного возраста"
В процессе социально-экономических преобразований общества возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность в людях, имеющих не только прочные и глубо...